СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факльтативного курса "Рукодельница". Тема: "Юный модельер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель предлагаемой программы воспитать активную творческую личность способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело, используя полученную информацию, знания, умения и навыки. Одной из важнейших задач является формирование у учащихся отношение к одежде как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.

Просмотр содержимого документа
«Программа факльтативного курса "Рукодельница". Тема: "Юный модельер"»


Рабочая программа факультатива

в 9 классе «Рукодельница».

Тема: «Юный модельер»


Цель предлагаемой программы воспитать активную творческую личность, способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело, используя полученную информацию, знание, умения и навыки. Одной из важнейших задач является формирование у учащихся отношение к одежде как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.

Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды.

Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, слияния "хочу" и "для меня". Это очень важно.
На уроках технологии учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышления, пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.

В процессе работы с журналами мод развивается эстетический вкус учащихся, они знакомятся с современным направлением подростковой и молодежной моды.
При использовании выкройки журналов, технологии быстрого шитья сохраняется время для воплощения замыслов в готовое изделие. У учащихся возникают мотивированный интерес к трудовому процессу, потому, что за период обучения они могут сшить несколько изделий для себя, скомплектовать одежду и создать рациональный современный гардероб.

В программе отводится время для технического рисования. Учащиеся осваивают методы рисунка эскизов модели (по фактуре и без, в движении и т.д.). Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные условия для ведения профориентационной работы и представляют собой образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах деятельности человека.

Профессиональная проба – совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной, учебно-познавательной, практической, законченной, профессионально направленной деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознание (интересов, склонностей, способностей, уровня знаний и других личных качеств) и анализа профессий (знаний о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, условиях труда, орудиях труда, средствах труда и т.д.).


Главная цель данного курса – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Это предполагает:

  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дальнейшей деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

  • определить потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве;

  • находить и использовать необходимую информацию;

  • выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

  • планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

  • оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.

  1. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный продукт в условиях свободы выбора.

  2. Начальную подготовку учащихся к осознанному профессиональному определению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  4. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации.

Задачи курса:

В процессе реализации содержания курса должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчета затрат;

  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  • развитие самостоятельности и способности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований дизайна и декоративно прикладного искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.


При разработке данного курса ставилась цель осуществить её преемственность с действующей программой, базисного учебного плана в образовательной области «Технология», что позволяет в максимальной степени использовать учащимися опыт, учебно-методическую базу мастерской по обработке ткани, имеющиеся в ней средства обучения и тенденцию её развития.

Итогом совместной работы учащихся и руководителя кружка является выставка творческих работ учащихся, публичный показ изделий.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса.


По окончании года обучения учащиеся должны знать:

  • требования к оборудованию рабочего места;

  • правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжных работ;

  • иметь представление о новых видах конструкционных материалов, их свойствах;

  • способы определения нити основы в современных тканях с содержанием эластичных волокон, лицевую сторону;

  • правила работы и способы устранения неполадок универсальной швейной машины;

  • различные виды соединения различных материалов (ниточное, клеевое, сварное);

  • историю развития моды (как европейской, так и русской), традиции в моде, фольклорные мотивы современной одежде;

  • ассортимент одежды и её функциональные особенности;

  • детали кроя одежды и их конструктивные элементы;

  • терминологию швейных работ;

  • условные обозначения и знаки на деталях края (из журнала «Бурда Моден»);

  • правила снятия готовых выкроек из модных журналов;

  • способы увеличения или уменьшения стандартной выкройки с шагом в один размер;

  • правила вырезания деталей и подготовки их к примерке;

  • правила проведения примерок изделия;

  • основные виды дефектов в изделии и методы их устранения;

  • рационально оборудовать рабочие место;

  • выполнять правила т\ безопасности и правильно выбирать инструменты для выполнения работы;

  • определять волокнистый состав современных тканей и использовать знания при технологической обработке данного материала;

  • выбирать ткань в соответствии с моделью одежды;

  • определять направление нити основы лицевую сторону ткани, дефекты;

  • выполнить регулировку и наладку швейной машины, устранение простейших неисправностей;

  • выполнять различные виды соединения современных материалов;

  • описать по эскизу особенности модели и ее назначение;

  • обрабатывать детали и их монтаж по инструкционным картам журнала мод;

  • читать условные обозначения;

  • определить размер изделия по основным меркам, снятым с фигуры;

  • определять свой размер по журналу мод;

  • уменьшать или увеличивать готовые выкройки;

  • разложить детали кроя на ткани в соответствии с нормативами;

  • подготавливать детали кроя к примерке;

  • проводить первую и вторую примерку;

  • определять дефекты посадки изделия на фигуре и устранять их;

  • использовать средства композиции в изделии;

  • выполнять эскиз модели и описать его;

  • технологически грамотно обрабатывать детали одежды и осуществлять их монтаж;

  • определять качество готового изделия.


Учебно-тематический план

(на один год обучения)


№ п\п

Темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Организация рабочих мест. Правила техники безопасности.

1

2

Планирование работы кружка анкетирование учащихся.

1

3

Мода. Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей.

8

4

Художественное проектирование. Техническое рисование эскизов моделей. Различные техники.

8

5

Основы композиции одежды.

6

6

Художественное конструирование и моделирование одежды.

8

7

Пошив коллекций моделей.

34

8

Выставка и показ моделей.

