СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающей области 7 класс 2 полугодие.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа  коррекционно-развивающего  курса  разработана  на основе:

- Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 5— 7 классов: учеб. пособие для учащихся 5—7 классов / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно-издательский центр «Академия»,  2012. — 128 с.

-Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8—9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно- издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. — 112 с.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей области 7 класс 2 полугодие.»


Содержание
  1. Основные сведения........................................................................................................3

  2. Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающего курса............6

  3. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.....................................7

  4. Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слепых и слабовидящих обучающихся.......................................................................................10

  5. Основное содержание курса.......................................................................................14

  6. Тематическое планирование........................................................................................16

  7. Планируемые результаты.............................................................................................17

  8. Учебно — методическое обеспечение.......................................................................18

  9. Материально - техническое обеспечение...................................................................18

  10. Список литературы……………………………………………………………………19

  11. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 7 класс………………….21

  12. Оценка результативности……………………………………………………………..22

























Основные сведения

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

- Программой общего среднего образования для слепых и слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.2, 4.2).

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе:

- Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 5— 7 классов: учеб. пособие для учащихся 5—7 классов / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. — 128 с.

-Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8—9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно- издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. — 112 с.

Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 7 класс – 35 часов (2 часа в неделю).

Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)

Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.

Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся

В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.

В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся являются разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия.

В процессе реализации содержания программы проводятся групповые, подгрупповые занятия.

Общей целью изучения программы коррекционно-развивающего курса является осознание и развитие профессиональных предпочтений и способностей.

Программа коррекционно-развивающего курса в средней школе для обучающихся направлена на достижение следующих задач:

1) мотивировать учащихся к самопознанию себя и своих способностей;

2) способствовать развитию познавательного интереса к профессиональному выбору обучающихся;

3) ориентировать обучающихся на развитие способностей;

4) способствовать развитию когнитивных процессов;

5) формировать у обучающихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития;

6) развивать самостоятельность обучающихся;

7) способствовать предпрофильному выбору;

8)формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;

Целесообразность. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на средней ступени общеобразовательного школы предусматривается предпрофильное обучение, задача которого — создание в средних классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого–педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально–профессиональному самоопределению.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- диагностика;

- коммуникативные упражнения;

- игровая терапия;

- музыкотерапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое два раза в год с использованием диагностического минимума.

Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.

Методы организации деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой деятельности:

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

- методы игры в различных вариантах;

- составление плана.

Программа коррекционно-развивающего курса поможет обучающимся разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом реализации программы станет составление личного профессионального плана.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений обучающихся с окружающим миром. Обучающийся учится жить в ладу с собой и окружающим миром, понимать свои потребности, профессиональные интересы.

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.

Критериями эффективности служат следующие показатели:

-снижение уровня личностной тревожности;

-повышение стрессоустойчивости;

 -становление личностных интересов и профессионального выбора;

-снижение конфликтности и агрессивности;

-формирование позиции здорового образа жизни;

-формирование целенаправленного поведения.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля:  диагностика входящая и выходящая.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, самоопределение и профессиональный выбор.














Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающего курса


Ценностные ориентиры коррекционно-развивающего курса отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра;

- развитие умения учиться: формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с нарушением зрения на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.




































Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Курс психологического развития предпрофильных предпочтений подростков основывается на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности от глобально-дифференцированного отражения объектов и явлений действительности ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Коменский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Подцьяков). Внутренняя логика данной программы также построена на реализации принципа системной дифференциации, являющейся ведущим механизмом психического развития (Н.И. Чуприкова, 1995,1997). Способом такой дифференциации, расчленения разного рода внешних и внутренних воздействий является всестороннее развитие процессов анализа и соответствующих им процессов синтеза. Предметом коррекции и развития когнитивных и эмоционально-волевых качеств в среднем образовании является познавательная активность с развивающей и коррекционной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется психологическое здоровье, совершенствуются психические качества, осваиваются определённые развивающие действия, активно раз­виваются мышление, память, внимание и эмоциональная сфера.

Важнейшим требованием проведения занятий по коррекции и развитию является обеспечение дифференциро­ванного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом со­стояния здоровья, гендернего, физического развития, познавательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Коррекционно-развивающий курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;

принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;

- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;

- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.

