 | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» |
Программа нравственного воспитания


Автор программы: Гузаирова Ирина Сергеевна,
классный руководитель, учитель начальных классов


Пояснительная записка
У каждого ребёнка - свои способности,
свои желания, свои мечты!
А мы, взрослые должны помочь
все это осуществить.
«Звездная дорожка» - программа нравственного воспитания учащихся начальной школы.
Настоящая программа разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся возрастной группы 7-ми – 11-ти лет, характеристики класса, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, традиций школы.
Программа нравственного воспитания учащихся направлена на воспитание личности культурной, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в конкурентном мире.
Программа нравственного воспитания «Звёздная дорожка» разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», воспитательной программы школы «Дорога открытий» и соответствует требованиям ФГОС.
В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию успешной личности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Адресность программы
Программа «Звездная дорожка» разработана для учащихся 1-4 классов
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, школьный библиотекарь, учителя-предметники.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Нормативно-правовой и документальной основой данной воспитательной
программы являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция ООН « О правах ребенка»
Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ООП НОО, ООП ООО одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15
Указ Президента Российской Федерации от 1июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Концепция воспитания Ленинградской области, утвержденная КОПО Ленинградской области № 2871-р от 16.11.2015г .
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гатчинская СОШ №1»
Основная образовательная программа школы
Программа воспитания школы «Дорога открытий»
Обоснование программы
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся написано, что школа должна создавать условия, которые способствовали бы приобщению воспитанников к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться- есть важнейшее условие успешного развития России.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.
Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь, и он сам. Поэтому залог успешности программы воспитания – создание таких условий в классе, школе, в которых ребенок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные и школьные мероприятия – такова главная цель совместной работы классного руководителя и обучающихся.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены базовые национальные ценности российского государства: патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество. Результаты анкетирования детей и родителей класса показали, что эти ценности близки и им.
Исходя из этих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром. Поэтому процесс воспитания нужно строить таким образом, чтобы ребенок смог проявить такие качества как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки необходимо формировать с детства.
«Раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» - таковы задачи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Размышляя над этим, я определила основную идею воспитательной работы с классом: развитие здоровой, интеллектуально развитой нравственной личности. Эту идею поддержали родители учащихся, и вместе мы вышли на необходимость создания программы «Звёздная дорожка».
Почему я выбрала такое название? Своих первоклассников я представляю малышами, смотрящими удивленными глазами на звездное небо. Перед ними так много неизвестного и непонятного. Разобраться в звездах должен помочь звездочет, т. е. я- классный руководитель. Познавая звезды, маленькие путешественники вместе со мной будут расти, совершенствоваться, то есть двигаться вперед. И еще я считаю, что каждый ребенок – это звездочка, звездочка непохожая на других, звездочка, которая проходит свой путь развития, и задача взрослого- помочь маленьким звездочкам раскрыться и найти себя и свой путь.
Реализация данной программы
станет предпосылкой для становления личности школьника,
заложит фундамент успешности и психологического комфорта,
позволит детям принимать и осваивать в процессе деятельности новые социальные роли.
Анализ возможностей социокультурной среды.
Ребёнок– это формирующаяся личность, поэтому воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Среда может оказывать как позитивное так и негативное воздействие на личность человека, она может и формировать, и деформировать его, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что ребёнок возьмёт из нее и чему он научится противостоять.
Своеобразие социокультурной среды г. Гатчины позволяет формировать эффективное образовательное пространство. Город гордится своей историей и культурным наследием, которые являются прекрасным материалом для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Гатчинская земля хранит память о годах Великой Отечественной войны. Памятники воинам освободителям, братские захоронения свято чтут жители города: и старшее поколение, и молодёжь. Всё это создаёт уникальную возможность воспитания юных граждан, чей патриотизм основан на глубоких корнях любви к своей малой Родине.
