СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Перспективность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Программа «Я – исследователь» предназначена для развития исследовательских навыков учащихся 1 класса. Она опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова.

Она рассчитана на 33часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия в 1 классе 1,2 четверть-35 минут, 3,4 четверть 45 минут. 

Просмотр содержимого документа
«Программа Внеурочной деятельности "Я-исследователь"»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова муниципального образования

«Барышский район» Ульяновской области





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я — исследователь»

(общеинтелектуальное направление)


1КЛАСС



Составитель:

учитель начальных классов Е.В.Калинкина

высшая квалификационная категория









2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

5.СанПин 2,4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

6.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников

Назначение программы.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Актуальность программы.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Перспективность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Программа «Я – исследователь» предназначена для развития исследовательских навыков учащихся 1 класса. Она опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова.

Она рассчитана на 33часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия в 1 классе 1,2 четверть-35 минут, 3,4 четверть 45 минут.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.

2. Развитие познавательных способностей младших школьников.

3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований

4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

5. Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

Основные методы работы.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы

Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Творческие работы детей: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.


Структура курса.


Основные разделы программы.

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:

тренировочные занятия по развитию исследовательских способностей;

индивидуальная учебно-исследовательская работа;

мониторинг исследовательской деятельности учащихся.


Тренировочные занятия по развитию исследовательских способностей.

В ходе этого тренировочных занятий учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.


Индивидуальная учебно-исследовательская работа.

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает, но при участии педагога.


Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Перечень универсальных действий для прохождения программы.

Формирование личностных УУД:

-формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

- воспитание целеустремленности и настойчивости.

Формирование коммуникативных УУД:

-умение вести диалог, координировать свои действия с партнером;

-способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

-умение выступать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения;

Формирование регулятивных УУД:

-умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.

Формирование познавательных УУД:

-сбор, систематизация, хранение, использование информации


Тематическое планирование 1 класс

Дата

п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Воспитательная работа



1 класс






Тренировочные занятия по развитию исследовательских способностей

17 часов


1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.


Воспитывать личностные качества исследователя


2-3

Учимся задавать вопросы. Игра

« Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?».

2

Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Учить действовать, не боясь совершить ошибку


4

Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?

1

Понятие «тема исследования».

Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности

Воспитывать смелость, чтобы принять решение самому и вместе


5

Учимся выбирать источники информации.

1

Научить выбирать источники информации по теме.

Экскурсия в библиотеку

Воспитывать бережное отношение к книге


6

Источники информации: книга, энциклопедии, справочники.

1

Научить пользоваться справочной литературой по заданной теме.

Экскурсия в библиотеку.

Обеспечить позитивные межличностные отношения между учащимися и между учащимися


7

Наблюдение и наблюдательность. Игра «Поиск».

1

Способствовать развитию наблюдательности через игру. Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению.

Игра «Поиск».

Содействовать слаженной работе в групповой игре


8

Как составить план исследования. Алгоритм.

1

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Работа в группах и самостоятельно.

Содействовать вовлечению в групповую работу; развитие умения распределять обязанности.


9

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Заочная экскурсия в прошлое и будущее.


Содействовать принятию решения, учить действовать уверенно и без сомнений.


10

Экскурсия-наблюдение.

1

Наблюдение в природе.

Задания на проверку и тренировку наблюдательности

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


11

Учимся видеть проблемы.

1

Знакомство с понятием проблема.

Учить находить решение проблемы.

Содействовать принятию решения, учить действовать уверенно и без сомнений при решении проблемы.


12

Учимся выдвигать гипотезы.

1

Развивать умение правильно задавать вопросы.

Выдвижение гипотез.

Развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности.


13

Знакомство с логикой.

1

Учить высказывать суждения.


Практическая работа-правильные и ошибочные суждения.

Развитие коммуникативных способностей.


14-15

Развитие умений давать определение понятиям. Игра «Трудные слова».

2

Учить давать определения словам.

Провести коллективную игру «Трудные слова».

Развитие межличностного общения в группе.


16

Развитие умений классифицировать. Игра «Продолжи ряд», «Набор картинок».

1

Неправильная классификация-поиск ошибок.

Практическое задание на классифицирование предметов по различным основаниям.

Развитие умение устанавливать логические связи.


17

Как делать схемы?

1

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок.

Практическое занятие по созданию схем.

Учит анализировать;

выделить главное;  учить сравнивать;  учить строить аналогии;  обобщать и систематизировать


Индивидуальная учебно-исследовательская работа.

13 часов


18

Коллективное занятие «Жилой дом».

1

Исследовать эту проблему. Пробудить интерес к выработке собственных идей в этой области.


Коллективная игра

Развитие межличностного общения в группе.


19

Коллективная игра «Как работает завод».

1

Исследование детьми принципа работы конвейерного производства.


Собствен­ная экспериментальная деятельность

Развитие межличностного общения в группе.


20

Коллективная игра «Историческое моделирование».

1

Создание детьми географической карты придуманного ими мира.


Коллективная игра.

Развитие межличностного общения в группе.


21

Эксперимент. Мысленный эксперимент.

1

Познакомить с главным способом получения информации.


Провести мысленные эксперименты

Развитие умение устанавливать логические связи.


22

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов».

1

Познакомить с главным способом получения информации.

Провести эксперимент по определению плавучести различных предметов.


Развитие произвольного внимания, умение логически мыслить.


23

Эксперименты с водой. Свойства воды.

1

Познакомить с главным способом получения информации.

Провести эксперименты по выявлению свойств воды.


Развитие произвольного внимания, умение логически мыслить.


24

Коллекционирование. Исследование «Какие коллекции собирают люди?»

1

Познакомить с коллекционированием.

Мини -исследование «Какие коллекции собирают люди?»

Развитие способности обобщать, классифицировать.


25

Методика работы с текстом.

1

Познакомить с методикой работы с текстом.

Анализ текста.

 Учить определять и объяснять понятия ставить и разрешать проблемы.



26


Учимся выделять главную идею.

1

Учить выделять главную идею текстов.

Анализ текста.

Вызвать заинтересованность при работе с текстами.


27

Развитие умений создавать тексты.

1

Учить составлять собственные тексты?»

Практическое занятие «Как сделать сообщение

Побудить учащихся к активности в практической деятельности.


28

Игра-задание « Рассказ на заданную тему».

1

Учить самостоятельно составлять рассказ по заданной теме.

Составление сообщения по теме исследования

Закрепить уверенность в себе при выполнении самостоятельных заданий.


29

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

1


Самостоятельная работа учащихся над исследованием. Подготовка выставки творческих работ.

Развитие самоконтроля.


30

Выставки творческих работ – средство исследовательской деятельности.

1


Выставка творческих работ.

Развитие самоконтроля.


Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

3 часа


31-33

Защита исследований. Анализ исследовательской деятельности.

3

Работа над умением анализировать и делать выводы.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся..

Развитие самоконтроля.


33

Итого






Предполагаемая результативность курса.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.


Информационно-методическое обеспечение.

Для учителя:

1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.

4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.

5. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.

6. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.

7. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.

8.Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2.

9. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.

Для обучающихся:

1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

3. Интернет - ресурсы

4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008