Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Богатская основная общеобразовательная школа»
«Утверждено»
Директор МКОУ «Богатская ООШ» Г.В.Доль приказ № от 2016 г.
Рабочая программа учебного предмета: Обществознание для 8 класса основного общего образования на 2016/2017 учебный год.
Составитель: Заковряшина Инна Сергеевна
учитель обществознания
п. Богатское
2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273 -ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об Образовании Российской Федерации»; приказа Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений.
В УМК входит:
-Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы Москва «Просвещение» 2011
- учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой Москва «Просвещение» 2010
- Обществознание. Рабочая тетрадь 8 класс авт. О.А. Котова Т.Е. Лискова Москва «Просвещение» 2013
-Поурочные разработки Обществознание 8 класс авт. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой Москва «Просвещение» 2016
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели и задачи курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Описание места предмета в учебном плане. На весь курс обучения в 8 классе по базисному учебному плану МКОУ «Богатская основная общеобразовательная школа» отводится 35 учебных часов, по 1 часу в неделю.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
2. Содержание учебного предмета
Введение (1 час) Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема 1. Личность и общество (4 часа)
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 3. Экономика (13 часов)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (6 часов)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
3.Тематическое планирование 8 класс.
№ п/п | Тема блока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Личность и общество. | 4 |
3 | Сфера духовной культуры. | 8 |
4 | Экономика. | 15 |
5 | Социальная сфера. | 7 |
Итого: | 35 |
4.Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | № урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
1 | 1 | Введение. | 1 | | | |
Личность и общество (4 ч.) |
2 | 1 | Быть личностью. | 1 | | | |
3 | 2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | | | |
4 | 3 | Развитие общества. | 1 | | | |
5 | 4 | Урок обобщения. | 1 | | | |
Сфера духовной культуры (8 ч.) |
6 | 1 | Сфера духовной жизни. | 1 | | | |
7 | 2 | Мораль. | 1 | | | |
8 | 3 | Долг и совесть. | 1 | | | |
9 | 4 | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | | | |
10 | 5 | Образование. | 1 | | | |
11 | 6 | Наука в современном обществе. | 1 | | | |
12 | 7 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | | | |
13 | 8 | Урок обобщения. | 1 | | | |
Экономика (15 ч.) |
14 | 1 | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 | | | |
15 | 2 | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 | | | |
16 | 3 | Главные вопросы экономики. | 1 | | | |
17 | 4 | Главные вопросы экономики | 1 | | | |
18 | 5 | Собственность. | 1 | | | |
19 | 6 | Рыночная экономика. | 1 | | | |
20 | 7 | Производство – основа экономики. | 1 | | | |
21 | 8 | Предпринимательская деятельность. | 1 | | | |
22 | 9 | Роль государства в экономике. | 1 | | | |
23 | 10 | Распределение доходов. | 1 | | | |
24 | 11 | Потребление. | 1 | | | |
25 | 12 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | | | |
26 | 13 | Безработица, её причины и последствия. | 1 | | | |
27 | 14 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | | | |
28 | 15 | Урок обобщения. | 1 | | | |
Социальная сфера (7 ч.) |
29 | 1 | Социальная структура общества. | 1 | | | |
30 | 2 | Социальные статусы и роли. | 1 | | | |
31 | 3 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | | | |
32 | 4 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | | | |
33 | 5 | Отклоняющееся поведение. | 1 | | | |
34 | 6 | Урок обобщения. | 1 | | | |
35 | 7 | Урок обобщения по курсу. | 1 | | | |
Итого: | 35 | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Устный, письменный ответ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Тестовые задания
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Эссе
|
|
Оценка "5"-"суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы". Оценка "4"- "представлена и пояснена собственная позиция обучающегося". Оценка "3"- "смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании". |