Изучение курса направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Предметные результаты:

- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

-правила выбора профессии;

-понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а

так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии:

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере,

интеллектуальных способностях, стилях общения;

- значение творческого потенциала человека, карьеры.

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

- о современных формах и методах организации труда;

- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

- о предпринимательстве;

- о рынке труда.

Метапредметные результаты:

- развивать самостоятельность;

- оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися умениями

получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

- систематизировать, анализировать полученные данные;

- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,

необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Личностные результаты:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной

деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

-психологические особенности личности;

-самоопределение;

-профессиональные интересы и склонности, способности;

-проектирование профессионального жизненного пути;

-общение;

-самооценка;

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

-междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

-интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

-обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.

Система оценки планируемых индивидуальных достижений обучающихся

В процессе изучения курса оцениваются прежде всего:

- предметная компетентность обучающихся (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности обучающихся (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения обучающихся (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет - страницами и т.д.);

- умение обучающихся работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Результаты учебной деятельности учащихся подводятся раз в пол года, после окончания курса.

Курс может быть оценен положительно, если обучающийся:

- посетил не менее 80 % занятий, предусмотренных программой курса;

- выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил и устно презентовал свой профессиональный выбор).








































Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся


Коррекционно-развивающий курс составлен для обучающихся с нарушениями зрения. В категорию обучающихся с нарушениями зрения входит также группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.

Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.

Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих обучающихся осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией обучающихся.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.

Недостатки произношения ограничивают круг общения обучающихся с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.

Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Особенностью программы коррекционно-развивающего курса для обучающихся с нарушениями зрения, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание профориентационного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.

Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для психического совершенствования

Особенность коррекционно-развивающего курса заключается в использовании принципов в коррекционно-развивающем процессе:

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;

3) принцип системности коррекционных , профилактических и развивающих задач;

4) принцип единства диагностики и коррекции;

5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

6) деятельностный принцип коррекции;

7) принцип комплексности методов психологического воздействия;

8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения обучающегося к участию в коррекционной программе 

Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.

Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.

В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей психологии и педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с различными нарушениями зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей обучающихся, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:

-словесные методы обучения;

-звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку слабовидящим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);

-метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная, текст Брайль);

-метод дистанционного управления (педагог управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);

Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь обучающихся с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость их применения

-метода стимулирования познавательной активности (необходимо как можно чаще поощрять обучающихся, давать им почувствовать радость достижений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции познавательных нарушений).

Таким образом, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие коммуникативной сферы обучающихся с отсутствием зрения.

Учитывая особенности здоровья обучающихся в программе по коммуникативному развитию, дается обоснованная дозировка упражнений.

Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практически достижения обучающихся в решении задач, связанных с коммуникативной деятельностью и повседневной жизнью.

Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.

Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся.

Формирование познавательного интереса к профессиональной среде в процессе предпрофильного обучения, способствуют созданию благоприятных условий для последующего профессионального выбора, раскрытию резервных способностей, повышению социальной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых коммуникативных навыков и умений, повышение уровня качества жизни обучающихся с нарушением зрения.












































Основное содержание коррекционно-развивающего курса

Программа коррекционно-развивающего курса имеет следующие особенности:

Задания, входящие в программу коррекционно-развивающего курса помогут обучающимся увидеть особенности своего характера и мышления, выявить профессиональные интересы и осознанно выбрать профессию. Проблемы самоопределения рассматриваются на примерах из жизни великих людей самых разных профессий.

Для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений

- Самооценка и уровень притязаний

Кто я? Какой я?

Формула с тремя неизвестными

«Успех — разный у всех»

- Я и мой характер

Истоки характера

Темперамент и выбор профессии

Я чувствую — значит, существую

- Мыслительные способности

Я мыслю — значит, существую

Внимание и память

Гимнастика для ума

- Знакомимся с профессиями

Что такое профессия?

Классификация профессий

Интерес к профессии

- Профессионально важные качества

Задатки и способности

Профессиональные склонности

Профессия и здоровье

- Правильный выбор профессии

Между «хочу», «могу» и «надо»

«Псевдоним Бога»

Правила выбора профессии

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональных возможностей человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, тестовых методик.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональных возможностей человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, тестовых методик.

