Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель МО: _____________/ Кузнецова Е. Н. Протокол №_____ от 30.08.2017 | «Согласовано» Зам. директора: ________________/ Грекова О. А. 30.08.2017 | «Согласовано» Родители обучающегося: ____________/ ____________ 30.08.2017 | «Утверждено» Директор школы: ________________ / Архиреева Е. А. Приказ №_______ от 01.09.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 класс
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.
АОП 8.2.
индивидуальное обучение
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АОП разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 2. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I 3. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 4. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297 5. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н. 6. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 9. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 10. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 11. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н 12. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 13. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 14. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07 15. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 16. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07
17. Программа для 1 – 4 классов специальных образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой 2011 г.;
18. Учебный план образовательного учреждения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Целью образования обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни..
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и
стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. Принципы и подходы к формированию программы Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).
І. Цели образовательно-коррекционной работы
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
ІІ. Общая характеристика учебного предмета
Формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
ІІІ. Описание места учебного предмета
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия», примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ІѴ. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Преподавание «Предметно-практические действия» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Ѵ. Результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
- Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 2-ой подгруппы планируемые личностные и коррекционные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется БУДам.
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ѴІ. Содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами».
2. «Действия с предметами».
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:
1.Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь).
2. Формирование количественных представлений. Знакомство с числом и цифрой «1».
3. Формирование представлений о величине, противоположные величины «Длинный-короткий».
4. Формирование представлений о форме «Квадрат» (круг (повтор) →квадрат).
5. Формирование пространственных представлений «Середина».
6. Формирование пространственных представлений «Поровну», «Больше-меньше».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Раздел | Кол-во ч. | Планируемые результаты обучения |
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия |
2 группа | 2 группа | 2 группа |
1 модуль |
1 | Действия с предметами, материалами, временные представления «Части суток» (утро, день, вечер, ночь) | 2 | - проявляет собственные чувства - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов - наблюдает за окружающими предметами и явлениями | - умеет фиксировать взгляд на объекте - брать в руки и рассматривать предметы | - выполняет стереотипную инструкцию - проявлять интерес к происходящему - фиксирует взгляд на изображении - выполняет действие способом рука-в-руке |
2 модуль |
2 | Действия с предметами, материалами, количественные представления «Знакомство с числом и цифрой 1» | 2 | - наблюдает за окружающими предметами - проявляет собственные чувства | - умеет рассматривать различные по качеству материалы - умеет фиксировать взгляд на объекте | - фиксирует взгляд на изображении - выполняет действие способом рука-в-руке |
3 модуль |
3 | Действия с предметами, материалами, представления о величине, противоположные величины «Длинный - короткий» | 3 | - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов - наблюдает за окружающими предметами и явлениями | - умеет фиксировать взгляд на объекте; - умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; | - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора - понимает жестовую инструкцию - выполняет действие способом рука-в-руке |
4 модуль |
4 | Действия с предметами, материалами, представление о форме «Круг, квадрат» | 4 | - наблюдает за окружающими предметами - проявляет собственные чувства | - умеет рассматривать различные по качеству материалы - умеет фиксировать взгляд на объекте | - фиксирует взгляд на изображении - выполняет действие способом рука-в-руке |
5 модуль |
5 | Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Середина» | 3 | - проявляет собственные чувства - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов - наблюдает за окружающими предметами и явлениями | - умеет фиксировать взгляд на объекте - брать в руки и рассматривать предметы | - выполняет стереотипную инструкцию - проявлять интерес к происходящему - фиксирует взгляд на изображении - выполняет действие способом рука-в-руке |
6 модуль |
6 | Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше» | 3 | - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов - наблюдает за окружающими предметами и явлениями | - умеет фиксировать взгляд на объекте; - умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; | - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора - понимает жестовую инструкцию - выполняет действие способом рука-в-руке |
ѴІІ. Оценивание результатов освоения АОП
Обучение в первом классе проходит по системе безоценочного обучения.
