СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Текст.Теория и практика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постижение смысла, «расшифровывание» литературного произведения возможно лишь при условии постоянного внимания к его языковому содержанию

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Текст.Теория и практика"»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


_____ /Е.С. Галина/


Протокол №1 от


«27» августа 2020г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ БСОШ № 1


_____ /Е.Н. Петровичева/



«28»августа 2020г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ БСОШ №1


_____ /М.В. Шащенко/



«31» августа 2020г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Текст. Теория и практика»



10 класс









СОСТАВИТЕЛЬ: Е.С.Галина













2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

В художественном тексте представлена вся стихия языка в его эстетической функции, поэтому на материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка. Постижение смысла, «расшифровывание» литературного произведения возможно лишь при условии постоянного внимания к его языковому содержанию. Именно на уроке русского языка закладываются основы умений и навыков работы с текстом вообще, и художественным текстом в особенности. Очень многие задания в учебниках по русскому языку для 10—11 классов предусматривают работу с текстом художественной литературы. Такая работа необходима в процессе обучения написанию сочинений по литературе. Объемы текстов, предложенных для анализа, постепенно увеличиваются.

Задания включают разные типы упражнений, имеющих творческий, исследовательский характер.

В процессе анализа текста язык изучается «в действии», в функциональном аспекте, формируются собственно филологические и общеучебные умения и навыки учащихся. Воспитание и развитие последних и составляет основу для современного школьного интегрированного образования. Именно на уроке русского языка школьник получает первые сведения о структурно-семантическом анализе текста любого содержания (определение темы текста и формулирование заголовка, выделение ключевых слов и словесных рядов, определение типов и форм текста, дифференциация главной и второстепенной информации, составление планов разных видов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. д.). Именно в процессе анализа художественного текста, как писал М. М. Бахтин, рождается «языковая индивидуальность ученика», формируются его языковая и коммуникативная компетенции, языковая интуиция, чувство языка, дар слова.

В эпоху возрождения национального духовного сознания приобретает чрезвычайную важность культуроведческий и этнологический аспекты филологического образования. Дети должны «усмотреть русский народ в непосредственных произведениях его духовной жизни» (А. А.Ша х м а т о в).

Учебник ориентирует учащихся на то, что художественный, публицистический, научный текст изучается не только как материал для систематизации знаний о грамматических единицах в их контекстуальном окружении, но и в целях понимания языка как полифункционального явления, его стилистических богатств, исторической изменчивости, овладения общими филологическими знаниями.

Изучение родного языка мотивируется на современном этапе как первооснова всего образовательного процесса. Именно в процессе изучения русского языка интеграция должна проявляться максимально, так как изучение любого другого предмета осуществляется на русском языке, с помощью русского слова. Действительно, изучение родного языка — это основа для формирования самосознания личности в любой области знания. Главная задача личностно ориентированного образования — пробудить и развить личность ученика — осуществляется через развитие его языковой компетенции, а главное условие проявления личностных способностей в образовательном процессе — создание личностно ориентированной ситуации — основывается на предъявлении текстов, имеющих большое воспитательное и эстетическое значение. Текст является импульсом, который получает старшеклассник — ему требуется многое обдумать, подумать о своем отношении к тому или иному явлению, обосновать его, аргументировать, достроить образ и модель предложенной ситуации, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку различным фактам.

Интерпретация текста не предполагает однозначных решений, единого варианта. Такое обучение мотивирует старшеклассника самому находить проблему, противоречия, находить причины и источники собственных ошибок и неточностей, искать объяснение и толкование явлений, постоянно рефлектировать. В каждой такой ситуации формируется субъективный опыт старшеклассника. Обоснование личной позиции по определенному поводу — главное методическое направление каждого занятия в 10—11 классах. Анализ, интерпретация текстов направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной познавательной — учебно-воспитательной деятельности. Образовательный процесс на основе такого подхода представляет собой диалог ученика и учителя, направленный на совместное конструирование программной деятельности. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научно-педагогической и методической логики, усваиваются учащимися, а только те из них, которые включены в их личный опыт, поэтому так важна в организации обучения актуализация субъектного опыта, определение зоны ближайшего развития учащегося, которые предоставляет текст.

