Рабочая программа, направленная на развитие рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Учебно-методическое пособие. – Ирбит, 2015
Составитель: Иванова А. В.
Курс «Познай себя» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе и предназначен для учителей начальной школы и начальной школы коррекционно – развивающего и компенсирующего образования по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста.
В последнее время большое внимание уделяется теме развития рефлексивных умений в сфере образования, особенно в практическом плане.
Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.
В течение обучения в начальной школе дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает рефлексивные умения.
Курс «Познай себя» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.
Участники образовательной программы: учащиеся 2 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю, продолжительностью 40 минут.
Цель курса – развитие рефлексивных умений, формирование навыков общения и культуры поведения второклассников, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, форми-рование личности.
Формы проведения: беседы, диспуты, занятия, практикумы.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: диагностика, практические занятия, творческие работы, самооценка и самоконтроль – определение учеником своих знаний, возможностей и проблем которые еще предстоит преодолеть.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол. часов | Формирование универсальных учебных действий. | Содержание |
Раздел 1 «Я и мой класс» |
1-2 | Мой класс. Моя школа. | 2 | Личностные: общаться, налаживать контакт с людьми. Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Предметные: основные способы психологического взаимодействия между людьми | Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться? Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблем. Главное - помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице. |
3 | Я в школе | 1 | Личностные: налаживать контакт с людьми, соблюдать правила игры и дисциплину. Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию, находить свое место в школьной жизни; Предметные: уметь работать в группе, в коллективе. |
4 | Какие ребята в моем классе. | 1 | Личностные: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы. Метапредметные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища. Предметные: взаимодействовать с учителем и свертниками. |
5-6 | Мои друзья в классе. | 2 | Личностные: соблюдать правила игры и дисциплину. Метапредметные: приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов. Предметные: работать в группе, в коллективе. |
7-8 | Мои успехи в школе. | 2 | Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития. Метапредметные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Предметные: приемы повышения собственной самооценки. |
Раздел 2 «Мои чувства» |
9-10 | Чувства | 2 | Личностные: выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. Метапредметные: знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии. Предметные: осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние | Понятие чувства. Знакомство с видами чувств. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу. Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом? Разные чувства. Как можно выразить свои чувства? |
11-12 | Радость. Как передать другому? | 2 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные: знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии. Предметные: осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние. |
13-14 | Страх. Как его преодолеть? | 2 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные: Применять полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем. Предметные: через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
15-16 | Любовь. Как её проявить? | 2 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Предметные: основные способы психологического взаимодействия между людьми. |
17-18 | Сострадание. | 2 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия. Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Предметные: знать основные способы психологического взаимодействия между людьми. |
19 | С какими чувствами дружить, а с какими нет | 1 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности |
Раздел 3 «Мы такие разные» |
20 | Качества людей. | 1 | Личностные: налаживать контакт с людьми. Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: уметь работать в группе, в коллективе | Что такое качества людей, и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет? Каким я вижу себя?Какими мы видим друг друга? Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга. В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество. Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком? |
21-22 | Хорошие качества людей. | 2 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять. Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: знать приемы повышения собственной самооценки |
23 | В каждом человеке есть светлые и тёмные качества. | 1 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы. Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности |
24 | Какие качества нам нравятся друг в друге. | 1 | Личностные: правила поведения в обществе, со сверстниками, правила игрового общения. Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности |
25 | Трудно ли быть доброжелательным человеком. | 1 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
26 | «Я желаю всем добра!» | 1 | Личностные: правила поведения в обществе, со сверстниками, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности |
Раздел 4 «Какой я?» |
27-28 | Какой я? | 2 | Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития. Метапредметные:формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: знать приемы повышения собственной самооценки | Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств. Понятие «настоящий друг».Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя? Как распознать положительные качества у других людей? Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. |
29-30 | Какой мой – друг? | 2 | Личностные: правила поведения в обществе, со сверстниками. Метапредметные:формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: уметь работать в группе, в коллективе, получать удовольствие от процесса познания. |
31 | Бескорыстие в дружбе | 1 | Личностные: правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Предметные: уметь работать в группе, в коллективе, получать удовольствие от процесса познания |
32 | Плохо одному. | 1 | Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития. Метапредметные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Предметные: применять через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. |
Раздел 5 «Чему я научился» |
33 | Подведение итога. | 1 | Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы. Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности. | Подведение итогов года. Отчёт - рефлексия перед родителями. |
34 | Отчётное занятие. | 1 | Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности. |