Программа факультативного курса по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника алгебры"
Учитель: Муханова Л.С.,
учитель высшей
квалификационной категории
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка.
Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса 34 учебных недели в течение учебного года, 1 занятие в неделю.
Цель данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
сформировать высокий уровень активности;
развить интерес к математике;
подготовка к итоговой аттестации;
способствовать профориентации.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 34 часа. Изучение методов решения типовых задач можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из пяти тем. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В конце изучения каждой темы отведено по 2 часа на прорешивание типовых заданий из ГИА и ЕГЭ.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
- сформировать у учащихся умение определять вид задания, твёрдо знать алгоритм решения;
- уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
- уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы.
Планирование учебного материала
№ п/п | Тема | Часы |
1. | Числа и вычисления | 8 ч |
1.1 | Рациональные числа | 1 |
1.2 | Действительные числа | 1 |
1.3 | Проценты | 1 |
1.4 | Отношение и пропорциональность | 1 |
1.5 | Степень с целым показателем | 2 |
1.6 | Решение заданий из ГИА | 2 |
2. | Выражения и их преобразование | 7 ч |
2.1 | Буквенные выражения | 1 |
2.2 | Многочлены | 1 |
2.3 | Алгебраический дроби | 1 |
2.4 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 2 |
2.5 | Решение заданий из ГИА | 2 |
3. | Уравнения и неравенства | 8 ч |
3.1 | Линейные уравнения | 1 |
3.2 | Квадратные уравнения | 1 |
3.3 | Рациональные уравнения | 1 |
3.4 | Системы уравнений | 1 |
3.5 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 |
3.6 | Линейные неравенства и системы линейных неравенств | 1 |
3.7 | Решение заданий из ГИА | 2 |
4. | Функции | 5 ч |
4.1 | Линейная функция | 1 |
4.2 | Графики реальных зависимостей | 2 |
4.3 | Решение заданий из ГИА | 2 |
5. | Задачи | 6 ч |
5.1 | Задачи на движение. | 1 |
5.2 | Задачи на работу. | 1 |
5.3 | Задачи на числа. | 1 |
5.4 | Текстовые задачи из ГИА | 2 |
5.5 | Текстовые задачи из ЕГЭ | 1 |
| | |
| ИТОГО | 34 ч |
Рекомендуемая литература.
Алгебра. Тематические тренировочные задания. 9 класс/ С.С. Миниева, Л.О. Рослова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Алгебра. 8 класс. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2009.
Математика. Примеры решения задач. Теория. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. –М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестендартные методы решения. 10-11 классы: Учебно-метод. Пособие / С.Н. Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. - М.: Дрофа, 2002
Цыпкин А.Г., Пинский А.И.Справочное пособие по методам решения задач по математике. Под редакцией В.И.Благодатских.-М.:Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1983
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991
№ | Тема | Часы |
1 | Числа и вычисления | 8 ч |
1.1 | Рациональные числа | 1 |
1.2 | Действительные числа | 1 |
1.3 | Проценты | 1 |
1.4 | Отношение и пропорциональность | 1 |
1.5 | Степень с целым показателем | 2 |
1.6 | Решение заданий из ГИА | 2 |
2. | Выражения и их преобразование | 7 ч |
2.1 | Буквенные выражения | 1 |
2.2 | Многочлены | 1 |
2.3 | Алгебраический дроби | 1 |
2.4 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 2 |
2.5 | Решение заданий из ГИА | 2 |
3. | Уравнения и неравенства | 8 ч |
3.1 | Линейные уравнения | 1 |
3.2 | Квадратные уравнения | 1 |
3.3 | Рациональные уравнения | 1 |
3.4 | Системы уравнений | 1 |
3.5 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 |
3.6 | Линейные неравенства и системы линейных неравенств | 1 |
3.7 | Решение заданий из ГИА | 2 |
4. | Функции | 5 ч |
4.1 | Линейная функция | 1 |
42 | Графики реальных зависимостей | 2 |
4.3 | Решение заданий из ГИА | 2 |
5. | Задачи | 6 ч |
5.1 | Задачи на движение. | 1 |
5.2 | Задачи на работу. | 1 |
5.3 | Задачи на числа. | 1 |
5.4 | Текстовые задачи из ГИА | 2 |
5.5 | Текстовые задачи из ЕГЭ | 1 |
| ИТОГО | 34 ч |
Рекомендуемая литература.
