СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 1 класса с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса Сенсорное развитие" разработана на основе АООП для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 1 класса с ТМНР»

ОКОУ  «Железногорская школа для детей с ОВЗ»


«Рассмотрена

на заседании ШМО»

Руководитель МО

______ Новикова Е.Н.

Протокол  № ____

от 28 мая 2021 года

«Согласована»

Заместитель

директора по УВР

_______Королёва О.В.

от «_____» _______ 2021 г.

«Утверждена»

Директор МОУ

_______Марченко Л.Г. 
Приказ № 1-246

От «01» сентября 2021 г.




Рабочая программа

коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

для обучающихся 11 класса с ТМНР

на 2021-2022 учебный год










Составитель:

педагог-психолог,

Малыхина Ю.В.























Железногорск, 2021 г.

Аннотация на коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе АООП для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) с учетом ФГОС для 1-4 класса.

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» реализуется с помощью специально созданной педагогической среды и материально-технического оснащения кабинета, выдержаны все нормы и стандарты специального образования. Реализация рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» рассчитана на 1 год объемом 66 часов для 11 класса (33 учебные недели, по 2 часа в неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 20 минут. Место проведения коррекционных занятий - кабинет психологической разгрузки. Некоторые занятия могут проходить на свежем воздухе.

Целью программы:

является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи программы:

-формировать учебное поведение: направленность взгляда на говорящего, умение выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов.

-расширять диапазон воспринимаемых ощущений ребенка, стимулировать активность.

-формировать эмоционально-двигательную отзывчивость, концентрацию внимания, вокализацию.












1.Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа рабочей программы

1-4 классы (ФГОС 2 вариант)

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12. 2018  "О федеральном  перечне  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  (II вариант), приказ по ОУ №  1-___  от 30.08.2021 г.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа Областного казенного общеобразовательного учреждения «Железногорская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»  на 2021 – 2022 учебный год, приказ по ОУ №1- __от 30.08.2021

  • Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов в соответствии с ФГОС (II вариант АООП)  ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021 – 2022 учебный год, приказ ОУ № 1- ___от 30.08.2021

  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ ОУ № 1-261  от  25.05.2021 г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» приказ по ОУ №1-____ от 30.08.2021 г.

  • Положение о специальной индивидуальной программе развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями  развития ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ ОУ № 1-254  от 31.08.2017 г.

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)   ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ №  1-261 от 26.05.2021 г.

  • Положение о системе оценок, форме и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ №  1-254  от 31.08.2017 г.

  • Положение о порядке  обучения  по индивидуальному учебному плану в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ №  1-254  от 31.08.2017 г.



Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) для 11 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Актуальность данного коррекционного курса заключается в комплексном подходе, предусматривающем решение на одном занятии разных, но одноплановых задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (познании ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков предмета).

Целью программы:

является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи программы:

образовательные:

-формировать учебное поведение: направленность взгляда на говорящего, умение выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов.

-расширять диапазон воспринимаемых ощущений ребенка, стимулировать активность.

-формировать эмоционально-двигательную отзывчивость, концентрацию внимания, вокализацию.

коррекционные:

-формирование навыков продуктивной деятельности.

воспитательные:

-умение взаимодействовать с окружающими с помощью принятых норм поведения.


Инвариантный модуль «Школьный урок» реализуется через потенциал урока с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей обучающихся. В рамках модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:

Воспитательное воздействие через содержание урока.


Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя

С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков:

урок-игра;

урок творчества;

урок-спектакль

и технологий обучения:

-Коррекционно-развивающие технологии

-Здоровьесберегающие технологии  

-Игровые технологии

-Личностно-ориентированное обучение

-Информационно – коммуникационная технология





Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций:

-свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.),

- непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова),

-эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин),

-соотнесения (Х.Й.Лийметс),

-успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин),

-творчества (В.А.Караковсвий) и другие.

