СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и план психолого-педагогического мониторинга для учащихся старших классов вечерней школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается программа мониторинга, которая  поможет психологу и классному руководителю провести исследование индивидуально-личностных особенностей обучающихся, развитие учебно-познавательной мотивации, а также отследить динамику сформированности метапредметности на уровне УУД  учеников старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа и план психолого-педагогического мониторинга для учащихся старших классов вечерней школы»


Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

«Екатеринбургская вечерняя школа № 2»

_____________________________________________________________________________






Согласовано

Зам. директора по УВР

«05» октября 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор вечерней школы ___________________

«07» октября 2020 г.







ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ





Составитель: Езимова И.И.,

педагог-психолог, учитель русского языка, литературы и психологии



















г. Екатеринбург

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа психолого-педагогического мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуально-личностных особенностей обучающихся, формирования и развития учебно-познавательной мотивации, а также динамики сформированности метапредметности на уровне УУД обучающихся вечерней (7-12 классов) школы.

Предмет диагностики: личностные особенности и личностное развитие обучающихся в процессе учебной деятельности в связи с внедрением ФГОС ООО (в дальнейшем ФГОС СОО); взаимовлияние факторов развития личности, коллектива класса и уровня развития универсальных учебных действий в ходе изучения предметов учебного плана образовательного учреждения.

Цели диагностики («выход»): учёт индивидуальных особенностей обучающихся (в т.ч. мотивации, интереса к предметам, ценностных ориентаций и др.); формирования универсальных учебных действий в процессе обучения, а также оказание практической помощи, выработка рекомендаций по коррекции и консультированию для:

  • администрации – возможная корректировка учебного плана школы с введением элективных курсов, факультативных и индивидуально-групповых занятий по запросам и обучающихся;

  • учителя – коррекция учебно-воспитательной работы в переходный период внедрения ФГОС ООО; сопоставительный анализ личностного роста и формирования УУД в соответствии с принципами стандартов второго поколения; эффект личностно-ориентированного подхода к обучающимся в процессе организованной учебной деятельности по освоению того или иного предметного содержания; формирования и развития потребностно-мотивационной сферы обучающихся;

  • обучающихся – индивидуальные консультации и групповые тренинги общения (в т.ч. социально-психологические тренинги/элементы тренингов на уроках психологии) по вопросам самовоспитания, коррекции и развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Теоретические вопросы мониторинга:

  • направленность личности, особенности мотивационно-потребностной сферы (интересы; ценностные ориентации (терминальные цели и инструментальные - средства достижения целей); мотивация, самооценка, эмоциональное состояние, коммуникативные способности для успешного развития учащихся в процессе учебной деятельности;

  • формирование и развитие познавательных процессов; теоретического мышления и его компонентов (анализ, планирование, рефлексия); интеллекта, творческих способностей/креативности при осуществлении деятельностного подхода в рамках школьного образовательного пространства и вне его (внеклассная и внеурочная деятельность).

Рабочие гипотезы:

  • у школьников, обучающихся в 7-12 классах вечерней школы, при внедрении ФГОС ООО с использованием современных развивающих технологий и при осуществлении деятельностного подхода формируются ценности познания и сотрудничества, в связи с чем происходит рост интереса к обучению и интеллектуального потенциала, направленного именно на познание и сотрудничество, развитие соответствующих компетенций и формирование универсальных учебных действий;

  • положительная динамика учебной мотивации и стабильно положительное отношение к школе коррелируют с устойчиво высоким интересом к учебным предметам теоретического характера;

  • у обучающихся 7-12 классов, в которых учителя используют современные развивающие технологии, среди учебных мотивов положительную динамику имеет мотивация содержанием и процессом деятельности/творческой деятельности (!), что гарантирует низкий уровень школьной тревожности и положительное отношение к школе;

  • сформированная в процессе учебной деятельности предметная рефлексия начинает формировать собственно рефлексивность как личностное качество, а также порождает рефлексию личностную и на кооперацию (на межличностном уровне).





ТЕЗАУРУС



Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям основного/среднего общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;

  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  3. познавательный;

  4. коммуникативный.

Таким образом, цель мониторинга уровня сформированности УУД – это получение объективной информации о состоянии и динамике уровня развития универсальных учебных действий у старшеклассников в условиях реализации Федеральных государственных стандартов.



