СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса для 6 класса "В мире литературных героев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса для 6 класса "В мире литературных героев"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для 6 класса "В мире литературных героев"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 г. №1897, зарегистрированный Минюстом России 1 февраля 2011 г. №19644, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Приказ Министерства образования РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015 №1/15);

  • Письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 1 июня 2015 г. № 5528 «О направлении ПООП».

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».

  • Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «О примерном режиме работы образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО-Югры в 2016-2017 учебном году» от 18.08.2016 №10-исх-7483.

  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5».

Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены обязательным минимумом основного общего образования.

Рабочая программа элективного курсапо литературе «В мире литературных героев» для 6 класса составлена на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с. Ддопущена Министерством образования и науки Российской Федерации  для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ в качестве программы учебно-методического комплекса для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения.

Учебник «Вокруг тебя - Мир...» (6 класс)  разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Программа распространения знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ реализуется в системе, включающей в себя  мотивационный (ценностно-ориентированный), знаниевый и прикладной (алгоритмизированный) компоненты.

Цели и задачи преподавания элективного курса по литературе в 6 классе.

Цель курса:

Изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми

Задачи курса:

  • обучать умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях

  • обучать работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.

  • развивать умения творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

  • Способствовать овладению культурологической и языковой компетенцией

  • Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

Формы и методы преподавания.

1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения;

2. Проблемный диалог, беседа;

3. Элементы анализа текста;

4. Лингвистический эксперимент;

5. Редактирование.

6. Объяснительно-иллюстративный.

7. Проектная деятельность;

8. Творческая мастерская.


Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:

  • Письменная работа ( ответ на вопрос, по заданию);

  • Сочинение-размышление;

  • Проектная работа.


Основные виды устных и письменных работ.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки. Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная)

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного). Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.). Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного). Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения). Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.































































































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программный материал курса «В мире литературных героев» для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.

Особенностью программы для 6 класса является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют учимсяся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

Обучение ведется по книге «Вокруг тебя - мир» для ученика. 6 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др.– М.: Наука/Интерпериодика, 2014. – 96 с.

«Вокруг тебя – Мир…» относится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературной центрической программы «Вокруг тебя – мир» с 5-8 классы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Особое внимание в программе для 6 класса уделяется анализу нравственности поступков людей, развитию взаимоотношений детей друг с другом, правилам, по которым каждый строит свою жизнь. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

Данный курс дополняет учебники основного курса литературы; согласован с основными программами по литературе; в его основе – проблемно-тематический принцип структурирования; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).

Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).

Для УМК характерны:

  • Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового;

  • Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.)

Программа включает в себя 3 раздела. Ученики имеют возможность «настроиться» на восприятие предлагаемых для чтения литературных текстов, получают некоторую дополнительную информацию, знакомятся с произведениями или их фрагментами, выясняют значение незнакомых слов, знакомятся с вопросами и заданиями, которые могут быть выполнены на уроке. Между текстами есть логические связки-переходы, в конце разделов подводятся некоторые итоги.











































ОПИСАНИЕ КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 35 часов в год из расчёта 1 час в неделю.

























































РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «В МИРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ» В 6 КЛАССЕ


Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • анализировать художественное произведение;

  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;

  • давать характеристику героев.

Элективный курс предполагает использование книги для ученика «Вокруг тебя - мир», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия.

Система оценивания - проект



























































































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование раздела и темы

Кол-во час по прогр

В том числе

В/Ч

Р/Р

К/Р

1

Введение. От авторов.

О курсе «В мире литературных героев», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «В мире литературных героев» в 6 классе.

1

-

-

-

2

История в литературе

Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества.

Гесиод «Пять веков». (1ч.) Характеристика века в переложении Гесиода. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (2ч.)

Главная героиня сказки – Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки. Письменный ответ на вопрос: «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?Сказка народов Кавказа «Общее счастье» (1ч)

4

-

1

-

3

Стихи из заветной тетради. Поэтический подарок (стихи югорских поэтов)

Обучение выразительному чтению наизусть

2

-

-

-

4

Откройте сердце для доброй книги.

Уроки нравственности в рассказе Е.Носова «Трудный хлеб»

Рассказ? Сказка? Притча? О.Уальд «Мальчик-звезда»

Мальчик-звезда глазами современности.

Деятельное сострадание в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор».

