СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по искусству "Золотая лира

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке дается обширный материал по искусству

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по искусству "Золотая лира»

























Рабочая программа

внеурочной деятельности


по общекультурному направлению

«Золотое слово»


для учащихся 5-6 классов

на 2015 - 2016 уч. год



Срок реализации программы: 1 год







Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы «Золотое слово»: общекультурная


Новизна дополнительной образовательной программы «Золотое слово»

Представленная в программе система работы позволяет осуществлять внедрение в образовательный процесс новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развивать речь учащихся, повышать учебную мотивацию детей и воспитывать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса детей к книге, к чтению.

В настоящее время уже нельзя целенаправленно развивать творческие способности, интеллектуальную и познавательную активность учащихся, если они не умеют использовать культурные ценности, имеющиеся в фондах библиотек, не знают, что, где и как искать там, если не научились соотносить свой читательский опыт, уровень знаний с информацией о книге. Занятия по данной программе будут способствовать развитию у учащихся особого ценностного отношения к литературе. Школьники научатся пользоваться библиотекой, научатся понимать литературное произведение как живой организм. Таким образом, дети начнут активнее развивать свои способности к творчеству.

Новизна программы заключается еще и в том, что в ее содержание внесено углубленное изучение теории литературы, расширенно рассматривается тема «Анализ лирических произведений», учащиеся знакомятся с поэтическом творчеством родного края, занимаются продуктивной творческой деятельностью (сочинение лирических стихотворений).


Актуальность дополнительной образовательной программы «Золотое слово».

Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает процесс чтения по-настоящему творческим. Литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Золотое слово»

Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут почти в чистом виде.

Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Очень важно развивать фантазию детей, их стремление к творчеству. Программа способствует непрерывному филологическому образованию учащихся 5-6 классов, воспитанию у детей художественного вкуса, потребности в красоте и гармонии.

Содержанием программы предусмотрено создание педагогических условий непосредственной встречи детей с явлениями русской словесности как с культурными феноменами, погружение их в мир художественной поэзии и прозы.


Цель дополнительной образовательной программы «Золотое слово»:

Через знакомство с аспектами поэтического мастерства способствовать развитию умений детей создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.


Задачи дополнительной образовательной программы «Золотое слово»:

- формировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

- формировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

- формировать способность и готовность школьников к литературному творчеству, развивать фантазию, учить решать различные проблемные ситуации;

- формировать способность учащихся к адекватной самооценке, способствовать развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

- формировать способности свободно, нестандартно мыслить, учить правильно и выразительно передавать свои мысли в письменной и устной форме.


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что на занятиях происходит формирование стремления ребенка к размышлению и поиску, это вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данной программе у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Происходит уверенная адаптация учащихся 5-6 классов в коллективе. Это актуально при переходе на стандарты ФГОС второго поколения. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, фантазии, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана дополнительная образовательная программа «Золотое слово»:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03. 2004 г. № 1089.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.

4. Федеральный базисный учебный план.

5. Недельный учебный план для VI-IX классов (для учащихся, продолжающих обучение по государственным образовательным стандартам, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области на 2015-2016 учебный год.


Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной образовательной программы: учащиеся 5-6 кл.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Золотое слово»:

2015-2016 учебный год


Формы организации образовательного процесса:


      • занятия-диспуты

      • занятия-спектакли

      • занятия-праздники

      • занятия-интервью

      • интегрированные занятия

      • конференции

      • устные журналы

      • конкурсы

      • литературные встречи

      • литературная гостиная

      • литературный ринг


Режим занятий

35 часов в год (по 1 часу в неделю)

Ожидаемые результаты обучения по программе «Золотое слово»

Данная программа направлена на овладение учащимися УУД, которые позволят достичь следующих результатов образования:


Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находим, средства выразительности, пересказывать произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, по репродукциям картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Способы определения результативности обучения по дополнительной образовательной программе «Золотое слово»:

В результате освоения программы «Золотое слово» формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС ООО.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

  • ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Личностные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Золотое слово»:

Формами подведения итогов реализации программы являются выпуск газет, организация праздников и вечеров (тематические, праздничные), создание литературных альманахов, участие в художественных конкурсах, акциях и конференциях различного уровня.


