СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью «Познай себя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа, направленная на развитие рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью «Познай себя»»





Программа внеурочной деятельности по развитию рефлексивных уме­ний у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

«Познай себя»













Ирбит

2015

Рабочая программа, направленная на развитие рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Учебно-методическое пособие. – Ирбит, 2015



Составитель: Иванова А. В.












Аннотация к программе

Курс «Познай себя» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе и предназначен для учителей начальной школы и начальной школы коррекционно – развивающего и компенсирующего образования по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста.









© Ирбит. Г К , 2015

Пояснительная записка

В последнее время большое внимание уделяется теме развития рефлексивных умений в сфере образования, особенно в практическом плане.

Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.

В течение обучения в начальной школе дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает рефлексивные умения.

Курс «Познай себя» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 2 классов.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю, продолжительностью 40 минут.

Цель курса – развитие рефлексивных умений, формирование навыков общения и культуры поведения второклассников, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:

- обучение навыкам общения и сотрудничества;

- формирование у младших школьников культуры поведения;

- развитие коммуникативных умений в процессе общения;

- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, форми-рование личности.



Основные разделы программы:

Раздел 1 «Я и мой класс»

Раздел 2 «Мои чувства»

Раздел 3 «Мы такие разные»

Раздел 4 «Какой я»

Раздел 5 «Чему я научился»

Формы проведения: беседы, диспуты, занятия, практикумы.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: диагностика, практические занятия, творческие работы, самооценка и самоконтроль – определение учеником своих знаний, возможностей и проблем которые еще предстоит преодолеть.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.



Учебно – тематический план.



Раздел

Количество часов

теория

практика

1

Я и мой класс

8

6

2

2

Мои чувства

11

6

5


Мы такие разные

7

4

3


Какой я

6

3

3


Чему я научился

2

0

2

Итого

34

19

15


















Содержание программы

№ п/п

Тема

Кол. часов

Формирование универсальных учебных действий.

Содержание

Раздел 1 «Я и мой класс»

1-2

Мой класс. Моя школа.

2

Личностные: общаться, налаживать контакт с людьми.

Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Предметные: основные способы психологического взаимодействия между людьми

Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться? Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблем. Главное - помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.


3

Я в школе

1

Личностные: налаживать контакт с людьми, соблюдать правила игры и дисциплину.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию, находить свое место в школьной жизни;

Предметные: уметь работать в группе, в коллективе.


4

Какие ребята в моем классе.

1

Личностные: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Метапредметные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища.

Предметные: взаимодействовать с учителем и свертниками.

5-6

Мои друзья в классе.

2

Личностные: соблюдать правила игры и дисциплину.

Метапредметные: приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов.

Предметные: работать в группе, в коллективе.

7-8

Мои успехи в школе.

2

Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития.

Метапредметные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Предметные: приемы повышения собственной самооценки.

Раздел 2 «Мои чувства»

9-10

Чувства

2

Личностные: выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметные: знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии.

Предметные: осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние

Понятие чувства. Знакомство с видами чувств. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу. Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом? Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?


11-12

Радость. Как пере­дать другому?

2

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные: знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии.

Предметные: осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние.

13-14

Страх. Как его преодолеть?

2

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные: Применять полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем.

Предметные: через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

15-16

Любовь. Как её проявить?

2

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные: основные способы психологического взаимодействия между людьми.

17-18

Сострадание.

2

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия.

Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные: знать основные способы психологического взаимодействия между людьми.

19

С какими чувствами дружить, а с какими нет

1

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности

Раздел 3 «Мы такие разные»

20

Качества людей.

1

Личностные: налаживать контакт с людьми.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: уметь работать в группе, в коллективе

Что такое качества людей, и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет? Каким я вижу себя?Какими мы видим друг друга? Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга. В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество. Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?


21-22

Хорошие качества людей.

2

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: знать приемы повышения собственной самооценки

23

В каждом человеке есть светлые и тёмные качества.

1

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности

24

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

Личностные: правила поведения в обществе, со сверстниками, правила игрового общения.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности

25

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

1

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

26

«Я желаю всем добра!»

1

Личностные: правила поведения в обществе, со сверстниками, подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности

Раздел 4 «Какой я?»

27-28

Какой я?

2

Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития.

Метапредметные:формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: знать приемы повышения собственной самооценки


Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств. Понятие «настоящий друг».Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя?

Как распознать положительные качества у других людей? Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания.


29-30

Какой мой – друг?

2

Личностные: правила поведения в обществе, со сверстниками.

Метапредметные:формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: уметь работать в группе, в коллективе, получать удовольствие от процесса познания.

31

Бескорыстие в дружбе

1

Личностные: правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

Метапредметные: иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Предметные: уметь работать в группе, в коллективе, получать удовольствие от процесса познания

32

Плохо одному.

1

Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития.

Метапредметные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные: применять через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Раздел 5 «Чему я научился»

33

Подведение итога.

1

Личностные: уметь анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности.

Подведение итогов года. Отчёт - рефлексия перед родителями.


34

Отчётное занятие.

1

Личностные: знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Предметные: применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности.











Список литературы

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  4. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  5. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  7. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  8. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

  9. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994