СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования «С чего начинается Родина»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА 

дополнительного образования детей

 «С чего начинается Родина»

 

 

 

 

Программа рассчитана для обучающихся 1-2 классов

Срок реализации программы: 1 год

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «С чего начинается Родина»»
















ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«С чего начинается Родина»




Программа рассчитана для обучающихся 1-2 классов

Срок реализации программы: 1 год






















Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе программы по краеведению для младших школьников "С чего начинается Родина", автор: педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 128 Тюниева Лилия Альбертовна.

В начальной школе в связи с принятием Стандартов нового поколения происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.

Дополнительная образовательная программа “ С чего начинается Родина ” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Цели программы:

  • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:

образовательные

1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.), развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

2. развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

  • теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

  • умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.


Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

Программа обучения рассчитана на школьников 1-2 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Курс программы рассчитан на год обучения.

Занятия проходят 1 раз в неделю, за год 34 ч


Ожидаемые результаты


Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России, а также овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки;

готовить и выступать с докладами и сообщениями;

работать в семейных архивах;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

сравнивать и обобщать факты;

воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.









Содержание изучаемого курса

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

1.Территория и географическое положение края. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”

- Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица” (2 ч)

Урок-экскурсия по улицам города Перми. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего города”.

Тема 6: “Наша школа” (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина” (1 ч)

1. Экскурсия по городу, по микрорайону.


Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)

1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Пермского края.  Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы.
4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Знакомство с книгой «Славные люди земли Волгоградской»

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (3 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

Тема 12: “Герб района” (2 ч)

1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.

В течение года будет продолжена работа над проектом «С алфавитом по родному краю от А до Я» в рамках программы дополнительного образования. В алфавитном порядке, в доступной форме, с использованием иллюстраций, загадок, стихов, лабиринтов даются сведения по природе и истории волгоградского края. Каждая буква алфавита раскрывает перед юным волгоградцем чудеса родного края, его красоту, щедрость природы настоящего, неповторимость прошлого. Буквы алфавита являются настоящими путеводителями по родным просторам волгоградской области. В целом азбука - это мини-энциклопедия для маленького волгоградца, начинающего познавать родной край.













Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия


1. Введение

1

-

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 .Я и моя семья

1

2

 

-

3

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

1

 

 

2

5. Моя улица

 

1

2

-

3

6. Наша школа

 

1

1

 

2

7. Моя малая Родина

-

1

1

 

2

8. Природа нашего края

3

3

 

-

6

9. Что дает наш край стране

 

1

1

-

2

10. Наш край богат талантами

 

1

1

 

2

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

2


1

1

3

12. Герб района

1

1

 

 

2

13. Красная книга родного края.

1

1

 

 

2

Всего часов:

12

15

6

1

34













Методическое обеспечение:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

























Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).

  2. Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей М.: Планета, 2011(серия «Наш Волго-Донской край»)

  3. Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. М.: Планета, 2011.(серия "Наш Волго-Донской край").

  4. Волгоград: хроника истории 1589-1989гг. Волгоград: Ниж.-Волжское кн. Изд.2004г.

  5. С.А. Аргасцева, Л.В. Гуренко,«Свод историко-архитектурного наследия Царицына-Сталинграда-Волгограда»(1589-2004гг.) Волгоград. Изд. Панорама 2004г.

  6. «Памятники и памятные места Волгограда» Сост.Чемякин. Волгоград. «Универсал»1998г.

  7. Великая Отечественная война,1941-1945. События. Люди. Документы.: Краткий ист. Справочник/ Под общ.ред. О.А. Ржешевского 1995г.

  8. «Летопись Великой Отечественной.1941-1945: Краткая иллюстрированная история для юношества.» В.А.Таборко М.:Мол.Гвардия,1985г.

  9. «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Г.Ф.Кривошеев. М. «Просвещение»1995г.

  10. «Города-герои Великой Отечественной войны» Атлас. М.1999г.

  11. «Путеводитель по Волгограду» Н.Т.Морозова Волгоград 2000г.

  12. «Мамаев курган: Альбом. - Волгоград-2000г.

  13. «Битва за Сталинград» Волгоград-2003г.