Учебно-тематический план


Направление программы

Содержание

Кол-во

практ.

часов

Кол-во

теорет.

часов

Всего

1

Включение в игровое творчество

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.

2

1

3

2

Освоение элементов художественной формы

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика: двусложные разделы стиха (ямб, хорей). Трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест). Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.

8

4

12

3

Открытие в себе автора

Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённых определённой тематике (красота, дружба, времена года, спорт, любовь к Родине и др.)

8

3

11

4

Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов-классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. Работа над публикацией сборника «Проба пера».

7

2


9


Всего

25

10

35


Содержание рабочей программы


Путешествие в истоки литературы. Художественные особенности фольклора. Как создавались загадки. Из чего состоит загадка? Загадки о природе, о животных, бытовые загадки, о труде. Создание загадок. Загадки в рисунках. Загадки в стихах. Ассоциативные загадки. Поговорка и пословица недаром молвится. Пословицы и поговорки – отражение жизненного опыта простого народа. Смысл пословиц. Разные виды пословиц и поговорок: о Родине, о семье, о дружбе, о хлебе насущном. Рисование сюжета пословицы. Создание своих пословиц. Игры как средство общения. Детские считалочки. Заклички. Колыбельные песни. Придумывание игр, считалочек, закличек, колыбельных песен.

Как появились сказки. Структура сказки: зачин, троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. Творческие поиски: измени начало, конец, структуру сказки. Создай свою сказку. Сказки о животных, сказки о природе, сказки – перевоплощение, сказки-загадки.

Праздник «Вечер устного народного творчества». Защита проектов «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка», «Моя закличка».

Знакомство с различными типами речи. Повествование. Рассказ «Что, где, когда произошло?» Описание. Учись рисовать словами. Рассуждение. Рассказ «Почему?». Заставляем работать свое воображение: фантазийные рассказы.

Описание. Умей рисовать словами. Можно ли нарисовать рассказ? Не описывай то, чего не знаешь. Умейте видеть и запоминать увиденное. Эссе «В мире красок, звуков и запахов родной природы». Экскурсия в лес.

Рассказы – загадки. Умеем ли мы писать письма?

Творческое занятие «Юные прозаики».

Стихосложение. Мир поэзии. Учимся читать и понимать стихи. Талант поэтов. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённых определённой тематике (красота, дружба, времена года, спорт, любовь к Родине и др.)

Волшебство эпитета, метафоры, сравнения. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика: двусложные разделы стиха (ямб, хорей). Трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест). Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.

Чудо стихотворного слова. Ассоциативность как средство индивидуального видения мира. Учимся писать стихи. Игры в рифму. Мои фантазии.

Рисуем стихотворение. О чём я могу написать. Отбор материалов для стихов. Звукоподражание. Что такое короткая строка. Виды рифмовки. Что находится «внутри» стиха? Что такое буриме? Бесконечность стиха как бесконечность Космоса. Поэты рядом с нами.

Творческое занятие: «Литературный салон».

Воплощение таланта. Реализация произведений разных жанров. Создание сказок. Сказки-загадки. Сказки-перевоплощение. Сказка о природе. Волшебная сказка. Сказка, не похожая на другие.

Учимся играть сказки на сцене. Создание декораций, изготовление элементов костюмов для инсценирования.

Создание рассказов. Рассказы о природе. Рассказы о братьях наших меньших. Рассказ о семье, о том, что очень дорого, о родном селе, о улице, о Родине, о добром и вечном.

Темы стихов могут быть различные: о временах года, о чувствах и переживаниях, о тех, кто всегда рядом. Можно написать стихи о великой Победе. Сочинение стихотворений о детских забавах через чудо стиха. Темы могут быть такие: «Чудесным словом о чудесах природы», «Хочу написать о школе и о своих друзьях», «Пишу, о чем хочу…». Выбираем, что и как писать, что писать, каким образом, в какой форме.

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов-классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. Работа над публикацией сборника «Проба пера».

Итоговое занятие. Праздник «Творческий марафон». Выпуск сборников «Волшебное перо», «Шпаргалки».