Обучающиеся овладеют следующими знаниями и умениями:

Знания:

-правила выбора профессии;

-определение профессии и профессиональной деятельности;

-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

-понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

-значение творческого потенциала человека, карьеры;

-требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

-понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

-возможности получения образования по избранному профилю;

-перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Умения:

-находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

-объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

-ставить цели и планировать действия для их достижения;

-выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

































Тематическое планирование 7 класс

(2 полугодие)


занятия

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Введение. Моя самооценка

1

2

Кто я? Какой я?

1

3

Формула с тремя неизвестными

1

4

Тест «Оценка уровня притязаний»

1

5

Уровень притязаний

1

6

«Успех — разный у всех»

1

7

Я и мой характер

1

8

Истоки характера

1

9

Темперамент и выбор профессии

1

10

Личностный опросник. Определение темперамента

1

11

Я чувствую — значит, существую

1

12

Тест эмоций

1

13

Тест «Поведение в конфликтах»

1

14

Правила поведения в конфликтной ситуации

1

15

Самооценка и уровень притязаний.

1

16

Мыслительные способности

1

17

Тест интеллектуального потенциала

1

18

Интеллектуальный потенциал

1

19

Опросник Типа мышления Типы мышления

1

20

Краткий интеллектуальный тест

1

21

Как развивать мышление

1

22

Внимание и память Как тренировать память

1

23

Что такое профессия? Классификация профессий Интерес к профессии

1

24

Профессионально важные качества Задатки и способности

1

25

«Умеете ли вы слушать?»

1

26

Правила эффективного общения

1

27

Методика «Мыслитель или художник?»

1

28

Профессиональные склонности Профессия и здоровье

1

29

Между «хочу», «могу» и «надо» «Псевдоним Бога» Правила выбора профессии

1

30

Диагностика личности.

1

31

Диагностика способностей.

1

32

Диагностика когнитивных способностей.

1

33

Диагностика коммуникативных способностей.

1

34

Обобщающее занятие.

1

35

Заключительное.

1

Всего:

35





Предполагаемые результаты реализации программы:


К основным результативным критериям и показателям эффективности коррекционно-развивающего курса, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

В качестве процессуальных критериев эффективности реализации курса выделяются следующие:

-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

-направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).














Учебно-методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Раздаточные материалы каждому учащемуся

- Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 5— 7 классов: учеб. пособие для учащихся 5—7 классов / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. — 128 с.


Материально-техническое и информационное обеспечение

Оборудование

Интернет-ресурсы

- ПК

- принтер ч/б и цветной

- сканер

- принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры,

- маркеры, ластик, бумага формата А4,

- кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске,

- мячик;

- тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

- стулья,

- доска

https://www.asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf

https://navigatum.ru/metodika.html

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

 proforientator.ru

http://www.moeobrazovanie.ru

и т.д.



























Список используемых ресурсов:

1.Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 5— 7 классов: учеб. пособие для учащихся 5—7 классов / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. — 128 с.

2.Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8—9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. — М. : Образовательно- издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. — 112 с.

3. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

4.      Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

5.  Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

6.  Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005

Для обучающихся (дополнительно):

1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.

2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.

Электронные ресурсы:

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.

http://www.kto-kem.ru Азбука профессий

http://www.moeobrazovanie.ru Интернет-портал для абитуриентов

http://www.vyborprofessia.ru Популярные профессии с профессиограммой

http://education.superinform.ru Информационно-поисковый портал для родителей

http://www.ucheba.ru Образовательный портал

http://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

http://www.profvibor.ru «Электронный музей профессий» Проект ЦСТАиП «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы)

http://www.delovie.ru Официальный сайт Московского Центра Труда и Занятости Молодежи «Перспектива»

http://www.job.ru «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства»

http://www.labor.ru Официальный сайт Департамента труда и занятости Москвы

http://www.msu.ru/work Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

http://www.myprof.ru Портал профориентации «Моя профессия» Министерства труда, занятости и социальной защиты республики Татарстан

http://www.csta.mosuzedu.ru Центр социально–трудовой адаптации и профориентации «Академический» (Юго-Западный административный округ Москвы)

http://www.profedu.ru Портал профессионального образования Москвы

http://www.pkariera.my1.ru Центр профориентации и самоопределения учащихся «Карьера» (Северо-Западный административный округ Москвы)

http://www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию»

http://www.proforientator.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

http://www.psykonvoy.ru Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы)