Город также является культурным центром Ленинградской области. Расположенный в городе «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник „Гатчина“», а также исторический центр города включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гатчина - крупный промышленный центр. В городе расположено несколько крупных предприятий: «Завод «Буревестник», «218-й авиационный ремонтный завод», «Гатчинский домостроительный комбинат», «Гатчинский молочный завод». Значительную роль в экономике города играют строительство и сфера услуг.
В Гатчине много образовательных учреждений: 12 школ, 20 детских садов; 5 колледжей и лицеев, областной институт экономики и финансов; 4 филиала ВУЗов.
Основными культурными центрами города являются Дом культуры, Дворец молодёжи и Центр творчества юных. На их базе работает большое количество любительских творческих коллективов, среди которых театр костюма «Катюша», ансамбль гусляров «Перезвон», театр «За углом», народный цирк «Гротеск», танцевально-спортивный клуб «Эльдорадо». При детской музыкальной школе есть городская филармония. Кроме того на площадке Центра творчества юных играет свои спектакли муниципальный детский юношеский театр «Встречи».
Гатчина — центр многих культурных, спортивных и общественных событий в жизни Гатчинского района и Ленинградской области
Наш город активно развивается и имеет все предпосылки стать центром науки, промышленности и культуры Ленинградской области.
Близость к таким городам как Санкт-Петербург, Кронштадт, Красное село, Пушкин, Петергоф значительно увеличивает воспитательные возможности использования социокультурной среды.
Средняя общеобразовательная школа №1 имеет свои традиции и свою 50-летнюю историю. Наиболее отличительными особенностями школы являются:
богатая история, отраженная в постоянно действующем музее школы;
стабильность педагогического коллектива и укрепление положительной репутации учебного заведения;
реализация предпрофильного и профильного обучения, индивидуальные образовательные планы.
развитая сеть дополнительного образования,
большой опыт организации воспитательного процесса на основе коллективной творческой деятельности;
коллектив единомышленников, многие из которых - выпускники школы.
тесная связь с родителями
Всё это создает благоприятную ситуацию для нравственного воспитания учащихся.
Основания для создания программы
Государственный заказ на качество воспитания подрастающего поколения, отраженного в документах Правительства и Министерства образования РФ,
Реализация школьной программы воспитания «Дорога открытий», одной из задач является формирование нравственных понятий, ценностных ориентиров, необходимых знаний и навыков для достойного выполнения социальных ролей.
Жизненные ценности учащихся, родителей.
Соответствие моих взглядов на воспитание учащихся с запросами родителей.
Творческий потенциал педагогического коллектива.
Воспитательные возможности процесса обучения в рамках реализации образовательных программ.
Наличие партнерских отношений с учреждениями культуры, науки, общественными организациями.
Своеобразие исторической, образовательной и культурной среды Гатчинского района и Ленинградской области
Концептуальная основа программы
«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.
Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это не верно. Мораль — это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе.
Г.В. Плеханов утверждал: «если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» Таким образом, нравственность в его понимании это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира.
В современной России нравственное воспитание детей усложнено тем, что общество, объявившее себя свободным, почти отказалось от морали как внешнего регулирующего механизма поведения людей. Поэтому формирование нравственной культуры ребенка — очень важная педагогическая задача. И решать ее необходимо для того, чтобы ребенок (а потом и взрослый), обладая достаточным нравственным потенциалом, мог противостоять тому негативу, который обрушивается на него из реального и виртуального миров.
По мнению В.А. Сухомлинского “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. И здесь первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Нравственное воспитание в школе отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями ОУ. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.
Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Все вышесказанное учитывалось при составлении программы нравственного воспитания.
Цель и задачи программы.
