СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к ОГЭ 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлен план подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 класса. Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к ОГЭ 9 класс»

Пояснительная записка


Программа «Подготовка к ОГЭ по биологии» составлена на основе Закона об образовании, кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017– 2018 г. г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ГИА по биологии за предыдущие годы.

Цель

- подготовка выпускников 9 класса к основному государственному экзамену
Задачи

- отработка и закрепление знаний базового уровня

- повышение качества знаний учащихся

- обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ОГЭ

- формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;
 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

- обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
 - воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

Рабочая программа по биологии предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

- использовании информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.

На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 34 часа (1 час в неделю)


Учебно-тематический план


п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения

Отметка о выполнении

1

Выявление у учащихся списка выбранных предметов на устную итоговую аттестацию.

1 неделя сентября


2

Мотивация выпускника на получение положительных знаний по интересующему его предмету, предложение взаимопомощи.

2 неделя сентября


3

Встреча с родителями выпускника, обсуждение плана совместных действий.

3 неделя сентября


4

Помощь ученику в планировании самостоятельной учебной деятельности по подготовке к ОГЭ.

4 неделя сентября


5

Прорешивание варианта пробного ОГЭ по предмету (входной срез).

02-07.10.2017.


6

Ознакомление с общей характеристикой ОГЭ выпускников 9 класса по биологии. Изучение инструкции для выполнения работы. Специфика заданий частей «I» и «II».

09-14.10.2017.


7

Анализ ошибок пробного ОГЭ. Коррекция знаний.

16-21.10.2017.


8

Изучение инструкции для участника экзамена по заполнению бланков ответов при выполнении экзаменационной работы. Тренировка заполнения.

23-28.10.2017.


9

Методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии. Роль самостоятельности в подготовке к ОГЭ.

30-31.10.2017.


10

Самостоятельная подготовка (в связи с наступлением осенних каникул).

01.10-06.11. 2017.


11

Индивидуальная консультация по ликвидации пробелов, выявленных в ходе самостоятельной подготовки (по желанию уч-ся).

07-11.11.2017.

(и ежедневно)


12

Прорешивание варианта КИМа.

12-18.11.2017.


13

Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний.

20-25.11.2017.


14

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Биология — наука о живой природе».

(Биология как наука. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы).

27-30.11.2017.


15

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Клетка как биологическая система».

(Клеточная теория, её основные положения. Клетка — структурная и функциональная единица живого. Многообразие клеток. Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. Метаболизм. Деление клетки. Митоз и мейоз.)

01-09.12.2017.


16

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Организм как биологическая система».

(Разнообразие организмов. Вирусы. Воспроизведение организмов. Онтогенез, его закономерности).

11-16.12.2017.


17

Прорешивание варианта КИМа.

18-23.12.2017.


18

Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний.

25-28.12.2017.


19

Самостоятельная подготовка (в связи с наступлением зимних каникул).

29.12.2017 -

09.01.2018.


20

Консультация по ликвидации пробелов, выявленных в ходе самостоятельной подготовки.

10-13.01.2018.


21

Прорешивание варианта КИМа.

15-20.01.2018.


22

Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний.

22-27.01.2018.


23

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Многообразие организмов».

(Систематика, таксономические категории. Царство бактерий. Лишайники. Ц. Растений: многообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Одноклеточные и беспозвоночные животные. Хордовые животные: классификация, строение, жизнедеятельность).

29-31.01.2018.


24

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Человек и его здоровье».

(Ткани, органы, системы органов. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Терморегуляция. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов. Анализаторы. Органы чувств. ВНД. Психика и поведение человека. Личная и общественная гигиена. ЗОЖ).

01-10.02.2018.


25

Прорешивание варианта КИМа.

12-17.02.2018.


26

Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний.

19-24.02.2019.


27

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира».

(Вид, его критерии и структура. Популяция. Видообразование. Ч. Дарвин о движущих силах и результатах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Направления и пути эволюции. Антропосоциогенез. Расы).

26-28.02.2017.


28

Повторение и выполнение тренировочных заданий по теме «Экосистемы и присущие им закономерности».

(Среды обитания организмов. Факторы среды. Экосистема (биогеоценоз). Цепи и сети питания. Правила экологической пирамиды. Разнообразие, саморазвитие и смена биогеоценозов. Агроэкосистемы. Биоразнообразие, саморегуляция, круговорот веществ в экосистеме. Биосфера. Учение В. И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Глобальные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.)

01-10.03.2018.


29

Прорешивание варианта КИМа.

12-17.03.2018.



Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний.

19-22.03.2018.


30

Самостоятельная подготовка (в связи с временем весенних каникул).

24-30.03.2018


31

Индивидуальная консультация по ликвидации пробелов, выявленных в ходе самостоятельной подготовки (по желанию уч-ся).

26.03.2016.

(и ежедневно)


32

Повторение всего материала школьных курсов биологии (обзорно) и выполнение тренировочных заданий преимущественно части «В».

02-07.04.2018.


33

Повторение всего материала школьных курсов биологии (обзорно) и выполнение тренировочных заданий части «С».

09-14.04.2018.


34

Прорешивание варианта КИМа.

16-21.04.2018.


35

Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний.

23-28.04.2018.


36

Повторение всего материала школьных курсов биологии (обзорно) и выполнение тренировочных заданий частей «В» и «С».

30.04.2018.


37

Повторение всего материала школьных курсов биологии (обзорно) и выполнение тренировочных заданий частей «В» и «С».

01-05.05.2018.


38

Прорешивание варианта КИМа.

07-12.05.2018.


39

Анализ ошибок, возникших при решении КИМа. Коррекция знаний. Индивидуальные консультации.

14-19.05.2018.


40

Психологический настрой на экзамен. Оказание моральной поддержки. Индивидуальные консультации.

21-25.05.2018.


41

Коррекция знаний с индивидуальной консультацией самостоятельно прорешенных «ДЕМО-версий» и различных вариантов КИМов за 2009-2016 гг. и из сборников по подготовке к ОГЭ.

На

каждом

занятии,

в т. ч. и на уроке



Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе


В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

- клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

- популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

- растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов:

- обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь объяснять:

- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

- взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;

- необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:

- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

- наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

-в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

-в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

- при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений

Перечень учебно-методического обеспечения по данной программе

  1. натуральные объекты, модели,

  2. муляжи,

  3. приборы,

  4. лабораторное оборудование,

  5. учебник,

  6. таблицы,

  7. биологический словарь,

  8. словарь терминов.

  9. Комплект гербария:

  10. Комплект микропрепаратов:

  11. Комплект объемные разборные модели.

  12. Комплект печатных пособий.


Список литературы

  1. Г.И. Лернер «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» - эл.книга. 2009г.

  2. Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ГИА» - М, 2014г.

  3. В.С. Рохлова Типовые экзаменационные варианты ФИПИ 2017г.

  4. Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» 2010г.

  5. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 2011г

  6. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин « Биология. Человек»2011г.

  7. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология .Общие закономерности»2009г.