Работа с текстом осуществляется, во-первых, в процессе анализа текста: в это время происходит повторение, обобщение и систематизация изученного ранее, и, во-вторых, анализ текстов готовит учащихся к составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. В современных учебниках русского языка представлена система работы по развитию речи, направленная на обучение написанию сочинений разного объема, типа, стиля, жанра, которая проводится параллельно с обучением устному высказыванию в монологической и диалогической форме.

Программа рассчитана на 34 ч.



Содержание программы

1. Понятие о тексте. Признаки текста: цельности и связности в их неразрывной связи. Анализ текста.

2. Способы выражения темы (цельность текста).

Учащиеся подбирают примеры художественных произведений, заглавия которых выражают их тему. Это могут быть лирические стихотворения, рассказы и даже романы. Старшеклассники отвечают на вопрос: что такое цельность текста? В смысловых частях они указывают ряды ключевых слов.

3. Заглавие. Учащиеся подбирают произведения, в которых тема представлена заглавием, дополняют представленные произведения своими примерами, анализируют стихотворение, указанное учителем.

4. Начало и конец текста (рамка текста). Старшеклассники должны усвоить: первое и последнее предложения текста наиболее важны, они как бы представляют, заявляют текст и поэтому предусматривают самую тщательную работу. Методическое обеспечение темы разнообразно. Это разноаспектный анализ текстов различных стилей. Особое внимание следует обратить на публицистические тексты. По образцам изученных текстов учащиеся пишут небольшое сочинение.

5. Ключевые (опорные) слова. Учащиеся находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах, выполняют задания по текстам, предложенным учителем (тексты должны быть как прозаическими различных жанров и стилей, так и поэтические).

6. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста.

Теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности. Практический опыт такой работы у учащихся уже есть, однако сейчас, изучая, казалось бы, знакомые вещи, они по-новому смотрят на них, т. е. обращают внимание на количество, состав, семантику предложений в составе текста и его смысловых частей, наблюдают закономерности разного подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучают влияние структуры предложений на тип речи. Учащиеся анализируют, например, предложения в составе фрагмента, предложенного учителем, публицистического текста И. Л. Андроникова, а затем сопоставляют этот фрагмент с началом повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

7. Количество и характер предложений в тексте.

Учащиеся анализируют тексты, предложенные учителем, подбирают для анализа сходные фрагменты сами. Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка».

8. Способы связи предложений в тексте.

Знакомство со структурой цепной и параллельной связи предложений в тексте, подбор прозаических и лирических текстов разной структуры. Цепная и параллельная структуры могут оформлять и описание, и повествование, и рассуждение. Учитель обращает внимание на то, что структура текста может задаваться первым предложением, учащимся надо это учитывать при построении собственных текстов.

9. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (анафора, эпифора: лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.).

Обобщение наблюдений школьников-старшеклассников над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. Изучение роли однокоренных слов в функции связи, составление тезисного плана предложенного учителем материала, теоретические обобщения.

10.Местоимения и союзы в связующей функции.

Учащиеся анализируют публицистические тексты с точки зрения их связности. Например, яркий текст Д. С. Лихачева о беседе пожилого человека с молодым (приведенный в учебнике В. В. Бабайцевой «Русский язык» 10—11 классы) включает элементы и цепной и параллельной структуры, в нем богато представлены и лексические элементы связи (сгущение ключевого слова память превращается в экспрессивное средство), которые находятся на первом плане. Внутри смысловых частей учащиеся обнаружат местоименную и союзную связь между предложениями.

11. Именительный представления. Именительный представления заявляет тему текста или его смысловой части, раскрытие которой и составляет содержание этой смысловой части. Именительный представления, называя тему высказывания, активно используется в школьных сочинениях. Он несет текстообразующую функцию, связывая смысловые части текста, осуществляет переходы от одной части текста к другой. Именительный представления по форме напоминает обращение:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(А. Пушкин)

В первом предложении Москва является обращением, так как в дальнейшем контексте она названа в форме личного местоимения второго лица ты. Во втором предложении Москва является именительным темы, так как далее ее название повторяется синонимом с указательным местоимением и формой личного местоимения третьего лица в нем.