Воздействие личным примером самого учителя


Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;

2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1 ценностное отношение к природе;

5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;

5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


2. Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Данный курс занятий является коррекционно-направленным на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Тематический план курса занятий «Сенсорное развитие» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу обучающихся, имеющих сходные затруднения.

Тематический план курса занятий «Сенсорное развитие» предусматривает изучение следующих разделов:

Зрительное восприятие

Кинестетическое и кинетическое восприятие

Восприятие пространства

Восприятие сенсорных эталонов

Тактильное восприятие

Слуховое восприятие

Восприятие запаха

Восприятие вкуса

Основной формой является коррекционное занятие. Занятие проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, продолжительность - 20 минут:

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу,

«разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут.

Основная часть занятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 10-15 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения.

Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минуты. Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми.




3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с нормативно-правовой базой ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» выделяется следующее число учебных часов для реализации рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» рассчитанного на 1 год объемом 66 часов для обучающихся 11 класса (33 учебные недели, по 2 часа в неделю). Место проведения - кабинет психологической разгрузки (кабинет для работы обеспечен всеми средствами для предметно-дидактической, изобразительной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности).

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

11 класс

2

33

66


4. Личностные и предметные результаты освоения

коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Освоение коррекционного курса «Сенсорное развитие» (11 класс) обеспечивается достижением обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями предметных и личностных результатов.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов предполагается получение следующих результатов:

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в классе;

- формирование мотивов учебной деятельности;

- формировать адекватную реакцию на посещение занятий;

- формировать познавательную активность в процессе обучения;

- формировать положительную эмоциональную реакцию на действия педагога;

- овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- формировать первоначальные знания о безопасности.

Предметные результаты:

- уметь фиксировать взгляд на лице человека;

- фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете; на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз, напротив ребенка, справа, слева от ребенка;

- прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука.

- соотносить звук с его источником;

- реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

- реагировать на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);

- узнавать (различать) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);

- узнавать (различать) основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);

-расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности (эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);

-адекватная реакция на запахи;

-различение объектов по запаху.


5. Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 11 класса

Название раздела, темы

Кол-во часов

Диагностика уровня развития сенсорных процессов

4

Зрительное восприятие

12

Кинестетическое и кинетическое восприятие

7

Восприятие пространства

8

Восприятие сенсорных эталонов

11

Тактильное восприятие

8

Слуховое восприятие

6

Восприятие запаха

6

Восприятие вкуса

3

Итоговая диагностика

4

Итого:

66


6. Тематическое планирование для 11 класса

с определением основных видов образовательной деятельности

Разделы


Темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Основные виды воспитательной деятельности

Диагностика

4

Диагностика уровня развития сенсорных процессов

Беседа о школе

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

п. 1.4; 1.5

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 4.1;4.2; 4.3

Зрительное восприятие

12




Привлечение внимания

1

Привлечение внимания, сосредоточение и концентрация взгляда на объекте. Работа с настенными модулями. Игра «Следи за предметом».

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1; 6.2


Перемещение взгляда

1

Перемещение взгляда с одного объекта на другой.

Работа с настенными модулями. Игра «Следи за предметом»


Слежение взглядом

1

Сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком. Игра «Доведи до домика», «Загони в гараж».


Слежение взглядом

1

Слежение взглядом за передвижение предмета, Соотнесение изображения с предметом. Работа с настенными модулями. Игра в мяч.


Фиксация взгляда

1

Фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

Использование светящихся палочек, ксенонового фонарика.


Фиксация взгляда

1

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, выше, ниже, справа, слева. Работа с настенным модуле


Прослеживание взглядом за движущимся объектом

1

Прослеживание взглядом за движущимся объектом (термостойких палочек, фонарика, светящихся игрушек). Подвижные игры малой активности


Фиксация взгляда. Понятия «дальше», «ближе»

1

Фиксация взгляда на предмете. Нахождение предмета. Определение понятия «дальше», «ближе».