Этапы оценивания деятельности воспитанников:

В результате освоения материала данной программы у учащихся будут сформированы следующие умения и навыки:

• Умение детей понимать художественные произведения разного уровня сложности; выделять тему, смысл, композицию художественного произведения.

• Умение передавать поэтические образы и делать их достоянием окружающих в яркой и действенной форме.

• Стремление ребёнка к чтению произведений русской и зарубежной классики.

• Формирование художественного вкуса у детей, формирование умений постигать смысл и художественное содержание произведений, усвоение основ филологической оценки поэтических, драматических и прозаических произведений.


Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Золотое слово»

Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность);

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, интегрированные занятия, творческие встречи);

- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов творческих литературных конкурсов);

- средствах обучения.

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Содержание программы курса «Золотое слово» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, изобразительного искусства, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова.

Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Золотое слово» выделяет приоритетные направления, среди которых:

  • развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и очищает эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку постигать художественное слово. Выразительная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». При составлении программы учитывался факт того, что творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Но для нормального развития творческих способностей ребенка одного только игрового отношения к слову недостаточно, потому что наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает в сторону безвкусицы и безобразия.

Для преодоления этого недостатка в программе уравновешены вдохновенное фантазирование с изучением литературной классики, что дает возможность детям успешнее реализовывать творческие замыслы.

Рассмотреть одаренность ребенка, его творческие склонности помогает диагностика. Чтобы обучение эффективно развивало ученика, необходимо создавать познавательные трудности для него. В процессе преодоления препятствий раскрываются духовные силы ребёнка, активизируется умственная деятельность. Ребенок ощущает радость успеха. Чтобы работа шла планомерно и систематически, необходимо проводить долговременные исследования: выбор темы (проблемы), варианты работы над темой, сбор материалов по теме,  подготовка, сообщение, подготовка проекта, защита проекта.

На каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, проявить творчество, поощряется создание собственных произведений,  литературных образов. Важно дать возможность высвободить творческую энергию детей. Для этого предлагаю использовать детское творчество (детские стихи, рассказы, сказки, рисунки, загадки и другое) во время внеклассных мероприятий. Радовать родителей детским творчеством (выступления на родительских собраниях).  Полезно систематизировать все интересные находки по развитию литературных способностей детей в процессе творческой деятельности для организации детских творческих отчетов и участия в конкурсах и конференциях. При всей предполагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структуру целостности данной программы.

В работе можно использовать различные памятки, схемы, индивидуальные карточки и таблицы, рисунки, презентации. При подготовке к занятиям учителю необходимо учитывать индивидуальность ребенка, дифференцировать задания. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнивать свои работы с работами своих одноклассников, проявить «зрительское умение», «критическую оценку» художественного произведения. Нужно чтобы ребенок понимал значимость своего творчества: для этого необходимо привлекать детей к внеклассной работе. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал удовольствие от своей деятельности, чтобы увлечение дарило  радость ему, его друзьям, родителям и окружающим. Полезно формировать традиции и соблюдать их.

Целесообразно систематизировать результаты детского творчества. Надо создавать с учениками исследовательские проекты, портфолио одаренных детей, составлять сборники рассказов, сочинений, стихов, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Ведь потребность детей в реализации их творческого потенциала велика именно в этом возрасте. «Поэтическое восприятие жизни, всего, окружающего нас, - величайший дар, доставшийся нам от поры детства», - писал К.Г. Паустовский.

Как не расплескать тот волшебный дар образного слова, данный ребёнку с рождения, как не утратить его, а развить ещё больше? Как добиться, чтобы драгоценные крупинки родной речи, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи?

