Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр технологического образования и детского технического творчества» г. Белгорода
Утверждаю.
Директор МБУДО ЦТО
Кумейко Ю. Н.
«___» _________ 2016
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Маленькая модница»
Для детей 12-14 лет
(двухгодичная)

Разработчики программы: Педагоги доп. образования
Дмитричева Л.Н., Ефимова Т.А.
Белгород, 2016
Пояснительная записка
Занятия в кружке по конструированию, моделированию и пошиву изделий способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора.
Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию. Настоящая программа предназначена для обучения детей 12-14лет школ, лицеев, гимназий и имеет технологическую направленность.
В отличие от других аналогичных программ она предполагает использование большого парка промышленного и бытового оборудования, а также приспособлений малой механизации.
Цель настоящей программы:
нравственно-эстетическое воспитание детей ;
активизация познавательной и творческой деятельности;
подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве,
-формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
- создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Задачи программы :
- развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;
- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы учащихся;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, ответственности у учащихся;
- овладение учащимися трудовыми навыками, позволяющими самостоятельно изготавливать швейные изделия;
- ознакомление учащихся с основами современного швейного производства;
- овладение методами и средствами современных швейных технологий.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 12-14 лет и состоит из 30 часов теоретического курса обучения и 330 часов практического (всего 360 часов). Форма занятий групповая (по 10-12 человек в группе), в первый год – 2 раза в неделю по 2 часа; второй год – 2 раза в неделю по 3 часа. Она содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- общие сведения об одежде и ее истории;
- правила организации рабочего места и трудового процесса;
- правила и приемы выполнения ручных и машинных стежков, швов;
- технические требования к обработке деталей лёгкой одежды ;- способы и технологические приемы обработки деталей изделий;
- технологические режимы, правила и приемы влажно- тепловой обработки деталей изделий;
- виды и характеристику используемых клеевых материалов
- правила и приемы обработки деталей изделий с использованием клеевых материалов;
- общие правила и последовательность проведения примерок;
- виды ремонта одежды;
- технологические способы и приемы ремонта швейных изделий из разных тканей.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место и трудовой процесс;
- использовать безопасные приемы работы со швейными инструментами и оборудованием;
- выполнять ручные, машинные стежки и швы различных видов;
- обрабатывать детали одежды в соответствии с технологическими требованиями;
- выполнять влажно-тепловую обработку деталей одежды;
- применять клеевой метод обработки деталей одежды;
- проводить примерку швейного изделия.
Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, а также сделать обоснованный выбор профессии.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Предполагается также использование таких методов обучения, как беседа, проблемное изложение учебного материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблемных ситуаций, экскурсии, демонстрация объектов и процессов труда.
Средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений и навыков. В процессе обучения используются аудиовизуальные средства: видеоролики, презентации , технологические и инструкционные карты, дидактические материалы для личного использования учащимися на занятиях.
Подведение итогов – выставка лучших работ и демонстрация моделей.
Тематический план кружка «Маленькая модница»
(первый год обучения)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Теория | практ. работы |
| |
1 | Введение. Техника безопасности при работе в шв. классе. | 2 | 2 | |
2 | Оборудование. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Основы технологии швейных изделий. | 91 | 7 | 84 |
3.1 | Ручные работы. | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Машинные работы. | 6 | 1 | 5 |
3.3 | Обработка деталей изделия | 78 | 4 | 74 |
3.4 | Влажно-тепловая обработка | 7 | 1 | 6 |
3.5 | Технология подготовки и проведения примерок | 6 | | 6 |
4 | Материаловедение | 1 | 1 | |
5 | Основы моделирования | 8 | 2 | 6 |
6 | Основы конструирования | 6 | 1 | 5 |
7 | Отделка и аксессуары. | 30 | 1,5 | 28,5 |
| Всего | 140 | 15 | 125 |
Содержание программы.
1. Введение в специальность. Техника безопасности при работе в швейном классе 2 ч.
2. Оборудование 2 ч.
Техническая характеристика и конструктивные особенности швейных машин. Модификация швейных маши, их назначение. Подбор игл и ниток. Заправка ниток. Правила регулировки натяжений нитей. Освоение работы на швейных машинах.
3. Основы технологии 91 ч
Ручные работы. Виды ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, Строчки: сметочные, наметочные, заметочные, выметочные, обметочные, копировальные, подшивочные, стачные. выполнение видов ручных стежков и швов. (4 часа).
