Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Программа индивидуальной работы с семьями несовершеннолетних внутришкольного учета
Пояснительная записка
Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.
Вышеизложенные факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:
- поведение не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
- антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
Программа направлена:
на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
на стимулирование положительных изменений в семье;
на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной и воспитательной работы с семьей, находящейся на внутришкольном учете.
Задачи:
провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
организовать просветительскую работу с ребенком и мамой;
защитить права ребенка;
создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности.
Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употребление спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
Принципы работы с семьями, находящимися на внутришкольном учете:
1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей (педагог-психолог, классный руководитель, заместитель по воспитательной работе).
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
Педагог-психолог совместно с классными руководителями учащихся, составляют индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей, с целью:
1. Оказание психологической, педагогической, правовой и информационной помощи семьям.
2. Осуществление систематического контроля над деятельностью ребенка и семьи.
3. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной и воспитательной работы с семьями.
Организация коррекционной, реабилитационной и воспитательной работы с семьями, находящимися на внутришкольном учете:
|
Направление деятельности | | Анализ работы | | Ожидаемый результат |
1.Диагностика семьи, находящейся на внутришкольном учете. | | Обследование жилищно- бытовых условий. 2. Изучение образа жизни семьи. 3. Изучение особенностей личности членов семьи. 4. Выяснение общих проблем семьи. 5. Выяснение особенностей семейного воспитания. 6. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений. 7. Выяснение близкого окружения семьи. 8. Изучение целей, ожиданий семьи. | | Создание банка данных семей, Определение типа семьи, находящейся на внутришкольном учете. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи. |
2. Организация работы с семьей. - Психологическая реабилитация | | 1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях) 2. Проведение консультаций специалистов – педагогов, медицинского работника, проведение бесед для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации. 3. Пропаганда здорового образа жизни | | Создание положительного микроклимата в семье. Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания. |
- Социальная реабилитация 3. Анализ коррекционной работы | | 1. Организация правовой защиты. 2. Вовлечение семьи в воспитательный процесс. Проведение аналитической работы. | | Включение семьи в коррекционную, реабилитационную и воспитательную работу, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи . Итог – изменение уклада жизни. Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций |
План индивидуальной работы педагога-психолога с семьей, находящейся на внутришкольном учете:
№ | Содержание работы | Исполнитель | Сроки |
1. | Проведение диагностических мероприятий, направленных на изучение тревожности, агрессивности, определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определение статуса в классном коллективе. Средство: рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) тест Томаса, опросник Г.Н. Казанцевой, опросник Басса-Дарки, социометрия Дж. Морено. | Педагог-психолог | Сентябрь-ноябрь |
2. | Проведение бесед. Тематика: 1. Эмоциональное благополучие в школе и дома. 2. Законы школьной жизни. Соблюдение правил поведения. 3. Планирование своего времени. Время – мой союзник. 4. Мотивы учебной деятельности. 5. Как научиться свободно общаться в компаниии не попасть под негативное влияние. 6. Прекрасное и безобразное в нашей жизни. 7. Развитие ответственности и контроля над собственной жизнью. 8. Самооценка и самовоспитание. 9. Что сильнее добро или зло. 10. Умение оценить себя и свои поступки. Привычки: полезные и вредные. 11. В чём проявляется личность. 12. Какая у меня главная цель в жизни. 13. Планирование своего времени. 14. Моя будущая профессия. 15. Умею ли я принимать решения и нести за них ответственность. 16. Мои жизненные ценности и ориентиры. 17. Счастливый человек. Какой он? 18. Место денег в жизни. 19. Страх и нерешительность. 20. Мои планы на будущее. | Педагог-психолог | Сентябрь-май |
3. | Проведение занятий с элементами тренинга. Тренинг общения. Тренинг уверенного поведения. Тренинг формирования ЗОЖ. Тренинг личностного роста. Тренинг коррекции агрессивного поведения. Тренинг преодоления конфликтных ситуаций. | Педагог-психолог | Сентябрь-май |
4. | Проведение индивидуальных встреч-консультаций с родителями учащихся. Тематика встреч: Взрослеющий ребёнок. Какой он? Психологические особенности. Как с ним общаться» Беседа по результатам проведённых диагностик. Семейные праздники, ценности и ориентиры. Причины, которые приводят к непониманию при общении с подростком. Тактика поведения и способы разрешения конфликтов родителей с подростком. Профориентационная беседа с родителями. Интересы, склонности, предпочтения подростка. Беседа о результатах работы в конце учебного года: достижения, неудачи. Планирование летнего отдыха. | Педагог-психолог | Сентябрь-ноябрь |
5. | Вторичная диагностика изучения тревожности, агрессивности, определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определение статуса в классном коллективе. Средство: рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), тест Томаса, опросник Г.Н. Казанцевой, опросник Басса-Дарки, социометрия Дж. Морено. | Педагог-психолог | Май |
6. | Подведение итогов работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле. | Педагог-психолог | Май |
4