Фиксация взгляда. Понятия «дальше», «ближе»

1

Фиксация взгляда на предмете. Нахождение предмета. Определение понятия «дальше», «ближе».



Развитие зрительного восприятия

1

Нахождение отличий на наглядном материале. Сравнение двух картинок. Дидактические игры и упражнения.


Развитие зрительной памяти

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра

«Что изменилось?»

Дидактические игры и упражнения:

-что изменилось;

-найди ошибку;

-найди отличия.


Развитие зрительной памяти

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра

«Что изменилось?»

Дидактические игры и упражнения:

-что изменилось;

-найди ошибку;

-найди отличия.

Кинестетическое и кинетическое развитие

7




Движения и позы верхних и нижних конечностей по инструкции педагога

1

Имитационные упражнения: бабочка летает, кенгуру прыгает, мячик подпрыгивает, рыбка плавает, ветер дует. Выполнение движений под музыкальное сопровождение.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 4.1; 4.2; 4.3

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):6.5; 6.6

























3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 3.1; 3.2; 3.3

5.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 5.1; 5.5



Движения и позы верхних и нижних конечностей по инструкции педагога

1

Имитационные упражнения: бабочка летает, кенгуру прыгает, мячик подпрыгивает, рыбка плавает, ветер дует.

Подвижные игры малой активности.


Движения и положения головы по инструкции педагога

1

Двигательные упражнения: движения головой, руками; туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Работа по карточкам.


Движения и положения головы по инструкции педагога

1

Двигательные упражнения: движения головой, руками; туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Выполнение движений под музыкальное сопровождение.


Движения и позы всего тела

1

Игры на восприятие команды в движении. Дидактическая игра «Зеркало».


Движения и позы всего тела

1

Игры на восприятие команды в движении. Дидактическая игра «Зеркало».


Движения и позы всего тела

1

Игры на восприятие команды в движении. Имитация движений и поз, повадок зверей и природных явлений

Восприятие пространства

8



Школа, класс, столовая, игровая комната

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения, дидактические игры и тренировочные упражнения:

-что находится в классе;

-где расположено;

-для чего предназначено;

-какое на ощупь.


Школа, класс, столовая, игровая комната

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения, дидактические игры и тренировочные упражнения:

-что находится в классе;

-где расположено;

-для чего предназначено;

-какое на ощупь.


Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше-ближе»

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения, дидактические игры и тренировочные упражнения:

-какая рука;

-покажи правильно.


Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше-ближе»

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения, дидактические игры и тренировочные упражнения:

-какая рука;

-покажи правильно.


Ориентировка на листе бумаги

1

Ориентировка на листе бумаги, обозначение словом действия. Дидактические игры и тренировочные упражнения:

-незаконченные изображения;

-что дальше, что ближе;

-покажи какой рукой ты пишешь, рисуешь, кушаешь.


Ориентировка на листе бумаги

1

Ориентировка на листе бумаги, обозначение словом действия. Дидактические игры и тренировочные упражнения:

-незаконченные изображения;

-что дальше, что ближе;

-покажи какой рукой ты пишешь, рисуешь, кушаешь


Лист и объемные предметы

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами.


Положение предмета

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Владение сенсорными эталонами

11




Восприятие цвета

1

Восприятие цвета на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с таблицами цветоразличения.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 4.2; 4.3

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 6.1; 6.2




Восприятие цвета

1

Восприятие цвета на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с таблицами цветоразличения.


Восприятие формы

1

Восприятие формы на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с досками-вкладышами.


Восприятие формы

1

Восприятие формы на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с досками-вкладышами.


Восприятие величины

1

Восприятие величины на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с досками-вкладышами.


Восприятие величины

1

Восприятие величины на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с пирамидкой.


Восприятие сенсорных эталонов

1

Восприятие величины, цвета и формы на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с досками –вкладышами.


Восприятие сенсорных эталонов

1

Восприятие величины, цвета и формы на уровне:

сличения, узнавания, называния. Работа с досками –вкладышами.


