СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Чудесная бумага"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Чудесная бумага" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Чудесная бумага"»


Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Чудесная бумага»


4 класс

2016 г


Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудесная бумага» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В. А. Горецкий, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-033558-4;

- авторской программы Т.В. Просняковой «Художественное творчество» (работа с бумагойпо книгам серии «Любимый образ»)

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цельгармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • познакомить учащихся с  вырезанием из бумаги как уникальным видом искусства.

  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  • воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.


Актуальность.

В сфере художественного творчества способность человека понимать язык искусства во многом определяется через выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные материалы.

Лист бумаги – самый доступный материал. Давно установлено, что активные физические действия пальца­ми благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосред­ственно связана с руками. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Развивая моторику, мы создаем предпо­сылки для становления многих психических процессов. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообра­зия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занятия по вырезанию из бумаги позволяют детям удовлетворить свои интересы к творчеству, а главное испытать свои возможности и проявить свои способности.

Художественное вырезание из бумаги — уникальный вид искусства. Существует два метода вырезания — ножницами и ножом. Сформировалось нескольких четко выраженных направлений в вырезании. В разных странах искусство вырезания называется примерно одинаково, в переводах — как «бумажная картинка», «бумажный цветок», «вырезка из бумаги», «вырезка ножницами», «силуэтное вырезание», «вытынанка» и т.д.

Вырезание из бумаги может помочь создать неповторимый уют в жилище, сотворить оригинальные подарки своим близким, найти прекрасное интересное творческое занятие для детей, развить их интеллект и навыки ручного труда.

Общая характеристика

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудесная бумага» предназначена для обучающихся 4-х классов.

Содержание  программы «Чудесная бумага» определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок, проявить фантазию, а также развить творческие способности. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Программа разработана 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Место курса.


Программа включает в себя 34 занятия по 45 минут и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Ценностные ориентиры содержания курса «Чудесная бумага»


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Планируемые результаты освоения

программы.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудесная бумага» является формирование следующих умений:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности

  • воспитание чувства ответственности;

  • развитие чувства прекрасного и эстетические чувства;

  • развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ;

  • воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудесная бумага»является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

  • оценивать правильность выполнения своей работы;

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • проявлять познавательную инициативу.

Познавательные:

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения при работе с разными материалами;

  • развивать художественный вкус;

  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Коммуникативные:

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь;

  • доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

  • формировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль;

Предметные:

  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

  • анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них правильные;

  • знать сведения об инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;

  • уважать и ценить творческую деятельность человека.

Тематическое планирование.

№п/п

Тема

Содержание

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Бумага. Ее история. Виды бумаги, её свойства.


Знакомство с историей появления бумаги. Определение свойств бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами (ножницы, канцелярский нож). Организация рабочего места. Игра «Что можно сделать из бумаги?»

Упражнения в вырезании.

1

0,5

0,5

2

Вырезание из бумаги – древнее искусство. Виды вырезания.

Вырезание в Японии и Китае, странах Европы, в России. Знакомство с видами вырезания – симметричное, силуэтное, транспарантное. Упражнения в вырезании.

1

0,5

0,5

3

Симметрия. Экскурсия в осенний парк.

Знакомство с симметрией. Наблюдение симметрии в природе.

1

0,5

0,5

4

Симметричное вырезание. «Волшебный листопад»

Вырезание листьев (приём складывания бумаги пополам) разной формы и цвета. Выполнение коллективной работы - аппликации.

1


1

5

Симметрия в животном мире. Бабочки.

Хрупкость и лёгкость бабочек из бумаги. Бабочки на стене как модная тенденция в оформлении интерьера. Технология выполнения объемных композиций.

1


1

6

Складывание гармошкой. Гирлянда.

Изготовление гирлянды для украшения квартиры к празднику. Выполнение работы с опорой на слайдовый или текстовой план.

1


1

7

Трафаретное вырезание. Трафареты птичек.

Знакомство с трафаретом. Вырезание по трафарету. Изготовление поздравительной открытки.

1


1

8-9

Силуэтное вырезание. Аппликация «Лунная ночь»

Знакомство с понятием контраста, силуэта. Работы в технике силуэта Ф.П. Толстого, Е.С. Кругликовой. Выполнение аппликации «Лунная ночь».

2

0,5

1,5

10

Силуэтное вырезание. Работа с шаблонами. Узоры на окнах.

Вырезание по шаблону. Изготовление украшений на окна. Работа в группах.

1


1

11-12

Ажурное вырезание. Подвески.