ѴІІІ. Методическое обеспечение программы
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д)
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа, количество занятий в классе в неделю – 3
№ урока по порядку | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу | Дата по плану | Дата по факту |
1 модуль Первая четверть |
| Действия с предметами, материалами, временные представления «Части суток» (утро, день, вечер, ночь) |
| «День-ночь»; | 1 | | |
| «Когда это бывает» | 1 | | |
| «Помоги зайчишке»; | 1 | | |
| «Подбери картинки».; | 1 | | |
| «Что сначала, что потом»; | 1 | | |
| «Режим дня»; | 1 | | |
| «Что мы делаем утром» | 1 | | |
| «Что мы делаем днем». | 1 | | |
| «Что мы делаем вечером», «Что мы делаем ночью» | 1 |
2 модуль |
Действия с предметами, материалами, количественные представления «Знакомство с числом и цифрой 1» |
| «Кукла Катя и матрешки» | 1 | | |
| «Что принес Петрушка» | 1 | | |
| «Посылка» | 1 | | |
| «Путешествие на поезде»; | 1 | | |
| «Птички в гнездышках»; | 1 | | |
| «Воробьишка»; | 1 | | |
| «Поставь машину в гараж»; | 1 | | |
| «Снеговики»; | 1 | | |
| «Варежки»; | 1 | | |
| «Птицы»; | 1 | | |
| «Дрессированная собачка» | 1 | | |
| «Мы играем» | 1 | | |
| «Делай как я»; | 1 | | |
| «На прогулку»; | 1 | | |
| «Разноцветные фонарики». | 1 | | |
3 модуль Вторая четверть | | |
Действия с предметами, материалами, представления о величине, противоположные величины «Длинный - короткий» |
| «Мы веселые ребята» | 1 | | |
| «Магазин игрушек»; | 1 | | |
| «Волшебные клубочки»; | 1 | | |
| «Птички в гнездышках» | 1 | | |
| «Волшебный лес» | 1 | | |
| «Машина едет по дорожке» | 1 | | |
| «Три поросенка»; | 1 | | |
| «Чья дорожка длиннее?»; | 1 | | |
| «Разложи карандаши» | 1 | | |
| «Подберем шнурочки» | 1 | | |
| Сравни сосульки на крышах | 1 | | |
| Подбери одинаковые ленты | 1 | | |
| Повторение модуля: Действия с предметами, материалами, представления о величине, противоположные величины «Длинный - короткий» | 1 | | |
4 модуль |
Действия с предметами, материалами, представление о форме «Круг, квадрат» |
| «Что привез нам мишка» | 1 | | |
| «Подарки от куклы Маши: круглые»; | 1 | | |
| «Подарки от куклы Маши: квадратные» | 1 | | |
| Поработаем со счетными палочками. Собираем квадрат | 1 | | |
| Сравнение круглых предметов по величине | 1 | | |
| Сравнение квадратных предметов по величине | 1 | | |
| «Собираем урожай фруктов» | 1 | | |
| «Собираем урожай ягод» | 1 | | |
| «Собираем урожай овощей» | 1 | | |
| «Собираем урожай овощей»; | 1 | | |
| «Составь фигуру» | 1 | | |
Третья четверть |
| «Посылка»; | 1 | | |
| «Путешествие на поезде»; | 1 | | |
| «Почтовый ящик»; | 1 | | |
| «Игрушки на елку | 1 | | |
| «Построим домики»; | 1 | | |
| «Домики для поросят»; | 1 | | |
| «Найди свой домик» | 1 | | |
| «Найди такую же» | 1 | | |
| «Бусы»; | 1 | | |
| «Чудесный мешочек», | 1 | | |
| «Забавные цветочки»; | 1 | | |
| Угадай, что за спиной? | 1 | | |
| Повторение модуля «Действия с предметами, материалами, представление о форме «Круг, квадрат» | 1 | | |
| | 1 | | |
5 модуль |
Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Середина» |
| «Самолеты на листочке» | 1 | | |
| «Машина едет через ворота» | 1 | | |
| «Мяч бросаем мы в корзину» | 1 | | |
| «Кто, где сидит»; | 1 | | |
| «Звери в клетках» | 1 | | |
| Заходим в дверь | 1 | | |
| Центр круга | 1 | | |
| Серединка цветка | 1 | | |
| Центральный вход в здание | 1 | | |
| Игра «Что изменилось» | 1 | | |
| Половина яблока | 1 | | |
| Середина реки | 1 | | |
| Птицы на проводах | 1 | | |
| Простые поделки по технике «оригами» | 1 | | |
Четвертая четверть |
| «Собери цветочки | 1 | | |
| «Найди пропажу» | 1 | | |
| «Домики с окошками | 1 | | |
| «Мой веселый, звонкий мяч»; | 1 | | |
| «Найди фигуру». | 1 | | |
| Повторение модуля «Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Середина» | 1 | | |
6 модуль |
Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше» |
| «Куклы пришли в гости» | 1 | | |
| «Мы веселые ребята» | 1 | | |
| «Магазин игрушек» | 1 | | |
| «Серенькая кошечка, села на окошечко» | 1 | | |
| «Снеговички» | 1 | | |
| «На прогулку» | 1 | | |
| «Козлята» | 1 | | |
| «Принимаем гостей» | 1 | | |
| «Посмотри, что в грузовике» | 1 | | |
| «Игрушки на елку» | 1 | | |
| «Варежки» | 1 | | |
| «Котята в корзинках» | 1 | | |
| «Мишки и шишки» | 1 | | |
| «Скворечники для птиц» | 1 | | |
| «Пришиваем пуговки» | 1 | | |
| «Угостим зверей» | 1 | | |
| «Бабочки-цветочки». | 1 | | |
| Именинный торт | 1 | | |
| Собери по образцу бусы, букет. | 1 | | |
| Подарки из мешка | 1 | | |
| Повторение модуля «Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Поровну», «Больше-меньше» | 1 | | |