Цель:
воспитание и развитие нравственно и физически здорового, образованного человека, патриота своей страны, способного к творчеству
Задачи:
развивать познавательные интересы учащихся;
формировать ответственное отношение к учебной и трудовой деятельности;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
формировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности и устои, культуру общения;
формировать осознанное отношение к Родине, ее прошлому и настоящему, на основе исторических ценностей и традиций;
развивать творческие способности учащихся;
формировать классный коллектив, способствовать сплочению коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся, устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Направления деятельности
способности
 | Звезда «ИНТЕЛЛЕКТ» (общеинтеллектуальное направление) Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь Д. Девей |
Целевые ориентиры | 1.Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности. 2. Формирование культуры умственного труда 3. Работа с обучающимися входящими в «группу риска», выявление и поддержка одарённых детей. 4.Формирование стойкой мотивации к учебным предметам. |
Ключевые понятия | Образование, любознательность; способности;интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; целеустремлённость и настойчивость; стремление к знаниям. |
Формы | Игры по станциям Экскурсии, поездки Конкурсы (очные и дистанционные) Предметные недели Проекты Олимпиады разного уровня (классные,школьные, Всероссийские, международные) КВН |
Ожидаемый результат | Учащиеся имеют стойкий интерес к обучению, Увеличивается число участников интеллектуальных конкурсов, соревнований, олимпиад. Учащиеся успешны в обучении: результаты в работе с одаренными детьми и детьми «группы риска» |
 | Звезда «ЗДОРОВЬЕ» (спортивно-оздоровительное направление) Без здоровья невозможно и счастье. В. Г.Белинский |
Целевые ориентиры | 1. Становление психически и физически здоровой, личности, ориентированной на здоровый образ жизни. 2. Формирование сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития. 3.Формирование экологической культуры. |
Ключевые понятия | Здоровье физическое, закаливание, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),гигиена, гармония души и тела, активный, здоровый образ жизни, самовоспитание, экология. |
Формы | спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, походы, дни здоровья, спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике, ЗОЖ конкурсы стенгазет, плакатов, акции флешмоб, тематические консультации для родителей, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов. |
Ожидаемый результат | У учащихся низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями Отсутствие вредных привычек Соблюдение режима дня Понимание влияния состояния природы на здоровье человека Участие в акциях и понимание их необходимости Отсутствие нарушений экологической культуры |
 | Звезда «НРАВСТВЕННОСТЬ» (патриотическое и духовно-нравственноенаправление) Нравственность-это разум сердца. Гейне Генрих |
Целевые ориентиры | 1. Воспитание социально активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите 2. Развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей |
Ключевые понятия | Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; гражданское общество; долг перед Отечеством, закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям, нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших |
Формы | тематические классные часы дискуссии, изучение нравственного наследия мира, читательские конференции дни правовых знаний фольклорные праздники встречи с ветеранами акции, конкурсы праздники для родителей экскурсии, поездки, походы по боевым местам. |
Ожидаемый результат | Развитие чувства гордости за свой город, край, страну Знание традиций страны, народа, семьи Уважительное отношение к старшим Соблюдение правил поведения в классе, школе, дома Отсутствие учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в ОДН Отсутствие конфликтных ситуаций в классе |
 | Звезда «ОБЩЕНИЕ» (социальноенаправление) Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Сент - Экзюпери А. |
Целевые установки | 1. Формирование классного коллектива как единого целого 2. Поддержание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки 3. Формирование и развитие соуправления 4. Формирование навыков совместной деятельности 5. Привлечение родителей к жизнедеятельности класса |
Ключевые понятия | Забота, общение, содружество, взаимопонимание, дружба, взаимовыручка, любознательность, эмоции, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, дисциплинированность, последовательность и настойчивость, бережное отношение к результатам своего труда, навыки коллективной работы |
Формы | Интерактивные игры тематические классные часы тренинг общения детей и родителей праздники, конкурсы, экскурсии благотворительные акции, кружки концерты проектная деятельность ролевые игры |
Ожидаемый результат | Общение со сверстниками без конфликтов Активная жизненная позиция учащихся класса Готовность и желание учащихся работать в коллективе Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности Родители- активные участники и помощники в организации жизни класса |
 | Звезда «КРАСОТА» (общекультурноенаправление) Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. Паустовский К. Г. |
Целевые установки | Развитие у учащихся творческих способностей Развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся |
Ключевые понятия | Красота, гармония, культура, духовный мир человека, творчество, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности. |
Формы | студии и кружки недели искусств концерты выставки экскурсии спектакли видеопроекты тематические классные часы творческие и исследовательские проекты посещение культурных мест СПб, Гатчины и т.д. |
Ожидаемый результат | Учащиеся проявляют свои творческие способности Уважительное отношение к прекрасному. Активное участие в творческих конкурсах, фестивалях различного уровня |
7. Программные принципы
В основе данной программы лежат перечисленные ниже принципы:
Гуманистическая направленность. Уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Общения. В формировании ценностей большую роль играет общение ребенка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне общения. Также ребенок должен уметь слушать собеседника.
