Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Азановский детский сад «Колосок» муниципального образования «Медведевский муниципальный район»
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
МДОБУ «Азановский детский сад «Колосок»
Протокол № от 2020 г.
Утверждаю: заведующий МДОБУ
«Азановский детский сад «Колосок»
_____________ Т. В. Рыбакова
Программа дополнительного образования по профилактике и коррекции
плоскостопия «Крепыш»
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОБУ «Азановский детский сад
«Колосок» В. Л.Петякова
2020- 2021 уч. год.
Пояснительная записка
Особую тревогу в нашей стране вызывает увеличение численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.
Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах, а также от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп, и возможно, от остеохондроза в будущем. Специалистами установлена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, наличием определенных заболеваний (рахита, слабости опорно-связочного аппарата у часто болеющих детей и др).
Таким образом, при плоскостопии у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.
Чтобы уменьшить предотвратить данные проявления, необходима систематическая профилактическая работа со всеми детьми, а не только с теми, у которых обнаружены функциональные нарушения.
В поисках новых подходов работы была изучена структура нарушений опорно-двигательного аппарата. Поэтому и возникла необходимость в разработке модифицированной дополнительной образовательной программы, которая помогла бы педагогу организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
Кружок, как организованная форма работы составная часть физкультурно-оздоровительной работы в МДОБУ, призваны содействовать оздоровлению, формированию и развитию ребенка, они способствуют более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.
Дополнительная образовательная программа по профилактике плоскостопия отвечает особенностям физического развития детей дошкольного возраста и медицинским требованиям коррекции плоскостопия.
В рамках программы разработаны:
· учебный план;
· учебно-тематический план работы с детьми;
Направленность данной модифицированной дополнительной образовательной программы: профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
Новизна данной модифицированной дополнительной образовательной программы:
· в использовании тематического сюжетно-игрового характера организованной деятельности со стихотворным сопровождением выполняемых упражнений;
· в проведении комплексной профилактики и коррекции плоскостопия в достаточно ранние сроки (дошкольный возраст);
· профилактика и коррекция плоскостопия проводится воспитателем совместно с медперсоналом в организованной деятельности с детьми.
Цель данной модифицированной дополнительной образовательной программы: профилактика и коррекция детского плоскостопия.
Задачи модифицированной дополнительной образовательной программы:
· раннее выявление детей с диагнозом плоскостопие;
· укрепление у детей опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени и освоение детьми специальных упражнений;
· заинтересованность детей упражнениями и играми по профилактике и коррекции плоскостопия;
· проведение просветительской работы среди педагогов, детей и их родителей.
Дополнительные задачи по обновлению содержания образования: повышение мотивации двигательной активности детей в организованной деятельности путем использования мультимедийного оборудования, дыхательной двигательной гимнастики для детей, зрительной гимнастики, профилактики нарушений осанки путем использования CD-обучающих программ
Предполагаемый результат учебного процесса: позволит добиться значительного снижения числа детей, имеющих нарушения, в результате комплексного использования средств физического воспитания; частичная коррекция нарушений свода стопы; повышение интереса детей к организованной деятельности, преодоление негативных реакций; активное вовлечение родителей и сотрудников МДОБУ в процессе оздоровления детей.
Кружок посещают 12 детей.
Особенностью набора являются дети, имеющие плосковальгусную установку стопы, увеличение угла плоскостопия выше 18%.
Модифицированная дополнительная образовательная программа рассчитана на один учебный год (количество организованной деятельности за год – 34; 1 в неделю), 25 минут в неделю, за год – 14 часов 16минут.
Организованная деятельность состоят из трех этапов:
1 этап (Диагностический).
Цель: Раннее выявление детей с диагнозом плоскостопие
2 этап (Практический)
Цель: Профилактика и коррекция детского плоскостопия
3 этап (Контрольный)
Цель: Эффективность проводимой профилактической работы
Практический этап состоит:
Вводная часть – 15% (продолжительность 3 минуты)
· Мотивация детей и разминка: различные виды ходьбы и бега.
Основная часть – 70% (продолжительность 19 минут).