12. Парцеллированные конструкции. Парцелляцией называется отрыв члена предложения или придаточного предложения от базовой части. Парцелляция характерна для разговорной речи. Это расчлененное высказывание, в котором между частями сохраняются те же отношения и средства связи, что и между компонентами неразделенного предложения. Эта особенность разговорной речи часто используется в художественных текстах в экспрессивной функции. Семантика отчленяемого фрагмента всегда богаче семантики того же фрагмента в составе цельного предложения:

Спят свиные туши. Дома, задворки;

Жизнь бессмысленна. Или слишком длинна;

Сплошные струпья. Высохшие и набрякшие;

Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.

Или сливами;

И голос тот противоречит мне.

Уверенно, настойчиво и глухо.

(И. Бродский)

Учащиеся подбирают примеры парцелляции из стихотворений М. Цветаевой:

Той, где на монетах—

Молодость моя,

Той России нету.

Как и той меня;

А. Вознесенского: Ночью выпал иней. Вроде хрома; Моя «Девочка в автомате» мерзнет. В туфельках почему-то; Р. Рождественского, В. Тушновой и др.

13. Понятие о типах текста (речи). Повествование. Языковые средства выражения повествования.

14. Описание. Языковые средства выражения описания.

Анализ предложенных учителем текстов-описаний, лирических и прозаических. Например, с фрагмента стихотворения Н. А. Некрасова «Дешевая покупка» под руководством учителя. Это облегчит работу над собственными сочинениями-анализами текста, сделает их более целенаправленными.

15. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

Работа учащихся со всеми видами рассуждений, включая самые элементарные. Подробно с помощью образцов рассказывается, как нужно строить рассуждение («Нужно ли изучать русский язык?»).

16.Медитативное рассуждение в русской лирике и лирической прозе.

Подробно анализируются признаки текста-рассуждения на примере произведений, изучаемых на уроках литературы (А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Ю. Казаков и др.), дается понятие прерванного текста, энтимемы. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя подбирают тексты-медитативные рассуждения и анализируют их в форме эссе.

17. Тексты разных стилей. Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного стилей».

Знакомство учащихся в самом общем виде со стилями современного русского языка. Здесь можно поговорить о лексике высокого стиля, поработать со словарем В. И. Даля и другими значимыми, но не очень знакомыми словарями и справочниками.







Литература

Для учителя

1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс. — М., 2008.

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

3. Болотова Н. С. Филологический анализ текста. —Томск, 2001.

4. Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

5. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. (Любое издание.)

6. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

7. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 1996.

8. Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

9. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.





















Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Понятие о тексте

1


2

Способы выражения темы (цельность текста)

1


3

Заглавие

1


4

Начало и конец текста (рамка текста)

1


5

Ключевые (опорные) слова

1


6

Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста

1


7

Количество и характер предложений в тексте

1


8

Способы связи предложений в тексте

1


9

Практическая работа. Определение способов связи предложений в тексте

1


10

Практическая работа. Определение способов связи предложений в тексте

1


11

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.)

1


12

Практическая работа. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы)

1


13

Практическая работа. Лексические средства связи (антонимы)

1


14

Практическая работа. Лексические средства связи (оксюмороны, гиперонимы)

1


15

Местоимения в связующей функции. Практическая работа

1


16

Союзы в связующей функции Практическая работа



17

Именительный представления Практическая работа

1


18

Парцеллированные конструкции

1


19

Практическая работа Парцеллированные конструкции



20

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования

1


21

Практическая работа Языковые средства выражения повествования

1


22

Описание. Языковые средства выражения описания

1


23

Практическая работа Языковые средства выражения описания

1


24

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

1


25

Практическая работа

Языковые средства выражения рассуждения

1


26

Практическая работа

Языковые средства выражения рассуждения

1


27

Медитативное рассуждение в русской лирике и художественной прозе

1


28

Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического научного стилей

1


29

Практическая работа. Лингвистический анализ текста

1


30

Практическая работа. Лингвистический анализ текста

1


31

Практическая работа. Лингвистический анализ текста

1


32

Промежуточная аттестация

1


33

Итоговая контрольная работа.

1


34

Защита итоговой контрольной работы.

1