СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптации первокурсников проживающих в общежитии колледжа.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа была разработана с целью создания успешной  адаптации и гармоничного развития личности студентов проживающих в общежитии.

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации первокурсников проживающих в общежитии колледжа.»

Введение 

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности.

Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.

Проблема адаптации в частности весьма актуальна для обучающихся первого курса. Необходимым условием успешной деятельности обучающихся является освоение новых для него особенностей условий проживания в общежитии колледжа. На протяжении первого года пребывания в стенах общежития происходит вхождении обучающегося – первокурсника в коллектив, где формируются навыки и умения рациональной организации жилого пространства, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются значимые качества личности такие как: самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе. Одним из самых основных качеств личности в рамках жизненно - значимых  качеств у обучающихся, проживающих в общежитии,  является самостоятельность, которая обусловливает активную жизненную позицию.

Таким образом, воспитательная работа должна представлять собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов.

Цель программы: 

создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности студентов, проживающих в общежитии.

 

Задачи:

- Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у студентов к условиям проживания в общежитии;

- Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;

- Создать органы самоуправления в коллективе студентов;

-Привить трудовые навыки.


Воспитатель может способствовать развитию самостоятельности, педагогической поддержки развития самостоятельной личности, среди которых:

  • самооценка (адекватное оценивание себя, целей, средств деятельности);

  • самоорганизация (самостоятельное планирование режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха, составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.)

   Контингент общежития в значительной степени формируется  подростками из  сельской местности.  Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв подростка  от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Постоянное взаимодействие воспитателя с администрацией, родителями студентов, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, а также со студенческим Советом помогает первокурсникам успешно преодолеть период адаптации.

Основными направлениями работы воспитателей в общежитии в адаптационный период являются:

  • проведение работы по ознакомлению студентов с правилами внутреннего распорядка;

  • составление социально - психологического портрета студентов;

  • индивидуальная работа с несовершеннолетними студентами по плану

  • изучение структуры межличностных отношений;

  • оказание практической и психологической помощи в период адаптации в общежитии;

  • формирование самостоятельности.

Основными приоритетными направлениями воспитательной деятельности в нашем общежитии являются:

  • Формирование ЗОЖ;

  • Индивидуальная работа со студентами;

  • Психолого-педагогическое сопровождение;

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Профилактика правонарушений;

  • Работа студенческого самоуправления;

  • Культурно-массовые мероприятия;

  • Участие в мероприятиях техникума;

  • Работа с классными руководителями и мастерами производственного обучения.

В нашем общежитии сложились свои традиции по улучшению досуга и социально – бытовых условий, возможность проявления творческих, интеллектуальных и спортивных задатков.

Так неотъемлемой частью студенческой жизни стали, полюбившиеся всем, и помогающие почувствовать себя полноправным членом большой дружной Семьи, мероприятия по Посвящению первокурсников в жители общежития «Наша дружная Семья», «Новогодняя вечеринка» и постановка спектаклей.

В них присутствуют такие трогательные и волнующие моменты, как произнесение клятвы жителя Дома, зажжение свечи, символизирующей уют и тепло нового дома, тренинги на знакомство друг с другом и студенческим активом, помогающие лучше узнать товарищей и быстрее адаптироваться.

Такие традиции способствуют скорейшей адаптации первокурсников и безболезненному вливанию их в общий коллектив общежития.

Далее для скорейшей адаптации первокурсников проходят психолого-педагогические тренинги, плановые индивидуальные беседы совместно педагогом психологом и социальным педагогом, где в этот же момент зачастую происходит и телефонная связь с родителем подростка.

В общежитии проводятся практикумы такие, как «Повседневный уход за одеждой», Гладим сами», «Уход за обувью», где обучающиеся могут приобрести навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Также проводятся акции - «Земля больших возможностей» и мы за «Здоровый образ жизни», в рамках которых проводятся недели благоустройства территории общежития, рейды актива по профилактике курения, где новички включаются в непосредственный процесс участия в жизни общежития и приобщения к здоровому образу жизни.











Работа по изучению контингента

 

Цель - изучение личности студентов, составление социального паспорта общежития.

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Сбор информации анкетных данных о семейном положении

сентябрь

воспитатели

Составление банка данных о студентах

2.

Изучение личных дел сирот и оставшихся без попечения родителей

сентябрь

Социальный педагог

Психолог

Воспитатели

Мед. работник

Оформление индивидуальных карт

3.

Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями

сентябрь

Воспитатели

Кл.руководители

Сбор аналитических данных

4.

Анкетирование «Расскажи мне о себе»

сентябрь

Воспитатели

Составление психологического портрета


5.

Работа педагога-психолога

в течение года

Педагог- психолог

Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии

 

 

Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии

 

Цель - создание положительного микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии.