Быль и сказка в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок». Е.Носов «Тридцать зерен». Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный». Художественный вымысел, правдоподобие и фантазия.

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.Право безоружного (по материалам рассказа К.Воробьева «Немец в валенках»)

«Месть Ольги» (фрагмент из летописи «Повесть временных лет»)

Человек на войне (повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая»)

Сочинение-рассуждение «Слабость или сила?» (В.А.Закруткин «Матерь человеческая»)

Твой сверстник в литературе XX века (В. Солоухин «Мститель»). Дети и война (стихи о Великой отечественной войне ) К.М. Симонов, А.Барто, Б. Пастернак. Стихи о Великой отечественной войне ) К.М. Симонов, А.Барто, Б. Пастернак. Обучение выразительному чтению наизусть (В.Берестов ,А.Т.Твардовский ,О. Бергольц )

Учимся создавать проекты на тему «Детство поэта». Защита проекта

Публицистика – тоже литература. (статья Г.Бочаров а «Что человек может»). Баллада Г.А.Бюргера «Песнь о благородном человеке». Особенности публицистического стиля. А.С. Новиков-Прибой «Цусима»

А. Грин «Победитель»

Жестокие игры. Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества. ( Л.Т.Толстой «Детство» (глава XIX)). Экранизация повести Л.Т.Толстого «Детство»

В. Железников «Чучело». Детская жестокость, её истоки, к чему она может привести. Экранизация повести В. Железникова «Чучело». Учимся составлять проекты на тему «Книга, с которой интересно». Защита проектов «Книга, с которой интересно»

28

-

3

-

























Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения данного курса ученик должен

Знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;

  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • основополагающие принципы Устава Международного движения Красного Креста и Красного полумесяца;

  • нормы международного гуманитарного права;

Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.



Уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

  • чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;

  • работать со словарными статьями;

  • расширять запас лексики;
























ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКРГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Учебники

Учебные пособия и правовые документы

Методические пособия

«Вокруг тебя - мир». Книга для ученика 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др.–М.: Наука/Интерпериодика, 1999. – 96 с.




1.Различные словари

2.Устав движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

3. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.




Методические рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя - мир». Книга для учителя. 6 класс/Авт.-сост.К.Сухарев-Дериваз, М.:

Наука/Интерпериодика, 1999 – 79 стр.


Интернет-ресурсы:

  • http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годо

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

  • www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

  • www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

  • .www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

  • www.slovari.ru Электронные словари.

  • www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  • www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

  • http://interneturok.ru/ruИнтернетуроки (видеоуроки)

  • .http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-37768 учительский портал (презентации)

  • http://fcior.edu.ru/about.page Сайт ФЦИОР

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/ Сайт ЕКЦИОР






















Календарно – тематическое планирование элективного курса



дата Раздел.Тема. Основные понятия Вид контр Планируемые результаты
Предметные Метапредметые Личностные
план факт введение – 1 час


1

Введение в элективный курс «В мире литературныхгкроев»

заглавие, эпиграф, аннотация, оглавление, предисловие, введение, заключение


Уметь определять на практике, какую информацию можно получить до прочтения книги, работая с заглавием, эпиграфом, оглавлением, аннотацией, предисловием или введением.

умение формулировать выводы.

Воспитание уважительного отношения к литературным произведениям



История в литературе – 4 часа


2

Современное изложение поэмы Гесидода - миф Н.А. Куна «Пять веков»

миф, поэма



Умение выявлять главное, соблюдать хронологическую последовательность при изложении материала

умение сопоставлять рассказы из истории и современность

Воспитание уважительного отношения к культурам других народов и общепринятых правил


3

Актуальность сказки Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»


литературная сказка


Умение формулировать основную мысль, идею текста; пересказывать, составлять план, выразительно читать по ролям , сравнивать литературный и мультипликационный материал

умение структурировать материал.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


4

Экранизация сказки. Плюсы литературного текста.

Экранизация.


Умение формулировать основную мысль, идею текста; пересказывать, составлять план, выразительно читать по ролям , сравнивать литературный и мультипликационный материал

умение структурировать материал.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


5

Сказка народов Кавказа

«Общее счастье

образ главного героя.; особенности сюжета сказки; герои сказки в оценке автора-народа.


Сопоставление духовно-нравственных ценностей русской культуры с ценностями других народов.


умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Воспитание уважительного отношения к культурам других народов.




Стихи из заветной тетради – 2 часа


6

Поэтический подарок (стихи югорских поэтов)

тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение

к/р (анализ стих-ния)

Знание , умение и владение навыками анализа поэтического произведения и выразительного чтения

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


7

Обучение выразительному чтению наизусть

тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение

к/р (анализ стих-ния)

Знание , умение и владение навыками анализа поэтического произведения и выразительного чтения

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности




Откройте сердце для доброй книги


8

Уроки нравственности в рассказе Е.Носова«Трудный хлеб»

основная мысль, идея, стиль речи, тип речи


Уметь:

1) до чтения

Осмысливать заголовок и имя автора;

Прогнозировать содержание и смысл текста;

2) Во время чтения

Выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

Искать в тексте ответы на эти вопросы;

3) После чтения

Пересказывать, составлять план и другие задания по тексту

Умение понимать проблему.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


9

Рассказ? Сказка? Притча? О.Уальд «Мальчик-звезда»

основная мысль, идея, простой и сложный план.художественная деталь в тексте

Групповая миниатюра

Уметь:

1) до чтения

Осмысливать заголовок принадлежность к литературе;

Прогнозировать содержание и смысл текста;

2) Во время чтения

Выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

Искать в тексте ответы на эти вопросы;

3) После чтения

Формулировать основную мысль, идею текста;

Пересказывать, составлять план и другие задания по тексту (составление опорных схем, рисунков, комиксов), фрагментарный пересказ .

Знать виды планов.

Уметь составлять разные виды планов: краткий, развёрнутый, тезисный, цитатный, в форме вопросов.

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


10

Мальчик-звезда глазами современности

основная мысль, идея, простой и сложный план.художественная деталь в тексте

Групповая миниатюра

Пересказывать, составлять план и другие задания по тексту (составление опорных схем, рисунков, комиксов), фрагментарный пересказ .

Знать виды планов.

Уметь составлять разные виды планов: краткий, развёрнутый, тезисный, цитатный, в форме вопросов.

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


11

Деятельное сострадание в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор»

средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж


Умение анализировать заглавие текста;

членить текст на смысловые части;

выделять микротемы текста;

определять главную и второстепенную информацию, выразительное чтение

Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


12

Быль и сказка в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок»

жанр сказка-быль


Умение анализировать художественный текст, находить средства выразительности

Умение понимать проблему.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


13

Е.Носов «Тридцать зерен». Художественный вымысел, правдоподобие и фантазия.

художественный вымысел, правдоподобие и фантазия, многозначные слова


Выразительное чтение по ролям, рассуждение , соотношение литературных героев и реальных людей

Умение высказываться по заявленной проблеме, участвовать в диалоге

Гуманное отношение к животным


14

Право безоружного (по материалам рассказа К.Воробьева «Немец в валенках»)

проблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения


Умение формулировать вопросы различного характера

Кто? Что? Когда? Какие?

Как? Каким образом? Каким способом?

Почему? Зачем? С какой целью?

Умение отвечать на вопросы различного характера:кратко, развёрнуто, используя цитаты.

Выразительное чтение

умение анализировать, высказывать свою точку зрения

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


15

«Месть Ольги» (фрагмент из летописи «Повесть временных лет»)

летопись, сказание, фрагмент эпизода

Умение формулировать выводы.

Понимание ключевых проблем исторических произведений

Умение формулировать выводы.

Воспитание уважительного отношения к истории нашей страны


16

Человек на войне (повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая»)

повесть

сочинение-рассуждение

Умение анализировать литературное произведение; понимание поступка героя и исторической обстановки. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения,

умение формулировать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Выявление непреходящих нравственных ценностей.


17

Сочинение-рассуждение «Слабость или сила?» (В.А.Закруткин «Матерь человеческая»)

повесть

сочинение-рассуждение

Умение анализировать литературное произведение; понимание поступка героя и исторической обстановки. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения,

умение формулировать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Выявление непреходящих нравственных ценностей.


