СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса Словарное и фразеологическое богатство русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса Словарное и фразеологическое богатство русского языка»










Рабочая программа факультативного курса

«Словарное и фразеологическое богатство русского языка»

6 – 7 классы


Учитель: Венедиктова Н.А.








Пояснительная записка

Данный факультатив посвящён лексике и фразеологии – наиболее интересным для детей разделам лингвистики. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка. В лексике и фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями.

Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.

Цель факультативных занятий:

- расширение знаний учащихся о языке, формирование их эстетического вкуса;

- воспитание любви к родному языку, уважения к труду учёных-исследователей русского языка и народу-творцу языка;

- повышение культуры речи обучающихся, развитие умения пользоваться справочной литературой, обогащение словарного и фразеологического запаса детей.

Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на два года – 6 и 7 классы. На программу отводится 68 часов: по 34 часа в год.

Содержание программы

В 6 классе изучаются следующие темы: «Словарное богатство русского языка», «Словарная система русского языка», «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка», «Толковые словари и их создатели».

В 7 классе изучается тема «Фразеологическое богатство русского языка» и проводится заключительное повторение по всему курсу.

Тема «Словарное и фразеологическое богатство русского языка» имеет большое значение в факультативном курсе, т. к. ею закладывается, во-первых, общее представление о богатстве слов и фразеологизмов, во-вторых, воспитывается стремление в максимальной степени овладевать богатством нашего языка в школьные годы и в дальнейшей жизни.

В теме «Словарная система русского языка» рассказывается о разных сторонах слова, его лексическом значении (однозначные и многозначные слова, тины переноса значения, связь между значениями слова), характеризуются объединения слов с учётом семантических отношений между ними (омонимы, омографы, омофоны, омоформы, синонимы, паронимы, антонимы и их виды). Словари омонимов, синонимов, антонимов. Изложенный здесь материал расширяет и углубляет понятие учащихся о многозначности, синонимии, антонимии, омонимии.

В теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка» рассматриваются слова с точки зрения их происхождения (исконно русские и заимствованные, старославянизмы в составе русского литературного языка), употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова, жаргонизмы, устаревшие и новые слова). Это закрепит в сознании обучающихся мысль о развитии языка, покажет территориальную неоднородность лексики, даст представление о расслоении лексики литературного языка на общеупотребительную и необщеупотребительную. Умение различать слова по употреблению поддерживается языковой практикой говорящих на литературном языке, которым приходится постоянно иметь дело с выбором слов в определённой речевой ситуации.

На изучение фразеологии школьная программа по русскому языку уделяет недостаточно внимания, поэтому в факультативный курс введены важнейшие понятия фразеологии: фразеологизм и его признаки, грамматическое строение фразеологизмов, различие фразеологизмов по степени спаянности слов, системность фразеологизмов русского языка (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия фразеологизмов), употребление фразеологизмов в речи (образность данных языковых единиц, выбор в речи, типичные ошибки при употреблении фразеологизмов), происхождение фразеологизмов (образование и источники русских идиом, устаревшие и новые фразеологизмы).

По каждой теме и по всему курсу проводятся уроки обобщения и повторения материала.

Для закрепления полученных знаний на занятиях выполняются упражнения определённых типов, соответствующих целям изучения той или иной конкретной темы по лексике и фразеологии. Дидактический материал для упражнений берётся из «Русского слова» и подбирается самим учителем.

Во всех разделах данного факультатива уделяется большое внимание умению пользоваться различными словарями.


Тематическое планирование

урока

Тема урока

Основные виды деятельности

обучающихся и учителя

6 класс, 34 часа

1.

Словарное и фразеологическое богатство русского языка (1 час)

Беседа, лекция учителя, составление её плана, работа со словарём, выполнение упражнений («Русское слово»)

Словарная система русского языка

2.

1. Слово как единица языка

Лекция учителя, выполнение упражнений, составление схем

3.

2. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения

Нахождение в толковом словаре многозначных слов, подготовка сообщений

4.

3. Связь между значениями слова. Многозначные слова – явление историческое

Беседа, упражнения, работа со словарями

5.

4. Многозначные слова в художественных произведениях

Работа с текстами худ пр-ий

6.

5. Толковые словари и их создатели. Словарная статья

Работа в группах с толковыми словарями

7.

6. Омоформы, омографы, омофоны

Беседа, нахождение омонимов, исправление ошибок в употреблении омонимов

8.

7. Омонимы в художественных произведениях. Словари синонимов

Анализ текстов худ. пр-ий, определение назначения омонимичных слов, работа со словарём

9.

8. Игра «Путешествие в слово»

Составление кроссворда

10.

9. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов

Лекция учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, работа с учебник.

11.

10.Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов

Анализ синонимических рядов, подбор синонимов

12.

11. Словари синонимов

Работа со словарём, составление словарной статьи

13.

