СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальной работы с семьями несовершеннолетних внутришкольного учета

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы с семьями несовершеннолетних внутришкольного учета»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Программа индивидуальной работы с семьями несовершеннолетних внутришкольного учета



Пояснительная записка

Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Вышеизложенные факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

- поведение не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);

- антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Программа направлена:

 на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,

 на стимулирование положительных изменений в семье;

 на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;

 на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной и воспитательной работы с семьей, находящейся на внутришкольном учете.

Задачи:

 провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;

 организовать просветительскую работу с ребенком и мамой;

 защитить права ребенка;

 создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности.

Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).

4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употребление спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Принципы работы с семьями, находящимися на внутришкольном учете:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей (педагог-психолог, классный руководитель, заместитель по воспитательной работе).

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

Педагог-психолог совместно с классными руководителями учащихся, составляют индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей, с целью:

1. Оказание психологической, педагогической, правовой и информационной помощи семьям.

2. Осуществление систематического контроля над деятельностью ребенка и семьи.

3. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной и воспитательной работы с семьями.

Организация коррекционной, реабилитационной и воспитательной работы с семьями, находящимися на внутришкольном учете:


Направление деятельности


Анализ работы


Ожидаемый результат

1.Диагностика семьи, находящейся на внутришкольном учете.


  1. Обследование жилищно-

бытовых условий.

2. Изучение образа жизни семьи.

3. Изучение особенностей личности членов семьи.

4. Выяснение общих проблем семьи.

5. Выяснение особенностей

семейного воспитания.

6. Выявление положения детей в системе внутрисемейных

взаимоотношений.

7. Выяснение близкого окружения семьи.

8. Изучение целей, ожиданий

семьи.


Создание банка данных семей, Определение типа семьи, находящейся на внутришкольном учете. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

2. Организация работы с семьей.


- Психологическая реабилитация


1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – педагогов, медицинского работника, проведение бесед для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

3. Пропаганда здорового образа жизни


Создание положительного микроклимата в семье. Овладение основами педагогических знаний,

теорией и практикой семейного воспитания.

- Социальная реабилитация








3. Анализ коррекционной работы


1. Организация правовой защиты.

2. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.







Проведение аналитической работы.


Включение семьи в коррекционную, реабилитационную и воспитательную работу, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи . Итог – изменение уклада жизни.


Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций


План индивидуальной работы педагога-психолога с семьей, находящейся на внутришкольном учете:


Содержание работы

Исполнитель

Сроки

1.

Проведение диагностических мероприятий, направленных на изучение тревожности, агрессивности, определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определение статуса в классном коллективе.

Средство: рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

тест Томаса, опросник Г.Н. Казанцевой, опросник Басса-Дарки, социометрия Дж. Морено.

Педагог-психолог

Сентябрь-ноябрь

2.

Проведение бесед.

Тематика:

  1. 1. Эмоциональное благополучие в школе и дома.

  2. 2. Законы школьной жизни. Соблюдение правил поведения.

  3. 3. Планирование своего времени. Время – мой союзник.

  4. 4. Мотивы учебной деятельности.

5. Как научиться свободно общаться в компаниии не попасть под негативное влияние.

6. Прекрасное и безобразное в нашей жизни.

7. Развитие ответственности и контроля над собственной жизнью.

8. Самооценка и самовоспитание.

9. Что сильнее добро или зло.

10. Умение оценить себя и свои поступки. Привычки: полезные и вредные.

11. В чём проявляется личность.

12. Какая у меня главная цель в жизни.

13. Планирование своего времени.

14. Моя будущая профессия.

15. Умею ли я принимать решения и нести за них ответственность.

16. Мои жизненные ценности и ориентиры.

17. Счастливый человек. Какой он?

18. Место денег в жизни.

19. Страх и нерешительность.

20. Мои планы на будущее.

Педагог-психолог

Сентябрь-май

3.

Проведение занятий с элементами тренинга.

  1. Тренинг общения.

  2. Тренинг уверенного поведения.

  3. Тренинг формирования ЗОЖ.

  4. Тренинг личностного роста.

  5. Тренинг коррекции агрессивного поведения.

  6. Тренинг преодоления конфликтных ситуаций.

Педагог-психолог



Сентябрь-май


4.

Проведение индивидуальных встреч-консультаций с родителями учащихся.

Тематика встреч:

  1. Взрослеющий ребёнок. Какой он?

Психологические особенности. Как с ним общаться»

  1. Беседа по результатам проведённых диагностик.

  2. Семейные праздники, ценности и ориентиры.

  3. Причины, которые приводят к непониманию при общении с подростком. Тактика поведения и способы разрешения конфликтов родителей с подростком.

  4. Профориентационная беседа с родителями. Интересы, склонности, предпочтения подростка.

  5. Беседа о результатах работы в конце учебного года: достижения, неудачи. Планирование летнего отдыха.

Педагог-психолог

Сентябрь-ноябрь

5.

Вторичная диагностика изучения тревожности, агрессивности, определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определение статуса в классном коллективе.

Средство: рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), тест Томаса, опросник Г.Н. Казанцевой, опросник Басса-Дарки, социометрия Дж. Морено.

Педагог-психолог

Май

6.

Подведение итогов работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле.

Педагог-психолог

Май
































4