Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Максимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель научно- Заместитель директора Директор МОУ ИРМО
методического по ВР «Максимовская СОШ»
совета Ахмедова Н.И. Чудинова А.Г. Сушко Т.Л.
___________________ ___________________ __________________
Протокол №1 От «___»______2017г. От «___»________2017г.
От «__»______2017г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Немецкий язык как второй иностранный» для 5 класса
на 2017-2018 учебный год
Составила: учитель иностранного языка Номоконова М.П.
с.Максимовщина
2017
Содержание программы.
1.Пояснительная записка
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности по немецкому языку как второму иностранному в 5-ом классе.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
4. Тематическое планирование.
1.Пояснительная записка
Данная программа адресована учащимся 5 класса и направлена на формирование навыков владения немецким языком в качестве второго иностранного. При изучении второго иностранного языка учащиеся используют учебные умения и навыки, полученные при изучении первого иностранного языка. Немецкий и английский языки, относясь к германской языковой группе, имеют много общего в области словаря и словоупотребления, в образовании глагольных и других грамматических форм. Всё это учитывается при овладении немецким языком как вторым иностранным.
Язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях культуры, науки и техники. Основным средством обучения является непосредственное общение на иностранном языке учащихся между собой и с преподавателем, а также оптимальное использование индивидуальных качеств личности и интересов учащихся и мотивации их к самостоятельной работе.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности по немецкому языку как второму иностранному в 5-ом классе.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами изучения иностранного, в том числе немецкого, языка на начальном этапе являются:
В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорение: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке; описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж; вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам; уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его; выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность; аудирование: понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём; письменная речь: владеть техникой орфографически правильного письма;
писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи для устного высказывания; использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере). Языковая компетенция (владение языковыми средствами): адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений. Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция): знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка; знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка; представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.
В познавательной сфере: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне; умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.); умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
В ценностно-ориентационной сфере: представление об изучаемом иностранном языке — немецком — как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям немецко-говорящих народов через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в проводимых праздниках, экскурсиях и туристических поездках.
В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы, в процессе описания картинок, животных.
В трудовой сфере: умение следовать намеченному плану в своём учебном труде; участие в подготовке реквизита для инсценирования сценок, сказок.
3.Содержание курса внеурочной деятельности.
Коммуникативно-речевое развитие учащихся 5 класса
Развитие умения понимать немецкую речь.
Знакомство детей с иноязычной средой начинается с формирования звукового (фонетического и интонационного) образа немецкого языка: звуковых образов слов, слов-предложений, звуков, детских рифмовок и речитативов, детской поэтики, интонационных образов стереотипных диалогических реплик и монологических высказываний.
Детей тренируют в различении звуков немецкого и родного языков, в распознании долгих и кратких гласных, в опознании утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложений по их интонационно-синтаксическому рисунку, в имитации учебных материалов и песенно-игрового фольклора. Всё это соотносится с обучением технике восприятия немецкой речи. Обучение аудированию как виду речевой деятельности начинается с развития умений:
погружаться в иноязычную песенную, стихотворно-игровую среду ровесников;
внимательно следить за своей речевой ролью в игре при учебной драматизации мини-диалогов, сказочных историй;
прослушивать и воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи;
понимать содержание учебных видеоматериалов, построенных на стандартных ситуациях общения детей с детьми, детей с взрослыми в семье, в школе, в городской среде.
Развитие умений беседовать на немецком языке.
Обучение говорению строится с ориентацией на стандартные ситуации общения в семье, школе, транспорте, магазине, на игровых площадках и в игровых центрах. При этом основное внимание уделяется формированию у учащихся представлений о речевой вежливости на немецком языке и желания быть вежливыми при общении с другими людьми, а также оказанию дидактической помощи детям в преодолении речевой застенчивости и развитии у них коммуникабельности.
Развитие умений читать на немецком языке.
Развитие умений читать на немецком языке начинается с развития умений озвучивать слова-предложения, этикетные реплики, односложные реплики, учебные тематические рифмовки с опорой на сформированный у детей слуховой образ этих речевых произведений, а затем осуществляется переход к традиционным аспектам обучения технике чтения, выразительному чтению и чтению как виду речевой деятельности.
Развитие умений письменной речи.