Алгебра. Тематические тренировочные задания. 9 класс/ С.С. Миниева, Л.О. Рослова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Алгебра. 8 класс. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2009.
Математика. Примеры решения задач. Теория. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. –М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестендартные методы решения. 10-11 классы: Учебно-метод. Пособие / С.Н. Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. - М.: Дрофа, 2002
Цыпкин А.Г., Пинский А.И.Справочное пособие по методам решения задач по математике. Под редакцией В.И.Благодатских.-М.:Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1983
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991
Пояснительная записка.
Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса 34 учебных недели в течение учебного года, 1 занятие в неделю.
Цель данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
сформировать у учащихся умение определять вид задания, твёрдо знать алгоритм решения;
сформировать высокий уровень активности;
развить интерес к математике;
способствовать профориентации.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 34 часа. Изучение методов решения типовых задач можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из пяти тем. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В конце изучения каждой темы отведено по 2 часа на прорешивание типовых заданий из ГИА и ЕГЭ.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
уметь определять тип задания, знать алгоритм решения;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы.
№ | Тема | Часы |
1 | Числа и вычисления | 8 ч |
1.1 | Рациональные числа | 1 |
1.2 | Действительные числа | 1 |
1.3 | Проценты | 1 |
1.4 | Отношение и пропорциональность | 1 |
1.5 | Степень с целым показателем | 2 |
1.6 | Решение заданий из ГИА | 2 |
2. | Выражения и их преобразование | 7 ч |
2.1 | Буквенные выражения | 1 |
2.2 | Многочлены | 1 |
2.3 | Алгебраический дроби | 1 |
2.4 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 2 |
2.5 | Решение заданий из ГИА | 2 |
3. | Уравнения и неравенства | 8 ч |
3.1 | Линейные уравнения | 1 |
3.2 | Квадратные уравнения | 1 |
3.3 | Рациональные уравнения | 1 |
3.4 | Системы уравнений | 1 |
3.5 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 |
3.6 | Линейные неравенства и системы линейных неравенств | 1 |
3.7 | Решение заданий из ГИА | 2 |
4. | Функции | 6 ч |
4.1 | Линейная функция | 1 |
4.2 | Квадратичная функция | 1 |
4.3 | Графики реальных зависимостей | 2 |
4.4 | Решение заданий из ГИА | 2 |
5. | Задачи | 7 ч |
5.1 | Задачи на движение. | 1 |
5.2 | Задачи на работу. | 1 |
5.3 | Задачи на числа. | 1 |
5.4 | Текстовые задачи из ГИА | 2 |
5.5 | Текстовые задачи из ЕГЭ | 2 |
| ИТОГО | 36 ч |
Рекомендуемая литература.
Алгебра и начала анализа 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. –М.:Дрофа,2006
Алгебра. Тематические тренировочные задания. 9 класс/ С.С. Миниева, Л.О. Рослова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Алгебра. 8 класс. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра. Углубленное изучение.8 класс. А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2006.
Дорофеев Г.В. Процентные вычисления. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие / Г.В.Дорофеев, Е.А.Седова. – М.: Дрофа, 2003
Задания по алгебре и началам анализа. Семенко Е.А., Некрасов С.Д. –М.: Просвещение, 1997
Математика. Примеры решения задач. Теория. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. –М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестендартные методы решения. 10-11 классы: Учебно-метод. Пособие / С.Н. Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. - М.: Дрофа, 2002
Цыпкин А.Г., Пинский А.И.Справочное пособие по методам решения задач по математике. Под редакцией В.И.Благодатских.-М.:Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1983
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991