Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.
Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся начальной школы.
Основные задачи программы:
Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
У учащихся формируются следующие способности: 1) творческая продуктивность – способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность – способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;4)способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативные способности – способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.
Полный цикл прохождения программы «Учусь творчески мыслить» в начальной школе составляет четыре года. Программа реализуется в форме занятий по интересам.
Программа «Учусь творчески мыслить» для начальной школы рассчитана на четыре годичных курса. Годичный курс включает в себя: для 1 класса 29 учебных часов, для второго класса 33 учебных часа, для 3 и 4 класса 34 учебных часа (1 урок в неделю), а также по 10 дополнительных заданий для самостоятельной работы или работы с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.
Каждый годичный курс обеспечен пособием для учителей и строго соответствующим ему пособием для учащихся. Структурно пособие для учащихся разбито на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).
Формы организации и виды деятельности:
Творческая мастерская: работа в малых группах и индивидуально. Обсуждение работ. (Беседы, игры, конкурсы, круглые столы, дебаты, соревнования, художественные выставки)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
3класс (34 часа)
Первая четверть
Необычные события (задание серии А).
Заколдованные фигурки (задание серии А).
Уменьшение и увеличение (задание серии А).
Дерево слов (задание серии А).
Спрятавшийся рисунок (задание серии А).
Эмоции и настроения (задание серии А).
Крестословица (задание серии А).
Придумай предложение (задание серии А).
Вторая четверть
Космические туристы (задание серии А).
Имя (задание серии А).
Иначе говоря (задание серии А).
Спрячь слово (задание серии А).
Придумай окончание истории (задание серии А).
Придумай слово (задание серии А).
Как поднять настроение (задание серии А).
Планирование (задание серии А).
Третья четверть
Газетный репортаж (задание серии А).
Необычные события (задание серии Б).
Заколдованные фигурки (задание серии Б).
Уменьшение и увеличение (задание серии Б).
Придумай слово (задание серии Б).
Дерево слов (задание серии Б).
Спрятавшийся рисунок (задание серии Б).
Эмоции и настроения (задание серии Б).
Крестословица (задание серии Б).
Придумай предложение (задание серии Б).
Четвертая четверть
Космические туристы (задание серии Б).
Имя (задание серии Б).
Иначе говоря (задание серии Б).
Спрячь слово (задание серии Б).
Как поднять настроение (задание серии Б).
Планирование (задание серии Б).
Придумай окончание истории (задание серии Б).
Газетный репортаж (задание серии Б).
Содержание курса
НЕОБЫЧНЫЕ СОБЫТИЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода внесения/вынесения; развитие умения преодолевать психологическую инерцию.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ ФИГУРКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического и образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие способности к детальной разработке идеи.
УМЕНЬШЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода увеличения/уменьшения параметров объекта; введение эмоционально-непосредственного критерия оригинальности творческой идеи.
ДЕРЕВО СЛОВ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода универсализации, развитие способности устанавливать смысловые ассоциации между отдельными словами и группами слов.
СПРЯТАВШИЙСЯ РИСУНОК (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода универсализации.
ЭМОЦИИ И НАСТРОЕНИЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дихотомия; развитие умения классифицировать информацию, отражающую поведение человека, по разным основаниям; обсуждение этических аспектов межличностного общения.
КРЕСТОСЛОВИЦА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности связывать информацию, выраженную в образах и при помощи слов; развитие способности к разработке деталей придуманных образов.
ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта.
ИМЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и дихотомия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
ИНАЧЕ ГОВОРЯ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; рассмотрение этических аспектов человеческого общения.
СПРЯЧЬ СЛОВО (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под необычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций.
ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ИСТОРИИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие умения создавать различные настроения, придумывать оригинальные окончания историй.
ПРИДУМАЙ СЛОВО (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов.
КАК ПОДНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; рассмотрение этических аспектов межличностных взаимоотношений.
ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода динамизации/статичности объекта; рассмотрение этических аспектов межличностного взаимодействия людей.
ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТАЖ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов динамизации/статичности объекта и нахождения чего-то необычного за пределами привычного объекта; создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся 3 класса:
Учащиеся должны знать:
об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач.
о критериях различения оригинальных идей и идей повторяющихся, банальных.
Учащиеся должны иметь представление:
о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события; динамизация, дихотомия и др.
Учащиеся должны уметь:
придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
презентировать от имени группы сообща найденное решение.