· общеразвивающие и специальные игровые упражнения;
· подвижная игра или игровое упражнения.
Заключительная часть -15% (продолжительность 3 минуты).
· малоподвижная игра или ходьба с выполнением заданий;
· подведение итогов.
Учебный план
Образовательные области | Образовательные компоненты (учебные предметы) | Возрастная группа количество организованной деятельности в неделю, за год |
1. Физическая культура 2. Здоровье | Кружок по профилактике плоскостопия «Крепыш» | Старшая группа (с 5 до 6 лет) 1 организованная деятельность в неделю (длительность - 25 минут); 25 минут в неделю; количество организованной деятельности за год – 34. |
| | |
Итого: | | за год – 14 часов 16минут |
Учебно-тематический план
№ п/п. | Недели | Месяц | Программное содержание | Тема организованной деятельности | Количество организованной деятельности |
1. | 1; 2 | Октябрь | Упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу, ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперек; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации укреплять мышечно-связочный аппарат стопы | «Осень»; ОРУ«Осенний урожай»; п/п «Зайцы в огороде». | 1 |
2. | 3;4 | Учить подтягивать пальцами ног дорожку с грузом весом 500 г; упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы | «Осень»; ОРУ«Осенний урожай»; п/п «Кто быстрее?». | 1 | |
3. | 5;6 | Учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место; упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы | «Осень»; ОРУ«Осенний урожай»; п/п «Пройди – не ошибись». | 1 | |
4. | 7;8 | Упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч; учить лазанию по гимнастической лестнице и ходьба по ребристой доске; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации укреплять мышечно-связочный аппарат стопы | «Осень»; ОРУ«Осенний урожай»; п/п «Резвый мешочек». | 1 | |
5. | 1;2 | Ноябрь | Упражнять в ходьбе «гусиным шагом»; учить выполнять массаж стопы; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы; во время ходьбы развивать у детей правильно принимать осанку (сдвинув плечи и плотно прижавшись, друг к другу спинами и затылками | «Домашние птицы» ОРУ«Утята»; п/п «Полоса препятствий». | 1 |
6. | 3;4 | Учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола; упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на наружные края стоп; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат упражнять детей в умении прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, удерживая равновесие. | «Домашние птицы»;ОРУ«Утята»; п/п «Пройди – не ошибись». . | 1 | |
7. | 5;6 | Учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола; упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на наружные края стоп; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы. | «Домашние птицы»;ОРУ«Утята»; п/п «Тик - так». | 1 | |
№ п/п. | Недели | Месяц | Программное содержание | Тема организованной деятельности | Количество организованной деятельности |
8. | 7;8 | | Упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно); Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы. | «Домашние птицы»;ОРУ«Утята»; п/п «Быстро возьми». | 1 |
9. | 1;2 | Декабрь | Упражнять ходьбе на наружном своде стопы; закреплять умение ходить по гимнастической палке; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы. | «Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»; п/и «Кто быстрее?». | 1 |
10. | 3;4 | Закрепить умение ходьбы на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы»; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы; упражнять в умении удерживать равновесие. | «Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»; п/и «Зайцы в огороде». | 1 | |
11. | 5;6 | Закрепить умение активного сгибания и разгибания стоп, катание подошвами округлого предмета; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы и голени; упражнять в умении удерживать равновесие. | «Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»; п/и «Пройди – не ошибись». | 1 | |
12. | 7;8 | Упражнять в умении прыгать на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках); Совершенствовать ходьбу по рейке гимнастической скамейки и ребристой доске; Увеличивать у детей силовую выносливость и укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы; развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию | «Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»; п/и «Резвый мешочек». | 1 | |
13. | 1;2 | Январь | Закреплять ходьбу по намеченной линии с приставлением пятки к носку; совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Техника»; ОРУ«Строительная техника»; п/и «Запрещенные движения». | 1 |
| | | Закреплять круговые вращения стопы влево-вправо; упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Техника»; ОРУ«Строительная техника»; п/и «Полоса препятствий». | 1 |
14. | 3;4 | | | | |