В настоящее время учителей-словесников волнует падение интереса школьников к настоящей русской художественной литературе: у наших учащихся возникла эстетическая глухота. Самое страшное, что это падение ведёт к духовному оскудению. Как помочь ученику уверенно войти в мир, обрести высокий смысл личного бытия, научиться владеть поэтическим словом, продолжать традиции национальной культуры, определить свое отношение к жизни, природе, искусству? В решении этих задач бесценна помощь писателей и поэтов, тонко чувствовавших, духовно совершенных и сумевших рассказать нам, читателям, о своём опыте постижения истины, о взлетах и поражениях на этом пути, то есть о том, чем жив человек. Можно многократно повторять, что надо следить за своей речью, не засоряя её дурными и пустыми словами. А можно удивиться пушкинской строчке: «Вмиг по речи те (братья-богатыри) спознали, что царевну принимали». Попытайтесь проникнуть в эту тайну человеческой речи: как по речи, а не по одежде, каким-то иным признакам царского рода, которые так любят бесконечно изображать девочки в своих рисунках, можно угадать благородное происхождение человека.

Уроки художественного слова нужны, чтобы пробудить и взрастить в ребёнке чувство прекрасного и радости бытия, организовать встречу детей с творчеством великих поэтов, научить их понимать поэтические образы, передавать их голосом, интонацией, темпом, ритмом чтения; сопереживать и размышлять. Эти занятия учат слышать и воспроизводить музыку стиха, видеть отличия между обычной разговорной и поэтической речью, дают возможность прикоснуться к высокому и чистому поэтическому источнику, способствуют духовному и эстетическому воспитанию детей. Занятия художественным словом призваны помочь каждому найти своего поэта.

Настоящая поэзия является мощным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания. Созданные писателями, поэтами произведения дадут нашим детям возможность сердцем прикоснуться к важным, необходимым для души словам, хотя бы на миг уловить неуловимое. Занятия объединения «Золотое слово» должны стать прежде всего уроками труда души. Если ученики поймут, что «язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни», значит, учитель сделал ещё один важный шаг в воспитании Человека. Вырастут ли наши дети личностями, будут ли знать русскую литературу, почувствуют ли они притягательную силу родного слова? Это очень важная проблема, которую предстоит решать на каждом занятии детского объединения.

Вспомним высказывание В.А. Сухомлинского: "Если я верю в могучую силу воспитания, то одним из главнейших источников этой веры является красота поэзии, вычеканенная столетиями глубина человеческой мудрости слова". Прав известный педагог. Через мудрое, проникновенное слово А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Никитина, К.Д. Бальмонта, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова дети учатся понимать мир прекрасного, учатся творить его разумом и сердцем, учатся любить Родину и жить её судьбами. «Поэты удерживают нас на Родине, когда ничто иное уже не держит», - пишет один из почитателей поэзии Н.М. Рубцова. Требуется немалый труд, чтобы не только знакомить учащихся с творчеством того или иного поэта, но и душевно приближать его, учить детей понимать и чувствовать Слово.

Важнейшим фактором в формировании интереса и потребности к изучению языка и русской культуры является внимание к достижению успехов каждым ребёнком, путем сравнивания его достижений с другими (но осуществлять это нужно максимально корректно).

Огромный интерес вызывает у детей исторический аспект русского языка, который мы постоянно раскрываем перед детьми. Исторические комментарии побуждают учащихся к исследовательской творческой деятельности, развивая языковое чутьё.

Одним из важнейших принципов работы является активное сотворчество учащихся. «Ребёнок, переживший первое чувство творения красоты, приобретает новое видение мира», - утверждал В.А. Сухомлинский. Следовать за поэтом в особом, созданном им мире художественного произведения невозможно, если не становиться и самому в какой-то мере творцом, не заставлять работать своё воображение. Работа над поэтическим произведением стимулирует развитие мышления, обогащает и совершенствует речь, рождает вдохновение. Программа предполагает такую технологию обучения, которая строится на основе художественно-эстетической и литературоведческой оценки произведения и отличается следующим характерными чертами:

    • Все занятия по предложенной программе проходят на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне, что даёт выход творческой энергии слушателей.

    • На уроке царит атмосфера сотрудничества и сотворчества.

    • Мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приёмами: используются методы исследования, эвристической беседы, творческие задания.

    • Учитель побуждает, организует и направляет мысль учащихся к самостоятельному поиску, учащиеся адекватно реагируют на творческие и проблемные ситуации.

    • Речь учителя информативна и семантически нагружена: педагог расставляет акценты, очерчивает проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, расширяя творческое поле урока. Это тот «строительный материал», который необходим для стимулирования мыслительного процесса учеников.