Следование нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример родителей и учителя.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания.Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Общественной направленности. Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Субъективности. Максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Систематичности и непрерывности. Соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Сотрудничества и решения проблем. Воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.
Принцип творчества и успеха. В процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Механизмы реализации программы
Реализация программы осуществляется через:
систему КТД и традиционных дел ОУ;
организацию самоуправления;
ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
систему дополнительного образования;
проектную деятельность;
организацию образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
взаимодействие со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ГДМ, ДК);
привлечение родителей к творческой работе с учащимися
Предполагаемый результат.
Уважает и принимает ценности семьи и общества
Любознательный, активно и заинтересованно познает мир
Любит свою Родину, свой народ, свой край
Портрет
выпускника
начальной школы:
Владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности
Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
Знает и выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
9. Список литературы.
1. Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга / Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.
2. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя:пособие для учителя/ Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. – М.: Просвещение, 2011 – 256 с. («Работаем по новым стандартам»)
3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: учеб.-метод. Пособие/ под общ. ред. И.В.Васютенковой – СПб.: ЛОИРО, 2011 – 132 с.
4. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции/ отв. ред. И.В.Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО. – 2011. – 448 с.
5. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.
6. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.
7. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
8. Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.
9. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с
10. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
План реализации программы.
2014-2015 учебный год
Месяц | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Патриотизм и духовность | Формирование единого классного коллектива | Творческо-эстетическая деятельность | Работа с семьей |
Сентябрь | Игра по станциям «Знатоки природы» | Утренняя зарядка для первоклашек. | «Мои права и обязанности» (классный час) | 1.День знаний (праздник) 2.Культура поведения в школе ( игра) 3. Знакомство с психологом. 4.«Арбузник» | -
1.«День рождения класса. Мы-звездочки» 2. Конкурс «Царство природы» | 1.Родительское собрание «Первый раз в первый класс» 2.Выбор родительского комитета 3.Анкетирование родителей: «Ваш ребенок» 4.Организация «День рождения класса» |
Октябрь | Декада естествозна-ния | 1.Веселые старты между 1-ми классами. 2.Организация физ. перемен. | «Гатчина –любимая моя» - классный час, конкурс рисунков. | 1.Классное самоуправление (выбор групп) 2. Наш дружный класс. (классный час) | 1.Оформление классного уголка 2.Концерт «День учителя» (творческий номер) | 1.Консультация для родителей « Успехи моего ребенка» 2. Помощь в организации «ДеняУчителя» 3. Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники» |
Ноябрь | 1.Поездка в «Сказкин дом» 2.Организа-ция олимпиад | Веселые старты между 2-ми классами и садами (подготовительными группами) | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг)(классный час) | 1.Азбука общения ( игра). 2.День толерантности в школе. 3. Посвящение в первоклассники | День Матери | 1.Родительское собрание «Адаптация первоклассников» 2. Консультация для родителей « |