№ п/п. | Недели | Месяц | Программное содержание | Тема организованной деятельности | Количество организованной деятельности |
1. | 5;6 | | Совершенствовать в захвате, приподнимании и удерживании пальцами одной ноги легкого предмета; Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Техника»; ОРУ«Строительная техника»; п/и «Тик - так». | 1 |
2. | 7;8 | Учить ходьбе на носках по наклонной плоскости, а также приставным шагом по рейке гимнастической скамейки (прямо боком); Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы | «Техника»; ОРУ«Строительная техника»; п/и «Быстро возьми». | 1 | |
3. | 1;2 | Февраль | Закреплять умение ходьбы на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости; Укреплять мышцы свода стоп. | «Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»; п/п. «Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног». | 1 |
4. | 3;4 | Отработать общеразвивающие упражнения: «Матрешки», «Красные сапожки, резвые ножки», «Танец каблучков»; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»; п/и «Пройди – не ошибись». | 1 | |
5. | 5;6 | Отработать общеразвивающие упражнения: «Гармошка», «Елочка»; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»; п/и «Великаны и гномы». | 1 | |
6. | 7;8 | Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»; п/и «Пройди – не ошибись». | 1 | |
7. | 1;2 | Март | Совершенствовать умение ходить на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом; Укреплять мышцы свода стопы; развивать координацию движений. | «Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»; п/и «Полоса препятствий». | 1 |
8. | 3;4 | Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; совершенствовать круговые движения стопами по максимальной окружности; Укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы. | «Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»; п/и «Ходьба змейкой». | 1 | |
9. | 5;6 | Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; учить балансированию на набивном мяче; Укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы | «Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»; п/и «Резвый мешочек». | 1 | |
10. | 7;8 | Учить перепрыгивать через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками; отработать ходьбу с постановкой ноги с носка на всю ступню; Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; Сохранять равновесие, укреплять мышцы нижних конечностей и мышц. | «Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»; п/и «Веселые медвежата». | 1 | |
11. | 1;2 | Апрель | Упражнять в ходьбе на наружном своде стопы и с перекатом на носок; закреплять умение ходить по гимнастической палке; Укрепление мышц, участвующих в формировании сводов стопы; развивать координацию движений. | «Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»; и/у «Пантера». | 1 |
12. | 3;4 | | Совершенствовать умение ходить по гимнастической палке прямо и боком; отработать общеражвивающие упражнения: «Эквилибристы», «Цыплята»; Укрепление мышц, участвующих в формировании сводов стопы; развивать координацию движений, чувство равновесия. | «Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»; п/и «Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног». | 1 |
13. | 5;6 | Отработать общеражвивающие упражнения: «Лыжные тренировки», «Разминка»; Укрепление мышц, участвующих в формировании сводов стопы; развивать координацию движений, чувство равновесия. | «Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»; п/и «Кто быстрее?». | 1 | |
14. | 7;8 | | Отработать общеражвивающие упражнения; Укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища. | «Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»; п/и «Великаны и гномы». | 1 |
15. | 1;2 | Май | Совершенствовать ходьбу на носках с высоким подниманием бедра и ходьбу по гимнастической палке прямо и боком; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. | «Птицы»; ОРУ «Птицы»; п/и «Запрещенное движение». | 1 |
16. | 3;4 | Отработать общеразвивающие упражнения из положения сидя; Укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы. | «Птицы»;ОРУ «Птицы»; п/и «Быстро возьми». | 1 | |
17. | 5;6 | Отработать общеражвивающие упражнения из положения сидя; Укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища. | «Птицы»; ОРУ «Птицы»; п/и «Резвый мешочек». | 1 | |
18. | 7;8 | Совершенствовать умение выполнять повороты голени внутрь и наружу; отработать прыжки с небольшим продвижением вперед (на носках); Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы. | «Птицы»; ОРУ «Птицы»; п/и «Тик - так». | 1 | |
Список используемой литературы
Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб.: Речь, 2007.
Г.В. Каштанова «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2011г.
Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М.: Учитель, 2008.
Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.
Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников». М: «Скрипторий 2003», 2009.