Подвески для украшения комнаты. Изготовление поделки на выбор –«Птички», «Ангел», «Луна и звёзды».

2


2

13-14

Снежинки. Приёмы вырезания снежинок. Мобиль из снежинок

Снежинки в природе, их виды. Знакомство с программой – симулятором вырезания снежинок, сайт snowflakes.barkleyus.com .

Вырезание снежинок и изготовление из них мобиля из снежинок для украшения интерьера.

2


2

15

Маски и полумаски. Изготовление и оформление маскарадной маски.

Из истории масок. Театральные маски. Изготовление маскарадной маски, её оформление.

1

0,5

0,5

16

Ажурная открытка к Новому году

Новогодние традиции. Оформление новогодней открытки в технике ажурного вырезания.

1


1

17

Транспарантное вырезание. Закладка.

Знакомство с новым видом вырезания – транспарантным. Выполнение закладки.

1


1

18-19

Открытка «С днём рождения!» в технике 3d.

Знакомство с техникой 3d. Особенности объёмных открыток.

2

0,5

1,5

20-21

День святого Валентина. Традиции и обычаи. Проект « Кружевное сердечко»

Планирование работы, составление алгоритма действий, самостоятельное составление эскиза валентинки, подбор бумаги и цвета, творческая работа, анализ изделия, оценивание своей деятельности. Организация выставки.

2

0,5

1,5

22-24

Поделка «Лебединое озеро» в технике бумажный туннель.

Знакомство с техникой бумажного туннеля. Изготовление сувенира «Лебединое озеро»

3

0,5

2,5

25-26

Празднование Пасхи. Подарочная упаковка «Пасхальная корзинка из бумаги».

Беседа о традициях празднования Пасхи. Работа с шаблонами. Склеивание корзинок.

2

0,5

1,5

27

Салфетка на стол.

Самостоятельная работа по составлению эскиза салфетки, выбору узора.

1


1

28

Фоторамка.

Создание рамки для фото. Виды орнаментов. Создание собственного орнамента.

1


1

29-30

Экскурсия. Декор для зеркала.

Экскурсия на природу, выполнение зарисовок цветов и листьев для составления своих узоров. Использование растительного узора для декора зеркала.

2

0,5

1,5

31-33

Панно «Букет цветов»

Выполнение итоговой работы по собственному замыслу.

3


3

34

Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Организация выставки лучших работ. Подведение итогов работы, обзор курса. Отзывы и пожелания.

1

0,5

0,5



Итого:

34

5,5

28,5



В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

узнать:

- историю возникновения вырезания из бумаги в разных странах;

- виды и некоторые техники художественного вырезания из бумаги;

-познакомится с понятием симметрии.

приобрести навыки:

  • рационально организовывать рабочее место

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

развить личностные качества: любознательность, доброже­лательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное от­ношение к одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

  • приизготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; подарочных сувениров;

  • соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасного труда.

  • Использовать знания по цветоведению при выполнении изделий.

Условия реализации программы.

Для проведения занятий необходимы инструменты и материалы:

  • Режущие инструменты – ножницы среднего размера или маникюрные, канцелярский нож.

  • Линейка

  • Клей

  • Доска для резания бумаги

  • Бумага и картон различных сортов и цветов

  • Циркуль

  • Шаблоны, выкройки-развёртки.

  • Компьютер и интерактивная доска.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.


Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников.

Проводится 2 раза в год: в сентябре и апреле.

Анкета.

Вопрос

«Да»

«Нет»

«Сомневаюсь»

1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось?




2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?




3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др.




4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др.




5. Нравится ли вам рассказывать родителя о чем-то взволновавшим вас.




6. Нравится ли вам ходить в лес.




7. Вам удобно, комфортно, когда вы чисто одеты.




8. Общаясь с одноклассниками, ты грубишь, обзываешься, дерешься.






В ходе обработки результатов анкеты определяются следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:

высокий уровень:

критерии: ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

средний уровень:

критерии:  выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

низкий уровень:

критерии: характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.


Методика – недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики – выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь – это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравится на уроках ИЗО….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу прекрасное (красивое) в….



Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. 
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).



Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.





Литература.

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В. А. Горецкий, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.

- Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» Т.Н. Проснякова



Интернет-ресурсы.

- adalin.mospsy.ru

- alegri.ru

- dompodelok.ru

- fun4child.ru

- kartonkino.ru

- liveinternet.ru

- masterrad.ru

- moreidey.ru

- ped-kopilka.ru

- stranamasterov.ru

- vse.sam.ru