Декабрь | Декада математики | 1. Безопасное поведение зимой (классный час) 2. Организация игр на переменах. | «Я – гражданин России!» День Конституции. | Новогодний праздник | Новогодняя мастерская | 1.Родительское собрание «Режим дня младшего школьника» 2. Помощь в проведении «Новогоднего праздника» |
Январь | Игра по станциям «Я уже ученик» | Мы за здоровый образ жизни» (классный час). | 1.Свеча памяти (акция) 2.Читаем детям о войне (классный час) | Азбука общения ( беседа психолога) | Творческий конкурс «Сказочная буква, цифра» | Консультация для родителей «Трудности обучения моего ребенка» |
Февраль | Декада русского языка. Прощание с азбукой. | Игра «Зимние забавы» | Твори добро другим во благо. Классный час «Горячее сердце» | День добрых дел (акция) | Открытка папе. | 1.Родительское собрание «Эмоциональный мир ребенка» 2. Помощь в подготовке праздника «Прощание с азбукой» |
Март | Организация олимпиад. | Безопасное поведение на улице, ПДД (классный час) | Мамочка милая моя (классный час, просмотр роликов) | Поездка в театр «Денискины рассказы» | 1.Открытка маме.2. Празднование « Февромарт» ( 23 февраля и 8 марта) | Помощь в организации праздника «Февромарт» и поездки в театр. |
Апрель | Книжкина неделя | Береги себя сам(классный час) | Экскурсия в Гатчинский дворец. | Экскурсия в Гатчинский парк. | Конкурс «Обложка любимой книжки» | Родительское собрание «Пути формирования сознательного интереса к обучению» |
Май | Интеллектуа- льная викторина | ПДД (просмотр фильма) | 1.Маленькие герои большой войны ( классный час) 2.Праздничное шествие 9 мая | Поездка в Зубровник | Конкурс «Моя первая пятерка» | Родительское собрание «Итоги первого года обучения» |
2015-16 учебный год
Месяц | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Патриотизм и духовность | Формирование единого классного коллектива | Творческо-эстетическая деятельность | Работа с семьей |
Сентябрь | Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово» | Веселые старты между 2-ми классами. | Конкурс рисунков и фотографий «Гатчина – любимая моя» | 1.День знаний (праздник) 2. Сбор макулатуры. | Участие в конкурсе «Царство природы» | 1.Родительское собрание « Мы – второклассники» 2.Составление плана работы с родительским комитетом 3.Анкетирование “Мои приоритеты”, |
Октябрь | Декада естествознания | «Безопасный интернет» (классный час) | «История родного края» (классный час) | Поездка по Пушкинским местам. | 1.Концерт «День учителя» (творческий номер) 2.Открытка для учителя. | 1.Консультация для родителей « Как помочь ребенку учится» 2.Помощь в подготовке Дня учителя. |
Ноябрь | Поездка в планетарий | 1.«Мой режим дня» (классный час) 2.Опасные игры (просмотр фильма) | Викторина « Моя Родина» | День толерантности в школе «Школа- единство непохожих» (классный час) | День Матери | Родительское собрание: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» |
Декабрь | Декада математики | Зимние забавы | «Я – гражданин России!» День Конституции. | Новогодняя елка (праздник) | Мастерская Деда Мороза | Родительское собрание: «Как помочь ребенку учится» |
Январь | Экскурсия «Мир воды» | 1.«Мы вместе» (акция по ПДД) (классный час) 2. День здоровья | 1.«Войны священный страницы навеки в памяти людской» (классный час) 2.Акция «Свеча памяти» | Поход в парк, катание с гор. | Конкурс плакатов «Береги планету» | Индивидуальные консультации |
Февраль | Декада русского языка | Профилактика гриппа и простуды (классный час) | О доблести, о подвигах, о славе (классный час) | 1.Жизненные ценности (классный час) 2.Акция «День добрых дел» | Подарок папе. | 1.Родительское собрание: «Выполнение работы над ошибками по памятке» |