Восприятие сенсорных эталонов

1

Восприятие величины, цвета и формы на уровне:

сличения, узнавания, называния. Лепка из пластилина.


Сравнение изображений

1

Различение наложенных изображений предметов:

-наложенные изображения;

-спрятанные изображения;

-незаконченные изображения;

-перевернутые изображения;

-разрезанные изображения;

-сложи узор. Работа с дидактическим материалом.


Сравнение изображений

1

Различение наложенных изображений предметов:

-наложенные изображения;

-спрятанные изображения;

-незаконченные изображения;

-перевернутые изображения;

-разрезанные изображения;

-сложи узор. Работа с дидактическим материалом.

Тактильное восприятие

8




Тактильное восприятие

1

Дидактические игры. Работа с цветным песком, космическим песком. Работа с оптоволоконными шторами.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 2.1; 2.4

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 6.1; 6.2





Тактильное восприятие

1

Дидактические игры. Работа с цветным песком, космическим песком. Игра с песком «Найди игрушку».


Определение на ощупь предметов с разными свойствами

1

Тренировочные упражнения: определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкий, жесткий, теплый). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».


Определение на ощупь предметов с разными свойствами

1

Тренировочные упражнения: определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкий, жесткий, теплый). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».


Определение на ощупь предметов с разными свойствами

1

Тренировочные упражнения: определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкий, жесткий, теплый). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».


Развитие температурных ощущений, приборы для измерения температуры

1

Рассказ педагога об измерительных приборах, что измеряют. Тактильное восприятие: теплое, холодное, горячее. Дидактическая игра «Свойства и ощущения предметов».


Развитие температурных ощущений, приборы для измерения температуры

1

Рассказ педагога об измерительных приборах, что измеряют. Тактильное восприятие: теплое, холодное, горячее. Дидактическая игра «Свойства и ощущения предметов».


Развитие температурных ощущений, приборы для измерения температуры

1

Рассказ педагога об измерительных приборах, что измеряют. Тактильное восприятие: теплое, холодное, горячее. Дидактическая игра «Свойства и ощущения предметов».


Слуховое восприятие

6




Звук

1

Характеристика звуков по громкости и длительности.

Ввести понятие тихо-громко. Упражнение на релаксацию «Шум дождя». Сравнение резких звуков, мелодичных. Локализация звука. Прослушивание аудиозаписи «Звуки пророды».

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 6.1; 6.2


Звук

1

Характеристика звуков по громкости и длительности.

Ввести понятие тихо-громко. Упражнение на релаксацию «Шум дождя». Сравнение резких звуков, мелодичных. Локализация звука. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы».


Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи».

1

Дидактические игры и тренировочные упражнения:

-тихо, громко;

-определи, что слышится;

-определи чей голос;

-шумящие коробочки;

-повтори. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи».


Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи».

1

Дидактические игры и тренировочные упражнения:

-тихо, громко;

-определи, что слышится;

-определи чей голос;

-шумящие коробочки;

-повтори. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи».


Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов

1

Дидактические игры и тренировочные упражнения:

-угадай какой музыкальный инструмент;

-шагаем и танцуем;

-ударь в бубен;

-звоночки.


Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов

1

Дидактические игры и тренировочные упражнения:

-угадай какой музыкальный инструмент;

-шагаем и танцуем;

-ударь в бубен;

-звоночки.

Восприятие запаха

3




Узнавание по запаху

1

Работа с распылителем ароматических масел. Реакция детей на запахи. Узнавание по запаху: лимон, хвоя, кофе и др. Дидактическая игра: «Узнай и назови».

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 2.1; 2.2



Узнавание по запаху

1

Работа с распылителем ароматических масел. Реакция детей на запахи. Узнавание по запаху: лимон, хвоя, кофе и др. Дидактическая игра: «Узнай меня с закрытыми глазами».