http://www.profcenter.mosuzedu.ru Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» (Юго-Западный административный округ Москвы)

http://www.shkolniky.ru Столичный центр профориентации «Разумный выбор»

http://www.iacedu.ru Информационно-аналитический центр департамента образования Москвы

http://abiturient.by Профориентация в Белоруссии

http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm Портал «Российское образование»

http://www.planetaedu.ru Планета образования

http://moscollege.umcpo.ru «Выбери профессию» (государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования)

http://www.proekt-pro.ru Коммерческий проект «Пропуск в профессию»

http://www.mosteens.ru/ru/you_future Портал для московской молодежи

http://www.sami-forum.ru Международный молодежный форум по самоопределению "Мы сами!"

http://profcentr.tomsk.ru Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки

http://www.ed.vseved.ru Образование. ВУЗы Москвы и России, Рейтинг ВУЗов, школы, новости образования, статьи, рефераты, курсы







































Приложение 1

Календарно-тематическое планирование 7 год обучения


Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

1

Введение. Моя самооценка

1


2

Кто я? Какой я?

1


3

Формула с тремя неизвестными

1


4

Тест «Оценка уровня притязаний»

1


5

Уровень притязаний

1


6

«Успех — разный у всех»

1


7

Я и мой характер

1


8

Истоки характера

1


9

Темперамент и выбор профессии

1


10

Личностный опросник. Определение темперамента

1


11

Я чувствую — значит, существую

1


12

Тест эмоций

1


13

Тест «Поведение в конфликтах»

1


14

Правила поведения в конфликтной ситуации

1


15

Самооценка и уровень притязаний.

1


16

Мыслительные способности

1


17

Тест интеллектуального потенциала

1


18

Интеллектуальный потенциал

1


19

Опросник Типа мышления Типы мышления

1


20

Краткий интеллектуальный тест

1


21

Как развивать мышление

1


22

Внимание и память Как тренировать память

1


23

Что такое профессия? Классификация профессий Интерес к профессии

1


24

Профессионально важные качества Задатки и способности

1


25

«Умеете ли вы слушать?»

1


26

Правила эффективного общения

1


27

Методика «Мыслитель или художник?»

1


28

Профессиональные склонности Профессия и здоровье

1


29

Между «хочу», «могу» и «надо» «Псевдоним Бога» Правила выбора профессии

1


30

Диагностика личности.

1


31

Диагностика способностей.

1


32

Диагностика когнитивных способностей.

1


33

Диагностика коммуникативных способностей.

1


34

Обобщающее занятие.

1


35

Заключительное.

1



Всего:


35 часа









Приложение 2

Механизм оценки реализации программы

Особенностью данного курса является внесение вклада в повышение у учащихся общего профессионально-личностного самоопределения. Механизм оценки полученных результатов или достижений заключается в проведении промежуточного мониторинга и окончательной оценки деятельности.

-Промежуточный мониторинг и оценка: - рефлексия, самооценка, - анкетирование, - диагностика, - консультирование (по определенным проблемам и возникающим ситуациям в самоопределении), -пополнение профпортфолио.

-Окончательная оценка: - сформированное профессиональное потрфолио ученика. Основными точками понимания сформированности профессионального самосознания учащихся является: - устойчивость выбора профиля; - поступление в ВУЗ по выбранной ранее траектории развития (выбранная профессия продолжает выбор профиля); - выбор тем исследовательских работ и проектов в рамках НОУ определяется выбором профиля и траекторией профессионального развития.

Уровни развития ориентиров профессионального самоопределения

№ п/п

Название уровня

Краткая характеристика

1

Отсутствие системы ориентиров

Невозможность сформулировать дальние цели профессионального обучения, карьеры

2

«Размытые» ориентиры

Стереотипные представления о профессиональных перспективах своего жизненного пути

3

«Кризисные» ориентиры

Ориентация на прошлое, переживание тревоги, неуверенности по отношению к будущему, «торг» («если будет достойная зарплата, тогда буду работать по специальности»)

4

Профессионально направленные ориентиры вне жизненной перспективы

Стремление к достижению определенного профессионального статуса без выделения перспектив в других аспектах своего будущего

5

Профессионально направленные ориентиры, согласованные с жизненной перспективой

Выделение в будущем различных перспектив, в том числе в профессиональной и личной жизни