3.2 Машинные работы. Организация рабочего места при работе с швейной машиной. Выполнение контурных строчек. Заправка швейной машины. Виды машинных швов. Соединительные швы: стачной, расстрочной, настрочные, накладные. Краевые швы: обтачные, вподгибку, окантовочные. Выполнение соединительных и краевых швов на швейной машине. . ( 6 часов.)
3.1. Обработка деталей и основных узлов швейных изделий. 78 ч.
Общие сведения о предмете: его цели, задачи и значение для овладения профессией.
Технические требования к обработке деталей изделий. Способы и технологические приемы обработки срезов деталей.
Способы, технологическая последовательность и приемы обработки деталей технологические требования к крою.
Приемы технологической обработки. Особенности обработки складок, рельефов в изделиях.
Застежки в одежде, их применение и расположение. Обработка петель.
3.2. Влажно-тепловая обработка (ВТО) деталей и узлов швейных изделий. 7 ч.
Организация рабочего места. Оборудование, приспособления для ВТО. Правила применения. Требования безопасности труда при ВТО. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО.
Правила и приемы ВТО деталей и узлов швейных изделий.
3.3. Технология подготовки и проведения примерок. 6 ч.
Технологические особенности подготовки изделий к примерке. Общие правила и последовательность проведения примерок. Дефекты изделия и способы их устранения.
Порядок и технологические методы обработки изделия после примерки.
4. Материаловедение 1 ч.
Ассортимент тканей для швейных изделий. Дефекты ткани: их влияние на процессы швейного производства. Определение нитей основы, утка. Особенности лицевой и изнаночной сторон.
5. Основы моделирования 8 ч.
Основные понятия. Современная размерная характеристика тела человека. Образование нового покроя изделий посредством моделирования. Цвет в композиции костюма.
6. Основы конструирования 6 ч.
Правила снятия мерок и их запись. Копировка выкроек. Основные правила раскроя. Особенности раскладки лекал. Уточнение деталей кроя.
7. Отделка и аксессуары.
Виды отделки изделий. Аппликация, отделка бисером. Материалы и фурнитура. Аксессуары. Техника бисероплетения: техника тканья без станка. Геометрия узора, виды орнаментов, варианты цепочек, используемых при изготовлении браслетов Изготовление браслетов с геометрическим рисунком из бусин и бисера, поясов
Изготовление аппликации для изделий. ( 30 часов.)
Тематический план кружка «Модница»
(второй год обучения)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
теория | практ. работы |
| |
1 | Введение. Техника безопасности при работе в швейном классе. | 2 | 1 | 1 |
2 | Оборудование. | 2 | 1 | 1 |
3 | Основы технологии швейных изделий. | 84 | 8 | 76 |
3.1 | Обработка деталей изделия | 57 | 5 | 52 |
3.2 | Влажно-тепловая обработка | 7 | 1 | 6 |
3.3 | Клеевой метод обработки деталей одежды | 6 | 1 | 5 |
3.4 | Технология подготовки и проведения примерок | 8 | | 8 |
3.5 | Ремонт одежды | 6 | 1 | 5 |
4 | Материаловедение | 1 | 1 | |
5 | Основы моделирования | 15 | 5 | 10 |
6 | Отделка и аксессуары. | 36 | 2 | 34 |
| Всего | 140 | 18 | 122 |
Содержание программы.
1. Введение в специальность. Техника безопасности при работе в швейном классе 2 ч..
2. Оборудование 2 ч.
Техническая характеристика швейных машин. Модификация швейных маши, их назначение. Подбор игл и ниток. Правила регулировки натяжений нитей и величины стежка.
3. Основы технологии 84 ч.
Общие сведения о предмете: его цели, задачи и значение для овладения профессией.
Характеристика труда портного, швеи. Общие сведения об одежде и ее истории. Ассортимент швейных изделий. Декоративные элементы в одежде.
3.1. Обработка деталей и основных узлов швейных изделий. 57 ч.
Детали изделий одежды различных ассортиментных групп, их виды. Терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей одежды.
Технические требования к обработке деталей одежды различных ассортиментных групп. Дополнительные материалы для обработки деталей одежды.
Способы и технологические приемы обработки срезов деталей изделия.
Способы, технологическая последовательность и приемы обработки деталей одежды (клапаны, шлевки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки).