18

Твой сверстник в литературе XX века (В. Солоухин «Мститель»)

диалектные слова, внутренний монолог


Выразительное чтение; умение краткого пересказа от первого лица, составление текста-рассуждения

Умение видеть проблему и формулировать выводы

. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


19

Дети и война (стихи о Великой отечественной войне ) К.М. Симонов, А.Барто, Б. Пастернак,

тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение

Выразительное чтение

Знание , умение и владение навыками анализа поэтического произведения, выразительное чтение

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


20

Дети и война (стихи о Великой отечественной войне ) К.М. Симонов, А.Барто, Б. Пастернак

тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение

Выразительное чтение

Знание , умение и владение навыками анализа поэтического произведения, выразительное чтение

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


21

Обучение выразительному чтению наизусть (В.Берестов  ,А.Т.Твардовский  ,О. Бергольц )

тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение

Выразительное чтение

Знание , умение и владение навыками анализа поэтического произведения, выразительное чтение

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


22

Учимся создавать проекты на тему «Детство поэта»

биография, хронология,

План, проекты

Сведения о жизни поэта, Умение сопоставлять биографию писателя с его образами.

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, умение структурировать материал, развитие навыков публичного выступления

Развитие кругозора


23

Защита проекта

биография, хронология,

защита

Сведения о жизни поэта, Умение сопоставлять биографию писателя с его образами.

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, умение структурировать материал, развитие навыков публичного выступления

Развитие кругозора


24

Публицистика – тоже литература. (статья Г.Бочаров а «Что человек может»)

особенности публицистического стиля, авторская оценка


Сопоставление художественного и публицистического стиля, Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Умение вести диалог на заданную тему

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


25

Баллада Г.А.Бюргера «Песнь о благородном человеке»


проблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения


Умение формулировать вопросы различного характера

Выразительное чтение

умение анализировать, высказывать свою точку зрения

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


26

Особенности публицистического стиля.


проблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения


Умение формулировать вопросы различного характера

Выразительное чтение

умение анализировать, высказывать свою точку зрения

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


27

А.С. Новиков-Прибой «Цусима»

роман, цитата, деталь, ключевые, опорные слова


Умение работать с текстом ,пересказ с опорой на ключевые слова оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Использование различных источников информации.


28

А. Грин «Победитель»

характеристика героя, финал рассказа, сюжет


Умение заканчивать рассказ по данному началу, делить рассказ на смысловые части, объяснять поведение главного героя

Умение формулировать собственные выводы.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


29

Жестокие игры ( Л.Т.Толстой «Детство» (глава XIX))

портретная характеристика, описание


Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д.

Выразительное чтение, чтение по ролям

Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Толерантное отношение к людям


30

Экранизация повести Л.Т.Толстого «Детство»

портретная характеристика, описание


Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д.

Выразительное чтение, чтение по ролям

Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Толерантное отношение к людям


31

Жестокие игры (В. Железников «Чучело»)

сравнительная характеристика, эпизод, деталь, синтаксические средства выразительности речи


Умение анализировать заглавие текста;

членить текст на смысловые части;

составлять цитатный план;

выделять микротемы текста;

определять главную и второстепенную информацию.

Умение сравнивать повесть и художественный фильм


Умение понимать проблему. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


32

Детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.

сравнительная характеристика, эпизод, деталь, синтаксические средства выразительности речи


Умение анализировать заглавие текста;

членить текст на смысловые части;

составлять цитатный план;

выделять микротемы текста;

определять главную и второстепенную информацию.

Умение сравнивать повесть и художественный фильм


Умение понимать проблему. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


33

Экранизация повести В. Железникова «Чучело»

сравнительная характеристика, эпизод, деталь, синтаксические средства выразительности речи


Умение анализировать заглавие текста;

членить текст на смысловые части;

составлять цитатный план;

выделять микротемы текста;

определять главную и второстепенную информацию.

Умение сравнивать повесть и художественный фильм


Умение понимать проблему. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


34

Учимся составлять проекты на тему «Книга, с которой интересно»


Защита проектов

Знать сюжет книги, уметь охарактеризовать героев , давать оценку их поступкам понимать их духовные и нравственные качества, в творческой форме презентовать любимую книгу

Умение подбирать аргументы для утверждения собственного мнения

Расширение кругозора, пропаганда литературного чтения


35

Защита проектов «Книга, с которой интересно»


Защита проектов

Знать сюжет книги, уметь охарактеризовать героев , давать оценку их поступкам понимать их духовные и нравственные качества, в творческой форме презентовать любимую книгу

Умение подбирать аргументы для утверждения собственного мнения

Расширение кругозора, пропаганда литературного чтения