МОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Программа работы краеведческого объединения «Юные искатели» |
Возраст детей 11 – 16 лет |
|
Срок реализации: 1 год |
Составитель: Егиоя
Сергей Николаевич, учитель
истории
Казанцево
2011
Пояснительная записка
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.
Школьное краеведение представляет собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную проектно-исследовательскую работу учащихся. Обучить их элементам исследования, помогая понять общие закономерности исторического развития через историю родного края.
Данная программа объединения «Юнис», является продолжением краеведческой деятельности, которая началась 4 года назад. Работа краеведческого объединения «Юные искатели» направлена на то, чтобы подготовить детей к будущей трудовой и творческой деятельности не только с помощью теоретических знаний, но и практически. На основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала.
Объединение «Юные искатели» важным направлением своей деятельности считает исследование спелеологических и спелестологических объектов Локтевского карстового участка.
Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам занятий краеведческого объединения, определяет весь набор теоретических и практических занятий. Программа выполняет основную функцию: информационно - методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами исторического краеведения.
Программа краеведческого объединения рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Цели программы
Изучение краеведения в 5-10 классах общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования
исторического сознания.
Задачи:
1. Изучить историю создания и становления Курьинского района, его современное состояние;
2. Углубление и систематизация знаний о районе в контексте истории России;
3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его
традиций;
4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности;
5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания,
развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию,
сохранению исторической памяти.
Условия успешной реализации программы
Для реализации программы будет использоваться: фотосъемка, обработка материалов, письменные и устные источники. Применяться краеведческие материалы: фото, газеты, документы, монеты и многое другое.
Виды предполагаемой деятельности
- беседы, лекции, отчеты;
- проведение экскурсий, экспедиций, посещение архивов;
- изучение специальной литературы.
Методы работы
- поисковый;
- репродуктивный,
- проблемный;
- исследовательский.
Формы работы
- индивидуальная деятельность;
- работа с источниками;
- групповая работа.
Работа с родителями
Проинформировать о расписании работы краеведческого объединения.
Обращаться, с просьбой оказать помощь по сбору устных исторических источников.
Привлекать родителей передавать краеведческие материалы в школьный уголок.
Через письма знакомить родителей с результатами работы детей.
Ожидаемые результаты
Дети должны научиться собирать и анализировать краеведческую информацию.
Создавать исследовательские работы в процессе творческого поиска.
Составлять отчеты о проведенных экспедициях.
Делать доклады на конференциях о проделанной краеведческой работе.
Принимать участие в конкурсах разного уровня.
Содержание программы
Введение. Организационное занятие. Определение направлений исследовательской деятельности учащихся.
………………………………………………………………………………………………………………..
Раздел I. История возникновения и развития Курьинского района (1924 – 2010 гг.).
Тема 1. Географическое положение района
Географическое положение, полезные ископаемые, границы района. Характер поверхности; реки, пруды, озера полезные ископаемые; климат; растительный и животный мир.
Тема 2. История развития района
Образование района. Революционные события и установление советской власти; населенные пункты, расположенные на его территории. История становления и развития народного образования и здравоохранения; исторические памятники; обряды, обычаи и традиции знаменитые земляки, выдающиеся люди района.
Тема 3. Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство
Полезные ископаемые района; первые рудники и заводы. Современные промышленные предприятия района, развитие и современное состояние сельского хозяйства.
Тема 4. Курьинский район в годы Великой Отечественной войны
Основные события, произошедшие в годы войны на территории района.
……………………………………………………………………………………………………………….
Раздел II. Карст, пещеры, природные памятники и рудники Локтевского спелеологического участка. Поиск горнорудных и спелеологических объектов. Исследование рудников, полостей пещер и штолен. Характеристика структуры полостей. Создание учебно-исследовательских работ по данному направлению.
Тема 1. Шахты Локтевско-Березовского рудника
Старейший спелестологический объект Алтая демидовской эпохи.
Тема 2. Поиск и изучение спелеологических объектов Локтевского участка
Тема 3. Грот «Змеиный»
Изучение полости спелеологического объекта.
Тема 4. Разработка учебно-исследовательской работы «Карликовые пещеры Локтевского карстового участка».
Составление спелеологической карты Локтевского участка.
Тема 5. Топонимика Казанцевско-рудовозовской микросистемы.
Изучение географических имен в ближайших окрестностях сел – Рудовозово и Казанцево. Создание топонимического словаря казанцевско-рудовозовского участка.
………………………………………………………………………………………………………………
Раздел III. Повседневная жизнь наших односельчан: промыслы, творчество, проблемы и суеверия.
Тема 1. Гончарное производство в Ручьево – 20 век.
Производство глиняной посуды. Поиск глины. Наши изделия из глины.
Тема 2. Судьба и творчество самобытных художников села Каменка.
Художники и таксидермисты Каменки, страницы жизни в истории страны. Создание учебно-исследовательской работы.
Тема 3. Современные реформы.
Сбор материалов по устной истории. Отношение населения к событиям начала 21века.
Тема 4. Сбор местных суеверий и примет.
Истории и свидетельства о загадочных явлениях и событиях.
Тема 5. Нумизматика: наука о монетах.
Металлические деньги. Советские деньги.
.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел и темы занятий | Всего занятий | Всего часов |
| Вводное занятие | 1. | 1. |
Раздел I. | История возникновения и развития Курьинского района (1924 – 2010 гг.). | | 7 |
1 | Географическое положение района | 1 | 1 |
2. | История развития района | 2. | 2. |
3. | Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство | 2. | 2. |
4. | Курьинский район в годы Великой Отечественной войны | 1. Экскурсия (1 ч.) | 2. |
Раздел II. | Карст, пещеры, природные памятники и рудники Локтевского спелеологического участка. | | 15 |
1. | Шахты Локтевско-Березовского рудника | 2. Экспедиция (2 ч.) | 4. |
2. | Поиск и изучение спелеологических объектов Локтевского участка. | 1 Экспедиция (2 ч.) | 3. |
3. | Грот «Змеиный». | 1. Экспедиция (1 ч.) | 2. |
4. | Разработка учебно-исследовательской работы «Карликовые пещеры Локтевского карстового участка». | 2. Экспедиция (2 ч.) | 4 |
5. | Топонимика Казанцевско-рудовозовской микросистемы | 1. Экскурсия (1 ч.) | 2. |
Раздел III. | Повседневная жизнь наших односельчан: промыслы, творчество, проблемы и суеверия. | | 12 |
1. | Гончарное производство в Ручьево – 20 век. | 2 Экскурсия (1 ч.) | 3 |
2. | Творчество самодеятельного художника села Каменка. | 3 | 3 |
3. | Современные реформы. | 2 | 2 |
4. | Нумизматика: наука о монетах. | 2 | 2 |
5. | Сбор местных суеверий и примет | 2 | 2 |
Итого: 34 недели, 1 час в неделю, всего 34 часа (25 часа - теоретическая часть + 9 часов практическая часть).
Литература: 1. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей. Н.С. Борисов. М.: Просвещение, 1982. 2. Историческое краеведение: учебное пособие. В.Н. Ашурков. М.: Просвещение, 1980. 3. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры. Барнаул, 2003.
5