    • Занятие, проводимое в рамках данной программы, не просто урок, а урок-премьера, урок вопросов и сомнений, озарений и волнующих открытий. Это урок, где излагаются выводы, к которым пришёл ученик. Здесь дети душой впитывают поэзию слова, ибо «в слове скрыта самая великая энергия, известная на земле, — энергия человеческого духа» (Ф.А. Абрамов).

    • На уроках, посвящённых поэзии, учитель ведёт детей от поэтического произведения к реалиям жизни, вызывая у них желание вновь пережить, почувствовать, услышать поэтическое русское слово и вновь радостно изумиться его звучанию, в котором и музыка, и гром, и красота, и боль — всё то, что называется поэзией.

Уже формулировка темы занятия побуждает к интенсивной мыслительной деятельности, конструктивному диалогу между учителем и учащимися. Например: «Слова, творящие праздник».

Ещё одним способом включения учащихся в активную работу уже на этапе обозначения новой темы может стать смысловое толкование эпиграфов.

У С.Я. Маршака читаем: «Счастлив учитель, которому даётся легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к изучению и анализу художественного произведения без потери того наслаждения, которое даёт человеку искусство». Не потерять поэтическое наслаждение... К этому стремится учитель вместе с детьми, предлагая учащимся те или иные задания на занятии:

    • Какие чувства переживает поэт?

    • Определи, где грустный тон меняется на более весёлый, жизнерадостный?

    • Доводилось ли тебе испытывать такое чувство (боль, сострадание, восторг перед красотой, ощущение счастья и т. д.) в жизни?

    • Какая музыка подойдёт к тем или иным строчкам стихотворения?

    • Какие образы изумили тебя? В чём их тайна?

    • Какие слова употреблены автором в переносном значении? Какое настроение они создают?

    • Представь, что ты скульптор, но не совсем обычный, а сказочный. Какому слову из стихотворения тебе хотелось бы поставить памятник и за что?

    • Запиши ту часть стихотворения, которая больше понравилась и т.д.

На помощь читателю, который хочет, прочитав стихотворение, как-то выразить свои ощущения, должно прийти литературоведение, а в частности - стиховедение. Только после того, как поэтическое произведение пережито, прочувствовано, можно начинать разбор: какова композиция, каким образом поэту удалось воздействовать на души читателей. Овладевая стиховедческими понятиями (лирика, лирический герой, рифма, ямб, хорей и др.), умея применять их к конкретным текстам, мы понимаем произведения литературы значительно глубже. Дети учатся чувствовать особую языковую стихию поэзии, выполняя при этом определенные задания:

    • Подберите синонимы к тому или иному слову.

    • Подчеркните метафоры в стихотворении.

    • Напишите рассказ о любимом явлении природы, употребляя метафоры и сравнения.

    • Определите размеры предложенных стихотворений, поставив ударения и обозначив ударные (/) и безударные (—) слоги.

    • Попробуйте сочинить стихи, воспользовавшись ямбом и хореем. Какой из этих размеров вам больше нравится и почему?

    • Заполните пропуски, вставив слова, которые бы образовывали рифму в стихотворных строках, например:

В каждом маленьком растеньице,

Словно в колбочке живой,

Влага солнечная...

И кипит сама собой. (Н. Заболоцкий «Весна в лесу»)

Каждый учитель прекрасно понимает, «что сердце человека, как и поле, не может оставаться навсегда без растений. Если в нём не будут сеять добрых растений, в нём непременно вырастут худые».

Сеять добрые растения в душах учеников призвана и поэзия.


Литература и средства обучения

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Вартаньян Э.В. Путешествие в слово: Кн. для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.: ил. – (Мир знаний).

  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 2014.

  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 2015г.

  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 2010. – 605 с.

Литература для учащихся:



  1. Волина М.А. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Матвеева Т.В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2012.

  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 2009.

  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Шульговский Н.М. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2013.

  8. Эткинд Е.И. Разговор о стихах. – М.: Просвещение,2012.



Лицензионные электронные образовательные ресурсы по литературе



Тип ЭОР

Название ЭОР

Электронные словари, справочники, энциклопедии

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  2. Электронное средство учебного назначения: История искусства Кирилла и Мефодия.