Рефлексия — это умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность; способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «оглядка назад»/«отражение». Это обращение внимания на самого себя, переосмысление, анализ. Процесс рефлексии/раздумий позволяет:

  • контролировать мышление;

  • оценивать обоснованность и логичность поступков, анализировать мысли;

  • преобразовывать скрытые умения в эффективные инструменты для развития;

  • избавляться от нерешительности и делать выбор;

  • очищать сознание от лишних мыслей;

  • определять поведенческие шаблоны и корректировать их.

Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.



Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции. Она выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений: рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.



Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.





ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА



Критерии оценки

Показатели и уровни

Название методики

I.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕНННОСТИ

1.

Ведущая модальность (тип восприятия и переработки информации)

Визуал. Аудиал. Кинестетик.

С. Деллингер (адаптация Ал-ра Круглова) «Ведущая репрезентативная система»

2.

Тип темперамента и особенностей личности подростка

Меланхолик/слабый тип НС. Холерик/среднеслабый тип НС. Флегматик/средний тип НС. Сангвиник/сильный тип НС.

Айзенк «Характерологические особенности личности подростка»

А. Белов «Тип темперамента»

3.

Мотивационная сфера

ВНЕШНИЕ МОТИВЫ: долг, ответственность, престижность, личное благополучие

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ: мотивация процессом обучения, мотивация содержанием обучения, самопределение, самосовершенствование

М.В. Матюхина «Мотивация» (опросник)

Рисуночный тест «Школа зверей»

4.

Личностная самооценка и уровень притязаний

Адекватная. Высокая. Завышенная. Низкая. Заниженная.

Анкетирование учащихся.

С. Панченко рисуночный тест «Школа зверей»

5.

Адаптация к обучению в 5-9, 10-12 классах, в новом классе или школе

Высокий. Средний. Низкий.

Св. Панченко «Школа зверей» Анкетирование учащихся

II.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.

Познавательные процессы

Произвольность.

Внимание.

Рефлексивные умения.

Общеучебные/метапредметные умения.

Наблюдение

Задания рефлексивного характера (на уроках).

Методика М.В. Ступницкой.


диагностика

2.

Участие в учебной деятельности

Догадливые. Частично догадливые. Трудолюбивые. Исполнительные. Непроявившиеся.

Шкала Г.А. Цукерман.

Наблюдение.

3.

Удовлетворённость образовательным процессом

Высокий.

Средний.

Низкий.


Анкетирование учащихся.

III.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН

1.

Тревожность

Высокая.

Средняя (в норме).

Низкая.

Спилбергер-Ханин «Личностная тревожность»

2.

Агрессивность, негативизм

Высокий.

Средний.

Низкий.




Опросник Басса-Дарки «Уровень агрессивности»




IV.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА, РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА

1.

Уровень развития группы

Высокий.

Средний.

Низкий.

Сишор «Индекс групповой сплочённости»

Наблюдения

Анкетирование учащихся

V.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ


1.

Предметно-­информационная составляющая

Предметные знания и умения.

Знание терминологии.

Требования к результатам обучения: личностным, метапредметным: предметным, регулятивным, коммуникативным (ФГОС )

Методика М.В. Ступницкой «Общеучебные/метапредмет- ные умения».

Рокич «Тест ценностные ориентации» (ценности-средства и ценности-цели)

2.

Деятельностно­коммуникативная составляющая

Умение поставить учебную задачу. Умение создать текст/ответ. Рефлексивные умения.


3.

Ценностно-ориентационная составляющая

Соблюдение правил учебного общения, умение строить диалог.

Личностная заинтересованная позиция (преобладание ценностей-целей).

VI.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ШКОЛЬНИКА (СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ)

1.

Оценка личностного роста подростка (5, 7, 9; 10,12 кл.) классы):

Отношение к Отечеству Отношение к знаниям Отношение к культуре Отношение к другим людям Отношение к иным людям Отношение к миру. Отношение к земле

Отношение к своему внутреннему миру

Отношение к труду Отношение к своему здоровью

Уровни:

Устойчивый.

Устойчиво-позитивный. Ситуативно-позитивный негативный. Устойчиво-негативный. Ситуативно-негативный.

А.С. Степанов «Методика диагностики личностного роста школьников»

VI.I.

ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.

Группы здоровья, физическое развитие

Группы здоровья. Освобождённые от занятий.

Беседы с учителем физкультуры; данные «Листа здоровья» в классном журнале (с подписью заведующего медсанчастью ИК-10)




медсанчасти ИК-10).

2.

Неврологические диагнозы


ММД, инвалиды и др.