12. Идеографические синонимы

Выполнение упражнений, сравнение синонимов

14.

13. Стилистические синонимы

Определение стилистической окраски синонимов, подбор син.

15.

14. Контекстуальные синонимы

Сообщения уч-ся, беседа

16.

15. Использование синонимов в речи

Анализ языкового материала, подбор синонимов

17.

16. Игра «Мирные соседи и упрямые барашки»

Игра по командам

18.

17. Паронимы

Лекция учителя, наблюдение, конструирование словосочетан.

19.

18. Антонимы

20.

19. Разнокорневые и однокорневые антонимы

Нахождение антонимов в тексте, констр. пр-ий, лекция

21.

20. Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы

Работа с учебником, словарём, упражнения

22.

21. Стилистические приёмы, основанные на антонимах

Анализ текстов, беседа

23.

22. Словари антонимов

Анализ словарной статьи

24.

23. Повторение по теме «Словарная система русского языка»

Беседа по вопросам для повторения, самостоятельн. раб., составление таблицы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме «Словарная система русского языка»: знать специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, её разделы, группы слов, объединяемых по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, паронимы, антонимы), лингвистические словари; уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова (в контексте), находить в тексте многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи, пользоваться различными лингвистическими словарями.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка

25.

1.Исконно русские и иноязычные слова

Беседа, лекция, работа со словарём

26.

2. Исконно русские слова

Работа со словарём, вып. упр.

27.

3. Заимствованные слова. Словари иностранных слов

Выступление с сообщениями, лекция учителя, анализ текстов, составление таблицы

28.

4. Заимствованные слова. Словари иностранных слов

29.

5. Старославянизмы в русском литературном языке

Лекция, составление плана

30.

6. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы

Составление плана текста о данных словах, составление таблицы

31.

7. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Неологизмы

Работа со словарями, лекция, составление собственных словариков

32.

8. Использование устаревших слов в художественных произведениях

Анализ текстов, работа со словарями, подготовка сообщ-й

33, 34

9, 10. Итоговое занятие. Защита проектов

Защита проектов

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка»: знать причины исторических изменений в лексике, пути взаимодействия лексики литературного языка и лексики других частей национального языка; группы слов по происхождению и употреблению; основные особенности изученных лексических явлений. Уметь находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов; производить лексический разбор слова (в тексте); объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте.

7 класс, 34 часа

Фразеология русского языка

1 – 2.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологическое богатство русского языка

Лекция учителя, вып-е упр-ий

3 – 5.

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов

Сообщение учителя, сопоставление своб-ых и несвоб-ых сочетаний

6 - 7.

Грамматическое строение фразеологизмов

Констр-ие предл-й с фраз-ами

8 - 9.

Различие фразеологизмов по степени спаянности слов

Лекция учителя, наблюдение над типами фразеологизмов

10 - 11.

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства

12 - 13.

Фразеологические словари и справочники

Беседа, работа со словарями

14 - 15.

Многозначность и омонимия фразеологизмов

Наблюдение над языковым материалом, вып-е упражнений

16 - 17.

Синонимия фразеологизмов

Лекция, анализ фразеологизмов, выполнение упражнений

18 - 19.

Работа со словарями синонимов

20.

Антонимия фразеологизмов

Нахождение антонимичных пар, беседа

21.

Игра «Фразеологический марафон»

Выступление с сообщениями

22.

Образность и выразительность фразеологизмов

Составление плана лекции учителя, наблюдение

23.

Образность и выразительность индивидуально-авторских фразеологизмов

24.

Практикум «Выбор фразеологизма в речи»

Стилистический эксперимент, констр-ие предл-ий с фразеолог.

25.

Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи

Редактирование предложений, текстов

26.

Занимательная фразеология

Выполнение упражнений

27.

Образование фразеологизмов

Лекция, , работа со словарём

28.

Источники русских фразеологизмов

Определение источника фраз-ма, выполнение упражнений

29.

Устаревшие и новые фразеологизмы

Сбор материала по плану, группировка фразеологизмов

30.

Практикум «Почему мы так говорим?»

Выступление с сообщениями

31 - 32.

Словари XXI века. Электронные словари и справочники

Работа со словарями

33 - 34.

Обобщающее повторение. Защита творческих работ, проектов

Подведение итогов самостоятельной работы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме «Фразеология русского языка»: знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фраз-мов в речи, причины изменения фразеолог. состава русс. яз., основные фразеологические словари и справочники. Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять значение фразеологизмов, использовать их в речи с учётом стилистических особенностей, пользоваться фраз-ими словарями и справочниками.



Литература для учителя


  1. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7 – 8 кл.)». Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., Айрис-пресс, 2003.

  3. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1988.



Литература для учащихся


  1. Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале. М., 1981.

  2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 1975.

  3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1968.

  4. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. М., 1975.

  5. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1988.