  3. Энциклопедия «Легенды и мифы Древней Греции». Мифологический словарь.

  4. Энциклопедия классической музыки.

  5. В.И. Даль. Толковый словарь.

  6. История мировых религий. Учебное пособие.

  7. Энциклопедия «Русские народные праздники, обряды и обычаи».

Электронные библиотеки

  1. Библиотека «Классическая литература».

  2. Хрестоматия по русской литературе XIX и XX в.

  3. «Русская литература» Мультимедийная библиотека.

Демонстрационные средства, видеоматериалы

«1812 год»: полное собрание материалов об Отечественной войне 1812 года «Новый диск».

«Видеосерия «В кругу великих имен», «Театр на экране», «Экранизация русской классики», «Историческое кино», «Шедевры оперного искусства».

Аудиокниги

  1. https://sites.google.com/site/mirosha125/v-mire-literatury/audioknigi

  2. www.prodlenka.org/katalog

  3. www.ast.ru/catalog/

  4. www.labirint.ru/pubhouse/393/


Интернет-ресурсы


  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru/)

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/)

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)

  • Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)

  • Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)

  •  Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)


Ресурсы по предметам образовательной программы. Литература


  • Вся школьная программа по литературе (www.lib.prosv.ru)

  • Новая литература. Литературно-художественный журнал (http://newlit.ru/)

  • BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки (http://bibliogid.ru/)

  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru)/

  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» (http://lit.1september.ru/)

  • Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия (http://www.foxdesign.ru/legend/)

  • Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/)

  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»(http://www.feb-web.ru/)

  • «Литература на 5» (http://5litra.ru/)


Цифровые архивы, электронные библиотеки и словари

  • Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)

  • Портал «Архивы России»(http://www.rusarchives.ru/)

  • Русский Энциклопедический Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)

  • Энциклопедический словарь «Народы и религии мира» (http://www.cbook.ru /peoples/index)

  • Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» (http://www.megabook.ru)/

  • Нобелевские лауреаты: биографические статьи (http://n-t.ru/nl/)

  • Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники (http://www.rubricon.com/)

  • Русские словари. Служба русского языка (http://www.slovari.ru)

  • Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)

  • Словари русского языка на портале «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru/slovari/)

  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (http://vidahl.agava.ru)/

  • Русский Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)


Инструментальные программные средства


  • Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса «1С:Образование» (http://edu.1c.ru/)

  • Государственный контроль качества образования с использование АИС «Знак» (http://znak.eduspb.com/)


Ресурсы для дистанционных форм обучения


  • InternetUrok.ru — видеоуроки по школьным предметам (http://interneturok.ru/)

  • Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)

  • Школьный университет (http://club.itdrom.com/)

Конкурсы, олимпиады


  • Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся (http://future4you.ru/)

  • Олимпиады для школьников: информационный сайт (http://www.olimpiada.ru/)

  • Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады (http://www.eidos.ru/olymp/)

  • Всероссийская олимпиада школьников (http://olympiads.mccme.ru/index.htm)

  • Дневник. Ru - школьная образовательная сеть (http://dnevnik.ru/)


Виртуальные музеи и экскурсии


  • Российский этнографический музей (http://www.ethnomuseum.ru)

  • Государственный Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/)

  • Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/)

  • Музей – заповедник Московский кремль ( http://www.kreml.ru/)

  • Государственная Третьяковская галерея (http://www.tretyakovgallery.ru/)

  • Виртуальные музей и галереи мира (http://www.ph4.ru/virtur_virtual-museum.ph4)

  • Большая художественная галерея (http: gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution)

  • Открытие Кремля (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5)

  • Виртуальный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/2010/hm6_12.html)

  • Sistine Chapel (Сикстинская капелла) (http://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/)

  • Виртуальная экскурсия по залам Лувра (http://louvre.historic.ru/virttour.shtml)

  • Виртуальный Британский музей (www.britishmuseum.org)

  • Виртуальная экскурсия в музей-панораму «Сталинградская битва» (http://tour.volfoto.ru /volgograd/ muzey-panorama-stalingradskaya-bitva/


19