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Формирование состава комнат с учётом характеров, интересов и склонностей обучающихся.

 

сентябрь

воспитатели

Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате;

Недопустимость возникновения конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу.

2.

Вечер знакомств

сентябрь

воспитатели

Знакомство студентов и воспитателей, создание благоприятного психологического климата

3.

Индивидуальные беседы воспитателей со студентами по их проблемам, консультации психолога

В течение года

Психолог

Воспитатели

Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии.

4.

Изучение межличностных отношений

сентябрь

Воспитатели

Кл. руководители

Предупреждение конфликтных ситуаций

5.

Вовлечение в кружки и секции

сентябрь

Воспитатели

Занятость студентов

 

Работа со студентами, входящие в « группу риска»

 

Цель - снижение количества студентов «группы риска»

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Индивидуальная работа воспитателя  с

обучающимися, находящихся в группе «риска»

В течение года

воспитатели

Снижение случаев нестандартных действий и поступков с целью снижения агрессии.

2.

Работа с родителями.(законными представителями)

В течение года

воспитатели

Сохранность контингента

3.

Привлечение обучающихся группы «риска» к участию в мероприятиях, клубах, кружках

В течение года

воспитатели

Повышение самооценки обучающихся через их интересы и склонности. Развитие коммуникативных и организаторских умений.  Снижение тревожности

4.

Профилактическая работа с инспектором ОПДН

В течение года

Воспитатели

Инспектор ОПДН

Отсутствие случаев давления и вымогательства в общежитии

5.

Профилактическая работа с мед. работником

В течение года

Воспитатели

Мед.работник

Привитие санитарно- гигиенических навыков

 

 

Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений

 

Цель – устранение причин и условий, совершению противоправных действий, предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений.

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Общее Собрание проживающих студентов в общежитии

ежемесячно

Воспитатели

Социальный педагог

Психолог

Зам.директора  по ВР и БЖ

Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня.

2.

Контроль за строгим соблюдением Правил внутреннего распорядка общежития

В течение года

Воспитатели

Зам директора по ВР

Отсутствие нарушений правил проживания

3.

Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений

В течение года

Воспитатели

Инспектор ОПДН

Повышение  уровня информированности

4.

Общие собрания студентов

ежемесячно

Воспитатели

Члены Совета общежития

Предупреждение  нарушения правил проживания

 

Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля

 

Цель- обучение и привлечение к самообслуживанию, соблюдению санитарного состояния комнат и комнат общего пользования, соблюдение личной гигиены.

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Групповые и индивидуальные беседы о здоровье, гигиене, питании, поведении

ежемесячно

Воспитатели

Мед.работник

Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся.

2.

Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования

ежедневно

Воспитатели

Санитарная группа

Соблюдение санитарного состояние комнат

3.

Оформление тематических уголков пропагандирующих ЗОЖ

В течение года

Воспитатели

Оформительский сектор

Повышение уровня информированности

4.

Проведение  генеральной уборки и субботников,

еженедельно

Воспитатели

Жилищный сектор

Порядок и чистота в общежитии.

 

Работа, направленная на нравственно- эстетическое воспитание

 

Цель- Повышение эстетического уровня в поведении обучающихся, проявляющееся в культуре речи, в межличностных отношениях, в отношении к противоположному полу.

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Проведение мероприятий, посвященных памятным календарным датам, юбилеям выдающихся людей

В течение года

Воспитатели

Повышение уровня информированности

2.

Проведение диспутов на этические темы

В течение года

Воспитатели

 

Развитие коммуникативных способностей

3

Проведение деловых игр, викторин по этикету

В течение года

воспитатели

Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения

4

Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурсы «Самая уютная комната» и «Самая новогодняя комната»

Октябрь

декабрь

 

Воспитатели

Досуговый сектор

Развитие эстетического вкуса

 

Работа, направленная на развитие органов самоуправления

 

Цель- формирование и развитие организаторских и лидерских способностей студентов, развитие демократических форм управления, способствовать развитию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

 

мероприятие

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1.

Анкетирование, собеседование на выявление кандидатов в состав Совета общежития

сентябрь

Воспитатели

Выбор членов Совета общежития

2.

Выборы старост комнат.

сентябрь

Староста этажа

 

Ответственное отношение  к порядку в комнатах

3.

Планирование работы Совета общежития.

сентябрь

Воспитатели

Члены Совета общежития

Работа Совета общежития

4.

Проведение заседание Совета

ежемесячно

Воспитатели

Члены Совета общежития

Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц

 

 

 

 

 

             Список использованной литературы

 

1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007

3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006

4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.

5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009

6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.

7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2007. - С. 15-26.

8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2003.

9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.

10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.

11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.

12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - N2.

13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.