СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими»



Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребёнка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребёнку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков.

Цель программы:

- ликвидация пробелов у учащихся при обучении по русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребёнка.

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся: - получение знаний за курс 3 класса

- выбор форм получения знаний



Родителей: - в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребёнка;

- в стабилизации отношений в семье

Школы: - в смягчении конфликтных ситуаций в школе;

- решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- вовлечение в групповую работу;

- вовлечение в проектную деятельность.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принцип построения – приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребёнка.

Принцип реализации- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

-выстраивания ребёнком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

  1. Указание типа задачи, правил, на которое опирается задание.

  2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертёж, инструкция и т.д.)

  3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

  4. Указание алгоритма решения или выполнения.

  5. Указание аналогичной задачи, решённой ранее.

  6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

  7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

  8. Наведение на поиск решения определённой ассоциацией.

  9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

  10. Выдача ответа или результатавыполнения задания.

  11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

  12. Постановка наводящих вопросов.

  13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

  14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

  15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

  2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

  4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

  6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

  7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Работа с родителями

  1. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя.

  2. Родительское собрание. Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом, рекомендациями методической литературы по отдельным предметам.

  3. Создание коррекционных тетрадей.

  4. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий на определённом этапе обучения.

  5. Приглашение на уроки.



Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью

  2. Составление плана работы с детьми.

  3. Реализация плана в течение учебного года.

  4. Подведение итогов работы. Анализ проведённой работы.



Оказание помощи неуспевающим на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий.

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

  • Напоминание приёма и способа выполнения заданий

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требование к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.



Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.



Формируемые отношения


Этапы работы


1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее лёгкий и занимательный материал

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал


Отношение к процессу учения (усвоение знаний)

Действует учитель -ученик только воспринимает

Ведущим остаётся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действу

ет самостоя

тельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учёбе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий


Отношение к учителю (коллективу)

Подчёркну

тая объектив

ность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и т.д




Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.



План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на

2022-23 уч.год

Мероприятия

срок

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знания детей, выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с родителями и беседы с самим ребёнком.

сентябрь

  1. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

  1. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года

  1. Вести обязательный тематический учёт знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

  1. Отражать индивидуальную работу со слабыми учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

  1. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися.

В течение учебного года









Содержание работы

сроки

1

Взять на учёт всех учащихся, имеющих проблемы в обучении

3 класс

2

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

постоянно

3

Анализ успеваемости учащихся

еженедельно

4

Контроль накопляемости оценок

еженедельно

5

Учёт промежуточных результатов

1 раз в месяц

6

Учёт проделанной учителем работы

1 раз в месяц







Список слабоуспевающих учащихся

Ф.И. ученика

Результат на конец четверти



1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Итог года