2

Итого: 68 часов

Содержание программы:


  1. Вводное занятие.

Организация рабочих мест. Правила техники безопасности.


  1. Планирование.
    Анкетирование. Просмотр коллекций моделей молодежной моды. Работа с журналами. 


  1. Роль моды в нашей жизни.

Теоретические сведения: Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. – первый советский художник – модельер. Разнообразие стилей современного костюма: классический, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско-стиль. Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и др.
Практические работы: анализ стилей, сравнение, просмотр видеороликов «Евромода». Обсуждение. 


  1. Художественное проектирование.

Теоретические сведения: Процесс художественного проектирования. Профессии: художник-модельер и демонстратор одежды.

Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост. Примеры изобразительной выразительности эскиза. Различная техника выполнения эскизов (линейное решение, цветовое оформление и т.д.).

Графические средства: карандаш, чернила, тушь, акварельные краски, гуашь, фломастеры и т. д..

Практические работы: Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в различной изобразительной технике.


  1. Основы композиции одежды.

Теоретические сведения: Средства композиции: фасон, силуэт, конструктивные и декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии, асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура ткани. Композиционные приемы-средства для достижения выразительности костюма. Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль, костюм, комплект, аксессуары и бижутерия.

Практические работы: Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей по цвету, структуре.


  1. Художественное конструирование и моделирование одежды.

Теоретические сведения: Профессии художник конструктор. Снятие мерок. Определение размеры фигуры. Работа с журналами мод. Приемы увеличения или уменьшения выкроек на один размер (36-34-32). Работа с инструкцией по пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек на ткани. Определение размера фигуры по таблице размеров, Условные обозначения. Изготовление и вырезание выкройки. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования.

Практические работы: Снятие мерок. Изготовление выкроек. Расчет количества ткани.


  1. Пошив моделей.

Теоретические сведения: Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани.

Практические работы: Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы. Обметка. Раскрой. Прокладывание контурных линий. Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов. Вторая примерка. Составление плана обработки изделия. Пошив и окончательная отделка.


  1. Выставка и показ моделей.

Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей.




Календарно-тематический план.


Название раздела

Теория

Практика

Дата

  1. Вводное занятие (1 час).

1

Организация рабочих мест. Правила техники безопасности.

1



  1. Планирование (1 час).

2

Анкетирование. Просмотр коллекций моделей молодежной моды. Работа с журналами.

1



  1. Роль моды в нашей жизни (8 часов).

3

Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. – первый советский художник – модельер.

2



4

Разнообразие стилей современного костюма: классический, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско-стиль.

2



5

Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и др.

2



6

Анализ стилей, сравнение, просмотр видео-роликов «Евро-мода». Обсуждение.


2


  1. Художественное проектирование (8 часов).

8

Процесс художественного проектирования. Профессии: художник-модельер и демонстратор одежды.

2



9

Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост.

2



10

Примеры изобразительной выразительности эскиза. Различная техника выполнения эскизов (линейное решение, цветовое оформление и т.д.). Графические средства: карандаш, чернила, тушь, акварельные краски, гуашь, фломастеры и т.д..

2



11

Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в различной изобразительной технике.


2


  1. Основы композиции одежды (6 часов).

12

Средства композиции: фасон, силуэт, конструктивные и декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии, асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура ткани. Композиционные приемы-средства для достижения выразительности костюма.

2



13

Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль, костюм, комплект, аксессуары и бижутерия.

2



14

Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей по цвету, структуре.


2


  1. Художественное конструирование и моделирование одежды(8 часов).

15

Профессии художник конструктор. Снятие мерок. Определение размера фигуры. Работа с журналами мод. Приемы увеличения или уменьшения выкроек на один размер (36-34-32).


2



16

Работа с инструкцией по пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек на ткани.

2



17

Определение размера фигуры по таблице размеров, Условные обозначения. Изготовление и вырезание выкройки. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования.

2



18

Снятие мерок. Изготовление выкроек. Расчет количества ткани.


2


  1. Пошив моделей (34 часа).

19

Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани.

2



20

Выполнение эскизов швейных изделий. Подбор тканей, фурнитуры, отделки.

2



21

Изготовление выкроек выбранных моделей одежды.


2

2


22

Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы.


2


23

Обметка. Раскрой.


2


24

Прокладывание контурных линий.


2


25

Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов.


2

2

2


26

Вторая примерка. Составление плана обработки изделия.


2


27

Пошив и окончательная отделка:

стачивание деталей;

обработка срезов деталей;

соединение деталей с основой;

отделка изделий;

окончательная отделка;

подбор аксессуаров.









2

2

2

2

2

2


  1. Выставка и показ моделей (2 часа).

28.

Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей.


2



Итого


68






Список литературы:


  1. Ксименская Н.М. История костюма – М.: Легкая индустрия, 1977.

  2. Мерцалова И.Н. Поэзия народного костюма - М.: Молодая гвардия, 1992.

  3. Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988.

  4. Пароион Ф.М. Композиция костюма – М.: Легкая промышленность, 1985.

  5. Штольц М.И. Авторская программа по технологии (для учащихся 9-х классов).

  6. Щеголихина А.К. и др. Рисунок – М.: Легкая индустрия, 1996.

  7. Журнал «Бурда Моден» с выкройками.

  8. Шитье – мое хобби. – Оффенбург: Э. Бурд, 1992.