Март | Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово» Международный конкурс – игра «Кенгуру» | «Поведение при ЧС» (классный час) | Конкурс стихов о маме, папе, бабушке, дедушке. | Поездка в КидБург | 1.Концерт для мам и пап «Февромарт». 2.Подарок маме. | Помощь в подготовке праздника «Февромарт». |
Апрель | Книжкина неделя | «Здоровый образ жизни» (классный час) | 1.День памяти узников концлагерей (классный час) 2. Чернобыль –трагедия…подвиг…» (просмотр фильма) | Экскурсия в Эрмитаж | Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни» | Родительское собрание: «Отношение друг к другу» 2.Организация поездки |
Май | Праздник посвященный А.Барто | Флеш-моб «Я за здоровье» | 1.Акция «Читаем детям о войне» 2.Бессмертный полк | Поездка на конеферму. Поход в Гатчинский ЦТЮ на спектакль. | Плакат к 9 мая. | 1.Родительское собрание: «Итоги 2-го года обучения» 2. Органицация поездки. |
2016-17 учебный год
Месяц | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Патриотизм и духовность | Формирование единого классного коллектива | Творческо-эстетическая деятельность | Работа с семьей |
Сентябрь | Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово» | 1. Безопасный интернет (классный час) 2.Веселые старты между 3-ми классами. | «Славься Гатчина» участие в праздничных мероприятиях. | 1.День Знаний 2.Поездка в Елагин дворец. 3.Сбор макулатуры. | Осень в родном городе (фотоконкурс) | 1.Родительское собрание: «Агрессия. Пути ее преодоления. 2.Обсуждение плана работы на год с родительским комитетом. 3.Помощь в организации поездки |
Октябрь | Декада окружающего мира. | 1.ПДД (просмотр фильма) 2. Поведение в школе. | День профилактики и правовых знаний. Ответственность за правонарушения (классный час) | Праздник лицеистов. | 1.Подготовка творческого номера к концерту «День Учителя» 2. Поздравительные открытки ко Дню учителя. 3.Конкурс чтецов «Пушкинская осень» | 1.Лекторий для родителей «Родителям о детях» 2.Общешкольная родительская конференция. |
Ноябрь | Интеллектуа-льный марафон. Выездной планетарий. | Понятие «гигиена», ее значение в жизни человека (беседа) | Всемирный день прав ребёнка (классный час) | 1.День толерантности в школе «Школа-единство непохожих» (классный час) 2.Поездка в Царскосельский лицей. | 1.Творческий номер к концерту на День Матери. 2.Моя любимая мамочка. Презентация. | 1.Родительское собрание: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи» 2.Помощь в организации поездки и праздника. |
Декабрь | Декада математики | Курить – здоровью вредить (классный час) | 1.«Государственная символика РФ» (классный час- проектная деятельность) 2.Что я знаю о Конституции. | Новогодний праздник в Трансфорсе» | 1.Мастерская Деда Мороза. 2.Украшение класса, школы. | 1.Родительское собрание: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. 2. Помощь в организации поездки. |
Январь | Ига по станциям для 3-х классов. | 1.Зимние забавы. 2.Опасные игры на улице. | 1.Акция «Свеча памяти» 2.Войны священные страницы навеки в памяти людской» (классный час). 3.Читаем детям о войне. | Катание с гор в Приоратском парке. | Конкурс чтецов о войне. | Индивидуальный консультации. |
Февраль | Декада русского языка | «Правила поведения на водоѐмах в зимний и весенний периоды» (беседа) | «О доблести, о подвигах, о славе» (классный час) | 1.Акция «День добрых дел» 2.Поездка в театр «Зазеркалье» | 1.Творческий номер поздравление мальчиков. 2.Открытка папе. | 1.Родительское собрание: «Как помочь ребенку быть успешным». 2.Помощь в организации поездки в театр. |
Март | Международный конкурс – игра «Кенгуру» | 1.Весёлые старты. 2.Безопастность на автомобильных и железных дорогах» 3.Безопасные каникулы | Урок мужества (классный час). | 1.Кодекс чести (обсуждение) 2. Поездка в Петербуржскую акваторию» | 1.Творческий номер поздравление девочек. 2.Праздник «Февромарт» 3.Открытка маме. | 1.Родительское собрание: «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации» |