Интенсивность обучения письму на немецком языке определяется, исходя из уровня обученности письму на родном и английском языках в конкретной учебной группе.
Культуроведческое обогащение речевой практики учащихся 5 класса.
Отдельные социокультурные элементы речевого и поведенческого этикета в немецкоязычной среде.
Учащиеся знакомятся с ними в условиях проигрывания ситуаций общения в семье, школе, магазине, на игровой площадке. Использование иностранного языка как средства социокультурного развития школьников на первой ступени ограничено знакомством с:
Ознакомление с немецкими обозначениями русских реалий:
российская символика и российские национальные праздники (Russische Orthodoxe Weihnachten, das Neujahrsfest);
русские игрушки-сувениры (z. b. Matrjoschka, Palech, Samovar);
русские деньги (Rubels/Kopeiken);
блюда русской традиционной кухни (Borsch=Rotbeetensuppe, Okroschka, Schtschi=Kohlsuppe, Pelmeni=Maultaschen, Kwass);
русские культурные центры в Санкт-Петербурге и (St. Petersburg, St. Isaak Kathedrale, Peter and Paul Festung, die Eremitage, das Russische Museum); известные улицы, площади, парки, мосты (die Neva, der Newsky Prospekt,), театры (das Mariinsky Theater);
памятники (das Puschkin Denkmal);
названия русских сказок (z. B. Teremok, Der Wolf und sieben Ziegen, Das Rübchen) и популярных сказок российских писателей (z. B. Der Krokodil Gena und seine Freunde, Wer sagt "Miau");
герои русских сказок и волшебных историй (z. B. Ivanushka der Dummkopf, Zarewna die Frosch, Ivan Zarewitsch, Unsterblicher Koschschej).
3.Языковое развитие учащихся 5 класса
Навыки фонетического и интонационного оформления речи:
идентификация немецких и русских гласных, согласных;
слуховое вычленение в речи дифтонгов;
соблюдение словесного ударения в знакомых словах;
соблюдение ударения во фразе (ударение на указательных, вопросительных местоимениях, числительных, наречиях, полнозначных глаголах и т. п., произнесение без ударения артиклей, предлогов, союзов, вспомогательных глаголов, личных, притяжательных местоимений и пр.);
правильное членение предложений на смысловые и ритмические группы;
правильное использование нисходящего, восходящего и ровного тонов для оформления различных коммуникативных типов предложения;
правильное озвучивание диалогических и монологических клише, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале.
Орфографические навыки:
правильное написание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au;
правильное написание f, z, ck, s, ss, ß. Умение грамотного списывания лексических единиц
правильное прочтение основных орфограмм и их написание в изученных ранее словах;
правильное написание по памяти активной лексики;
правильное чтение знакомых и незнакомых слов, содержащих известные ученику орфограммы.
Навыки употребления в речи:
Имя существительное:
категория рода, категория числа, способы образования форм множественного числа, существительные с формой одного числа; падежи в немецком языке. Сложные имена существительные, образование множественного числа сложных имен существительных, склонение имён существительных.
Артикль:
Формы артикля (понятие определённого, неопределённого и нулевого артикля, правила употребления артикля с различными типами нарицательных существительных.
Общие случаи употребления неопределённого артикля.
Общие случаи употребления определенного артикля.
Различия в употреблении определённого и неопределённого артикля с нарицательными исчисляемыми существительными, с существительными, обозначающими национальность, Общие случаи употребления нулевого артикля.
Склонение артиклей.
Местоимения:
Разряды местоимений.
Семантические различия в употреблении определённого артикля и указательных местоимений.
Категория падежа личных, притяжательных и указательных местоимений. Склонение личных, притяжательных и указательных местоимений.
Глагол:
Глаголы сильные и слабые.
Грамматические категории времени.
Неличные формы глагола: инфинитив, причастие.
Модальные глаголы können, müssen, wollen, mögen.
Числительные:
Количественные и порядковые числительные.
Основные способы словообразования существительных, прилагательных, наречий, глаголов.
Основные типы немецкого предложения (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые с союзами).
Понятие о прямом и обратном порядке слов.
Грамматическое оформление различных типов вопросов.
Грамматические навыки.
