Данный факультатив посвящён лексике и фразеологии – наиболее интересным для детей разделам лингвистики. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка. В лексике и фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями.
Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
- воспитание любви к родному языку, уважения к труду учёных-исследователей русского языка и народу-творцу языка;
- повышение культуры речи обучающихся, развитие умения пользоваться справочной литературой, обогащение словарного и фразеологического запаса детей.
На изучение фразеологии школьная программа по русскому языку уделяет недостаточно внимания, поэтому в факультативный курс введены важнейшие понятия фразеологии: фразеологизм и его признаки, грамматическое строение фразеологизмов, различие фразеологизмов по степени спаянности слов, системность фразеологизмов русского языка (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия фразеологизмов), употребление фразеологизмов в речи (образность данных языковых единиц, выбор в речи, типичные ошибки при употреблении фразеологизмов), происхождение фразеологизмов (образование и источники русских идиом, устаревшие и новые фразеологизмы).
По каждой теме и по всему курсу проводятся уроки обобщения и повторения материала.
Для закрепления полученных знаний на занятиях выполняются упражнения определённых типов, соответствующих целям изучения той или иной конкретной темы по лексике и фразеологии. Дидактический материал для упражнений берётся из «Русского слова» и подбирается самим учителем.
Во всех разделах данного факультатива уделяется большое внимание умению пользоваться различными словарями.
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся и учителя |
6 класс, 34 часа |
1. | Словарное и фразеологическое богатство русского языка (1 час) | Беседа, лекция учителя, составление её плана, работа со словарём, выполнение упражнений («Русское слово») |
Словарная система русского языка |
2. | 1. Слово как единица языка | Лекция учителя, выполнение упражнений, составление схем |
3. | 2. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения | Нахождение в толковом словаре многозначных слов, подготовка сообщений |
4. | 3. Связь между значениями слова. Многозначные слова – явление историческое | Беседа, упражнения, работа со словарями |
5. | 4. Многозначные слова в художественных произведениях | Работа с текстами худ пр-ий |
6. | 5. Толковые словари и их создатели. Словарная статья | Работа в группах с толковыми словарями |
7. | 6. Омоформы, омографы, омофоны | Беседа, нахождение омонимов, исправление ошибок в употреблении омонимов |
8. | 7. Омонимы в художественных произведениях. Словари синонимов | Анализ текстов худ. пр-ий, определение назначения омонимичных слов, работа со словарём |
9. | 8. Игра «Путешествие в слово» | Составление кроссворда |
10. | 9. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов | Лекция учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, работа с учебник. |
11. | 10.Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов | Анализ синонимических рядов, подбор синонимов |
12. | 11. Словари синонимов | Работа со словарём, составление словарной статьи |
13. | 12. Идеографические синонимы | Выполнение упражнений, сравнение синонимов |
14. | 13. Стилистические синонимы | Определение стилистической окраски синонимов, подбор син. |
15. | 14. Контекстуальные синонимы | Сообщения уч-ся, беседа |
16. | 15. Использование синонимов в речи | Анализ языкового материала, подбор синонимов |
17. | 16. Игра «Мирные соседи и упрямые барашки» | Игра по командам |
18. | 17. Паронимы | Лекция учителя, наблюдение, конструирование словосочетан. |
19. | 18. Антонимы |
20. | 19. Разнокорневые и однокорневые антонимы | Нахождение антонимов в тексте, констр. пр-ий, лекция |
21. | 20. Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы | Работа с учебником, словарём, упражнения |
22. | 21. Стилистические приёмы, основанные на антонимах | Анализ текстов, беседа |
23. | 22. Словари антонимов | Анализ словарной статьи |
24. | 23. Повторение по теме «Словарная система русского языка» | Беседа по вопросам для повторения, самостоятельн. раб., составление таблицы |
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме «Словарная система русского языка»: знать специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, её разделы, группы слов, объединяемых по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, паронимы, антонимы), лингвистические словари; уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова (в контексте), находить в тексте многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи, пользоваться различными лингвистическими словарями. |
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка |
25. | 1.Исконно русские и иноязычные слова | Беседа, лекция, работа со словарём |
26. | 2. Исконно русские слова | Работа со словарём, вып. упр. |
27. | 3. Заимствованные слова. Словари иностранных слов | Выступление с сообщениями, лекция учителя, анализ текстов, составление таблицы |
28. | 4. Заимствованные слова. Словари иностранных слов |
29. | 5. Старославянизмы в русском литературном языке | Лекция, составление плана |
30. | 6. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы | Составление плана текста о данных словах, составление таблицы |
31. | 7. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Неологизмы | Работа со словарями, лекция, составление собственных словариков |
32. | 8. Использование устаревших слов в художественных произведениях | Анализ текстов, работа со словарями, подготовка сообщ-й |
33, 34 | 9, 10. Итоговое занятие. Защита проектов | Защита проектов |
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка»: знать причины исторических изменений в лексике, пути взаимодействия лексики литературного языка и лексики других частей национального языка; группы слов по происхождению и употреблению; основные особенности изученных лексических явлений. Уметь находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов; производить лексический разбор слова (в тексте); объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте. |
7 класс, 34 часа |
Фразеология русского языка |
1 – 2. | Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологическое богатство русского языка | Лекция учителя, вып-е упр-ий |
3 – 5. | Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов | Сообщение учителя, сопоставление своб-ых и несвоб-ых сочетаний |
6 - 7. | Грамматическое строение фразеологизмов | Констр-ие предл-й с фраз-ами |
8 - 9. | Различие фразеологизмов по степени спаянности слов | Лекция учителя, наблюдение над типами фразеологизмов |
10 - 11. | Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства |
12 - 13. | Фразеологические словари и справочники | Беседа, работа со словарями |
14 - 15. | Многозначность и омонимия фразеологизмов | Наблюдение над языковым материалом, вып-е упражнений |
16 - 17. | Синонимия фразеологизмов | Лекция, анализ фразеологизмов, выполнение упражнений |
18 - 19. | Работа со словарями синонимов |
20. | Антонимия фразеологизмов | Нахождение антонимичных пар, беседа |
21. | Игра «Фразеологический марафон» | Выступление с сообщениями |
22. | Образность и выразительность фразеологизмов | Составление плана лекции учителя, наблюдение |
23. | Образность и выразительность индивидуально-авторских фразеологизмов |
24. | Практикум «Выбор фразеологизма в речи» | Стилистический эксперимент, констр-ие предл-ий с фразеолог. |
25. | Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи | Редактирование предложений, текстов |
26. | Занимательная фразеология | Выполнение упражнений |
27. | Образование фразеологизмов | Лекция, , работа со словарём |
28. | Источники русских фразеологизмов | Определение источника фраз-ма, выполнение упражнений |
29. | Устаревшие и новые фразеологизмы | Сбор материала по плану, группировка фразеологизмов |
30. | Практикум «Почему мы так говорим?» | Выступление с сообщениями |
31 - 32. | Словари XXI века. Электронные словари и справочники | Работа со словарями |
33 - 34. | Обобщающее повторение. Защита творческих работ, проектов | Подведение итогов самостоятельной работы |
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме «Фразеология русского языка»: знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фраз-мов в речи, причины изменения фразеолог. состава русс. яз., основные фразеологические словари и справочники. Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять значение фразеологизмов, использовать их в речи с учётом стилистических особенностей, пользоваться фраз-ими словарями и справочниками. |