Оборки, воланы, рюши; технологические требования к крою, способы и приемы обработки.
Способы обработки карманов.
Конструктивно-декоративные элементы одежды: вытачки, складки, рельефы; их назначение, виды. Приемы технологической обработки. Особенности обработки складок, рельефов в изделиях из ткани в клетку, полоску.
Застежки в одежде, их применение и расположение. Обработка петель.
Методы и приемы обработки застежек в изделиях разных ассортиментных групп.
3.2. Влажно-тепловая обработка (ВТО) деталей и узлов швейных изделий. 7 ч.
Организация рабочего места. Оборудование, приспособления для ВТО. Правила применения. Требования безопасности труда при ВТО. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО.
Правила и приемы ВТО деталей и узлов швейных изделий.
3.3. Клеевой метод обработки деталей одежды. 6 ч.
Сущность клеевого метода обработки деталей одежды; назначение и применение его при пошиве изделий разных ассортиментных групп.
Виды и характеристика используемых клеевых материалов. Правила и приемы обработки деталей изделий с использованием клеевых материалов.
3.4. Технология подготовки и проведения примерок. 8 ч.
Технологические особенности подготовки изделий к примерке. Общие правила и последовательность проведения примерок. Дефекты изделия и способы их устранения.
Порядок и технологические методы обработки изделия после примерки.
3.5. Ремонт одежды. 6 ч.
Краткие сведения о ремонте одежды. Виды ремонта. Методы ремонта и обновление одежды.
4. Материаловедение 1 ч.
Ассортимент тканей для швейных изделий. Дефекты ткани: их влияние на процессы швейного производства. Определение нитей основы, утка. Особенности лицевой и изнаночной сторон.
Ассортимент швейной фурнитуры и отделочных материалов. Прокладочные материалы.
5. Основы моделирования 15ч.
Основные понятия. Моделирование методом наколки. Перенос нагрудной вытачки. Моделирование с помощью разведения деталей.
Моделирование с помощью вертикальных и горизонтальных членений. Образование нового покроя изделий посредством моделирования .
6. Отделка и аксессуары.36 ч.
. Аппликация, отделка бисером. варианты цепочек, используемых при изготовлении браслетов Изготовление браслетов, колье, заколок, поясов из бусин и бисера полосок кожи.
Изготовление аппликации для изделий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Информация об универсальном швейном оборудовании
97 кл. | 6 ед. |
597-А кл. | 7 ед. |
LS 2125 | 2 ед. |
Специальное швейное оборудование
51 кл. | 2 ед. |
85 кл. | 1ед. |
25 кл. | 1ед |
1000 СР | 1ед |
Электроутюг | 2ед |
Гладильная доска | 1ед |
III. Число рабочих мест
Учительское место | 2ед. |
Ученическое место | 15ед. |
Материалы и инструменты: ткань, клеевая прокладка, нитки, тесьма, бисер, бусы, кожа, фурнитура, липкая лента; ножницы, ручные иглы, напёрстки, сантиметровые ленты, булавки, выкройки
Учительский стол – 1 шт.
Стулья – 24 шт. (жесткие), 2 шт. (мягкий), 2 шт. (кресло)
Компьютерный стол – 1 шт.
Компьютерное оборудование: монитор, системный блок, проектор,
Литература
Амирова Э. К. Технология швейных изделий. М., 2008.
Амирова Э. К. Конструирование одежды. М., 2010.
3. Стельмашенко В. И. Розарёнова Т. В. Материалы для одежды и конфекционирование. М. 2010.
4. Бердник Т. О. Швея. Портной лёгкой женской одежды. Ростов н/Д, 2001.
5. Стасенко-закревская М. Г., Закревский В. М. Полный курс кройки и шитья Ростов н/Д, 2010.
6. Рахманов Н. А., Стаханова С. И. Устранение дефектов одежды. М., 2005.
7. Труханова А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии женской одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 2008.
8. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
. И. Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. ОЛМА-ПРЕСС, М., 2001г.
9. Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Бисер . Ярославль, «Академия развития», 1999 г.
10. С. П. Калмыков. Бисероплетение. Азбука узора. С-П, «Корона», 1999 г.
11. Е. А. Мордак. Стильные украшения шаг за шагом. Харьков- Белгород, «книжный клуб», 2007г.
12. Журналы «Бурда» 2010-2014 г. Г.