Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
«Екатеринбургская вечерняя школа № 2»
_____________________________________________________________________________
Согласовано Зам. директора по УВР «05» октября 2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор вечерней школы ___________________ «07» октября 2020 г. |
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Езимова И.И., |
педагог-психолог, учитель русского языка, литературы и психологии |
г. Екатеринбург
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа психолого-педагогического мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуально-личностных особенностей обучающихся, формирования и развития учебно-познавательной мотивации, а также динамики сформированности метапредметности на уровне УУД обучающихся вечерней (7-12 классов) школы.
Предмет диагностики: личностные особенности и личностное развитие обучающихся в процессе учебной деятельности в связи с внедрением ФГОС ООО (в дальнейшем ФГОС СОО); взаимовлияние факторов развития личности, коллектива класса и уровня развития универсальных учебных действий в ходе изучения предметов учебного плана образовательного учреждения.
Цели диагностики («выход»): учёт индивидуальных особенностей обучающихся (в т.ч. мотивации, интереса к предметам, ценностных ориентаций и др.); формирования универсальных учебных действий в процессе обучения, а также оказание практической помощи, выработка рекомендаций по коррекции и консультированию для:
администрации – возможная корректировка учебного плана школы с введением элективных курсов, факультативных и индивидуально-групповых занятий по запросам и обучающихся;
учителя – коррекция учебно-воспитательной работы в переходный период внедрения ФГОС ООО; сопоставительный анализ личностного роста и формирования УУД в соответствии с принципами стандартов второго поколения; эффект личностно-ориентированного подхода к обучающимся в процессе организованной учебной деятельности по освоению того или иного предметного содержания; формирования и развития потребностно-мотивационной сферы обучающихся;
обучающихся – индивидуальные консультации и групповые тренинги общения (в т.ч. социально-психологические тренинги/элементы тренингов на уроках психологии) по вопросам самовоспитания, коррекции и развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Теоретические вопросы мониторинга:
направленность личности, особенности мотивационно-потребностной сферы (интересы; ценностные ориентации (терминальные цели и инструментальные - средства достижения целей); мотивация, самооценка, эмоциональное состояние, коммуникативные способности для успешного развития учащихся в процессе учебной деятельности;
формирование и развитие познавательных процессов; теоретического мышления и его компонентов (анализ, планирование, рефлексия); интеллекта, творческих способностей/креативности при осуществлении деятельностного подхода в рамках школьного образовательного пространства и вне его (внеклассная и внеурочная деятельность).
Рабочие гипотезы:
у школьников, обучающихся в 7-12 классах вечерней школы, при внедрении ФГОС ООО с использованием современных развивающих технологий и при осуществлении деятельностного подхода формируются ценности познания и сотрудничества, в связи с чем происходит рост интереса к обучению и интеллектуального потенциала, направленного именно на познание и сотрудничество, развитие соответствующих компетенций и формирование универсальных учебных действий;
положительная динамика учебной мотивации и стабильно положительное отношение к школе коррелируют с устойчиво высоким интересом к учебным предметам теоретического характера;
у обучающихся 7-12 классов, в которых учителя используют современные развивающие технологии, среди учебных мотивов положительную динамику имеет мотивация содержанием и процессом деятельности/творческой деятельности (!), что гарантирует низкий уровень школьной тревожности и положительное отношение к школе;
сформированная в процессе учебной деятельности предметная рефлексия начинает формировать собственно рефлексивность как личностное качество, а также порождает рефлексию личностную и на кооперацию (на межличностном уровне).
ТЕЗАУРУС
Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям основного/среднего общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Таким образом, цель мониторинга уровня сформированности УУД – это получение объективной информации о состоянии и динамике уровня развития универсальных учебных действий у старшеклассников в условиях реализации Федеральных государственных стандартов.
Рефлексия — это умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность; способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «оглядка назад»/«отражение». Это обращение внимания на самого себя, переосмысление, анализ. Процесс рефлексии/раздумий позволяет:
контролировать мышление;
оценивать обоснованность и логичность поступков, анализировать мысли;
преобразовывать скрытые умения в эффективные инструменты для развития;
избавляться от нерешительности и делать выбор;
очищать сознание от лишних мыслей;
определять поведенческие шаблоны и корректировать их.
Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.
Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции. Она выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.
Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений: рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА
№ | Критерии оценки | Показатели и уровни | Название методики |
I. | ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕНННОСТИ |
1. | Ведущая модальность (тип восприятия и переработки информации) | Визуал. Аудиал. Кинестетик. | С. Деллингер (адаптация Ал-ра Круглова) «Ведущая репрезентативная система» |
2. | Тип темперамента и особенностей личности подростка | Меланхолик/слабый тип НС. Холерик/среднеслабый тип НС. Флегматик/средний тип НС. Сангвиник/сильный тип НС. | Айзенк «Характерологические особенности личности подростка» А. Белов «Тип темперамента» |
3. | Мотивационная сфера | ВНЕШНИЕ МОТИВЫ: долг, ответственность, престижность, личное благополучие ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ: мотивация процессом обучения, мотивация содержанием обучения, самопределение, самосовершенствование | М.В. Матюхина «Мотивация» (опросник) Рисуночный тест «Школа зверей» |
4. | Личностная самооценка и уровень притязаний | Адекватная. Высокая. Завышенная. Низкая. Заниженная. | Анкетирование учащихся. С. Панченко рисуночный тест «Школа зверей» |
5. | Адаптация к обучению в 5-9, 10-12 классах, в новом классе или школе | Высокий. Средний. Низкий. | Св. Панченко «Школа зверей» Анкетирование учащихся |
II. | РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ |
1. | Познавательные процессы | Произвольность. Внимание. Рефлексивные умения. Общеучебные/метапредметные умения. | Наблюдение Задания рефлексивного характера (на уроках). Методика М.В. Ступницкой. диагностика |
2. | Участие в учебной деятельности | Догадливые. Частично догадливые. Трудолюбивые. Исполнительные. Непроявившиеся. | Шкала Г.А. Цукерман. Наблюдение. |
3. | Удовлетворённость образовательным процессом | Высокий. Средний. Низкий. | Анкетирование учащихся. |
III. | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН |
1. | Тревожность | Высокая. Средняя (в норме). Низкая. | Спилбергер-Ханин «Личностная тревожность» |
2. | Агрессивность, негативизм | Высокий. Средний. Низкий. | Опросник Басса-Дарки «Уровень агрессивности» |
IV. | СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА, РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА |
1. | Уровень развития группы | Высокий. Средний. Низкий. | Сишор «Индекс групповой сплочённости» Наблюдения Анкетирование учащихся |
V. | ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ |
1. | Предметно-информационная составляющая | Предметные знания и умения. Знание терминологии. | Требования к результатам обучения: личностным, метапредметным: предметным, регулятивным, коммуникативным (ФГОС ) Методика М.В. Ступницкой «Общеучебные/метапредмет- ные умения». Рокич «Тест ценностные ориентации» (ценности-средства и ценности-цели) |
2. | Деятельностнокоммуникативная составляющая | Умение поставить учебную задачу. Умение создать текст/ответ. Рефлексивные умения. |
3. | Ценностно-ориентационная составляющая | Соблюдение правил учебного общения, умение строить диалог. Личностная заинтересованная позиция (преобладание ценностей-целей). |
VI. | ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ШКОЛЬНИКА (СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ) |
1. | Оценка личностного роста подростка (5, 7, 9; 10,12 кл.) классы): Отношение к Отечеству Отношение к знаниям Отношение к культуре Отношение к другим людям Отношение к иным людям Отношение к миру. Отношение к земле Отношение к своему внутреннему миру Отношение к труду Отношение к своему здоровью | Уровни: Устойчивый. Устойчиво-позитивный. Ситуативно-позитивный негативный. Устойчиво-негативный. Ситуативно-негативный. | А.С. Степанов «Методика диагностики личностного роста школьников» |
VI.I. | ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
1. | Группы здоровья, физическое развитие | Группы здоровья. Освобождённые от занятий. | Беседы с учителем физкультуры; данные «Листа здоровья» в классном журнале (с подписью заведующего медсанчастью ИК-10) медсанчасти ИК-10). |
2. | Неврологические диагнозы | ММД, инвалиды и др. |