Учащиеся должны:
уметь грамматически правильно оформлять иноязычную речь, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению на немецком языке;
уметь делать исправления в грамматических диктантах, содержащих типичные грамматические ошибки;
уметь сформулировать грамматическое правило (с опорой на грамматическую схему).
Лингвокультуроведение.
Билингвистические знания.
Слово как единство звукового образа и лексического понятия.
Понятие об эквивалентных словах (с межъязыковым лексическим понятием) и безэквивалентных словах. Учёт понятийной безэквивалентности при общении на иностранном языке. Отражение историко-культурных реалий в безэквивалентной лексике.
Географические реалии, этнографические реалии (при обозначении предметов быта, описании труда, досуга, времени, праздников, календаря, , мер и денег) и их наличие в лексическом наполнении учебных тем.
Историзмы и неологизмы. Способы передачи советизмов и других безэквивалентных слов на немецком языке: транслитерация, транскрипция, калькирование, описательный перевод, трансформация.
Передача имён собственных на иностранном языке.
Частично эквивалентные слова в русском и немецком языках.
Билингвистические лексические умения.
Учащиеся должны:
уметь опознавать безэквивалентную лексику и классифицировать её по тематическому принципу;
уметь собирать и систематизировать немецкие слова, необходимые для описания русских реалий на немецком языке;
уметь пояснить национально-культурный смысл безэквивалентных слов на родном языке (в рамках изучаемых тем);
уметь правильно употреблять безэквивалентную лексику в речевых ситуациях (в рамках изучаемых тем).
4.Тематическое планирование
№п\п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Знакомство | 8 | |
2 | Мой класс | 8 | |
3 | Животные | 6 | |
4 | Мой день в школе | 3 | |
5 | Хобби | 2 | |
6 | Моя семья | 3 | |
7 | Сколько это стоит? | 4 | |
Календарно-тематическое планирование
Класс: 5
Учитель: Номоконова М.П.
Количество часов: 34
Планирование составлено на основе авторской программы курса немецкого языка «Горизонты» немецкий язык как второй иностранный, авторы: Аверин М.И., Джин Фредерике, Рорман Лутц, Милена Збранкова.
Учебник: Немецкий язык. Второй иностранный язык, 5 класс; Москва, Просвещение, 2017 год.
№п\п | Дата | Коррек тировка | Название темы | Кол-во часов | Примечание |
Раздел 1.Знакомство |
1 | | | Как тебя зовут? | 1 | |
2 | | | В гостинице. | 1 | |
3 | | | Произносим по буквам | 1 | |
4 | | | Кто я? | 1 | |
5 | | | Игра: бросаем кубик и говорим. | 1 | |
6 | | | Картинки с загадками | 1 | |
7 | | | Приветствуем друг друга | 1 | |
8 | | | Много городов-много хобби. | 1 | |
Раздел 2. Мой класс |
9 | | | Новенькая. | 1 | |
10 | | | На перемене. | 1 | |
11 | | | Цифры в стиле рэп. | 1 | |
12 | | | Считаем до тысячи. | 1 | |
13 | | | Школьные принадлежности | 1 | |
14 | | | Мои друзья и моя школа | 1 | |
15 | | | Угадываем слова | 1 | |
16 | | | Анкета | 1 | |
Раздел 3. Животные |
17 | | | Любимые животные. | 1 | |
18 | | | Грамматическая игра. | 1 | |
19 | | | Интервью с одноклассниками | 1 | |
20 | | | Называем цвет животных. | 1 | |
21 | | | Животные в Германии и в России | 1 | |
22 | | | Маленькая перемена. Повторение. Проект. | 1 | |
Раздел 4. Мой день в школе. |
23 | | | Время. | 1 | |
24 | | | Расписание уроков. | 1 | |
25 | | | Школа в Германии и в России | 1 | |
Раздел 5. Хобби |
26 | | | Свободное время | 1 | |
27 | | | Какое у тебя хобби | 1 | |
Раздел 6. Моя семья. |
28 | | | Семейное фото. | 1 | |
29 | | | Профессии | 1 | |
30 | | | Семьи в России и в Германии | 1 | |
Раздел 6. Сколько это стоит? |
31 | | | Покупки и деньги. | 1 | |
32 | | | Подарки на день рождения. | 1 | |
33 | | | Большая перемена. Повторение. | 1 | |
34 | | | Большая перемена. Повторение. | 1 | |