Апрель | Книжкина неделя | День здоровья. | 1. День освобождения узников концлагерей» 2.День космонавтики. | 1.Акция «Портфель первоклассника» 2. Акция «Добрые крышечки» | Конкурс рисунков о космосе. | 1.Родительское собрание: «Здоровый образ жизни» 2.Индивидуальные консультации. |
Май | Квн среди 3-х классов. | 1.Подвижные игры. 2.Соревноваия по легкой атлетике. | 1.След Великой Отечественной войны в жизни родного края (классный час) 2. Возложение цветов к мемориалу. 3.Праздничное шествие 9 мая | 1.Всероссийский день посадки деревьев» 2.Поездка в Саблинские пещеры. | Проект «История моей семьи в годы ВОв» | 1.Родительское собрание: Итоги года. 2. Совместная поездка в Саблинские пещеры. |
2017-18 учебный год
Месяц | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Патриотизм и духовность | Формирование единого классного коллектива | Творческо-эстетическая деятельность | Работа с семьей |
Сентябрь | «По лабиринтам знаний» игра по станциям | Веселые старты между 4-ми классами. | Участие в праздновании Дня города. | 1.День Знаний. 2.Экскурсия в Петропавловскую крепость. | Конкурс рисунков, фотографий и сочинений «Гатчина любимая моя» | 1.Родительское собрание «Уверенность в себе» 2.Планирование деятельности родительским коллективом, обсуждение целей и задач на год. |
Октябрь | Декада естествознания. | Спартакиада между 4-ми классами. | «Ответственность и безответственность» (классный час) | Акция «Сохрани природу» | Поздравление учителей с Днём Учителя«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». | Родительское собрание: «Проблемы компьютерной зависимости» |
Ноябрь | Выездной планетарий. | День здоровья. | День народного единства (классный час) | День толерантности в школе. Просмотр и обсуждение фильмов. | 1.Украшение школы к дню толерантности» 2.Поздравление мам с Днём Матери «Славим матерей своих». | Родительское собрание: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении» |
Декабрь | Декада математики. | Зимние забавы. | День конституции (классный час) | Новогодняя поездка в лабиринтум. | 1.Новогодняя ярмарка. 2.Украшение класса, школы. | 1.Индивидуальные консультации. 2.Помощь в организации поездки. |
Январь | Международный конкурс – игра «Кенгуру» (тест для 4-х классов) | Соревнования между 4-ми классами по лыжам. | 1.Свеча памяти (акция) 2.Акция «Читаем блокадную книгу» 3.Встреча с ветеранами. | Лепим снеговика. | Поздравление ветеранов. | Индивидуальные консультации |
Февраль | Декада русского языка. | Интернет-зависимость(классный час) | Дал слово-держи (классный час) | Акция «День добрых дел». | 1.Конкурс сочинений «Об отце говорю с уважением» 2.Поздравление с 23 февраля. | Родительское собрание: «Подготовка к ВПР» |
Март | Международный конкурс – игра «Кенгуру» | Подвижные игры. | Горячие сердца (классный час) | Праздник «Февромарт» | 1. Конкурс сочинений «Мамочка любимая моя» | 1.Индивидуальные консультации. 2.Помощь в подготовке праздника «Февромарт» |
Апрель | Книжкина неделя. Международный конкурс «ЧиП» | Соревноваия по легкой атлетике | «Космическое пространство» (классный час) | Поездка в Кидбург. | Проект « Такой загадочный космос» | 1.Родительское собрание: «Как уберечь ребенка от насилия» 2. 2.Помощь в организации поездки. |
Май | | День здоровья. | 1.«Память, которой не будет конца» (классный час) 2. Встреча с ветеранами 3.Праздничное шествие 9 мая | Праздник «До свидания начальная школа» | Подготовка к выпускному. | 1.Родительское собрание: «Итог 4-х лет обучения» 2.Организация праздника «До свидания начальная школа» |
Дополнительно на каждой ступени:
Организационные классные часы
Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
Индивидуальные встречи и беседы с родителями;
Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
Работа с социальными службами школ