Узнавание по запаху


Работа с распылителем ароматических масел. Реакция детей на запахи. Узнавание по запаху: лимон, хвоя, кофе и др. Дидактическая игра: «Узнай меня с закрытыми глазами».

Восприятие вкуса

3




Восприятие вкуса

1

Реакция на продукты различных по вкусовым качествам: горький, сладкий, кислый, соленый. Практическое занятие: попробуй и расскажи о своих ощущениях. Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 3.1; 3.2



Восприятие вкуса

1

Реакция на продукты различных по вкусовым качествам: горький, сладкий, кислый, соленый. Практическое занятие: попробуй и расскажи о своих ощущениях. Дидактическая игра «Узнай по вкусу».


Восприятие вкуса

1

Реакция на продукты различных по вкусовым качествам: горький, сладкий, кислый, соленый. Практическое занятие: попробуй и расскажи о своих ощущениях. Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

Итоговая диагностика

4

Диагностика уровня сенсорных процессов

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 4.1; 4.2; 4.3



7. Материально-техническое обеспечение коррекционного курса

Оборудование кабинета:

Телевизор LG

Принтер DCP

Видео кассеты, диски

Шкаф для пособий

Жалюзи

Тумба двух дверная с нишей

Стол с тумбой

Шкаф плательный

Парты ученические

Стулья жесткие

Мягкий пуф

Ковер

Стулья детские

Модульный стол

Стулья полумягкие

Стул «Эра» зеленый

Ящики для хранения игрушек

Детская модульная стенка

Панно настенное «Водопад»

Стол для игр с водой и песком

Стол-парта детская

Модуль для прогона шаров настенный открытый

Фибро-оптическая тактильная панель

Развивающие сенсорные, тактильные, световые панели

Воздушно-пузырьковая колонна

Сетевой стол для рисования песком

Горка «Пеликан»

Массажные валики

Массажные коврики

Сенсорные дорожки

Набор мягких модулей

Домик с крыльцом деревянный

Конструктор «Самоделкин»

Вкладывающиеся коробки

Возвращающиеся кольца

Волшебный мешочек фрукты-ягоды

Геометрические пазлы

Головоломка

Горизонтальное нанизывание

Деревянная занимательная игрушка

Дроби малые 1 круг дерево

Занимательная коробка деревянная

Игра «Набрось кольцо»

Игровой центр «Гриб-конструктор»

Игровой центр «Гриб-пазл»

Игрушка пластмассовые часы-пазл

Кольцеброс зайчики

Кольцеброс большой

Коробочка с выдвижным ящиком

Коробочка с вязаным мячиком

Коробочка с цилиндрами-вкладышами

Коробочка с шариком

Коробочка-копилка

Куб «Логика»

Лабиринты «Бегемот», «Жираф», «Слон»

Лабиринт - каталка «Лошадь»

Логический домик «Маленький строитель»

Малый поднос

Набор для творчества «Ванная комната» (деревянный)

Набор «Десерт» (деревянный)

Набор мебели для кукол «Ванная комната»

Набор посуды

Деревянный набор «Рулет»

Пирамидка «Клоун», «Сова», «Цыпленок»

Поднос с отверстием для вязаного мяча

Поднос с отверстием для диска

Скользящие кольца

Стучалка «Лесенка»

Деревянные доски «Умные тропинки»

Шашки

Цветные кольца

Шкафчик с ящиками

Театральные куклы

Массажные валики

Массажные коврики цветные

Массажные коврики шишки

Массажные кочки цветные

Сенсорные дорожки

Дидактические игры, пособия, методики

Обучающие карточки «Продукты питания», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Цвета», «Животные», «Геометрические фигуры» и др.

Наборы фруктов

Конструктор домик

Деревянные коробки вкладыши

Возвращающиеся кольца горизонтальные

Возвращающиеся кольца вертикальные

Кубики-пазлы геометрические фигуры

Кубики-пазлы животные

Лабиринт слон

Лабиринт–каталка лошадка

Лабиринт жираф

Набор рулет деревянный

Набор десерт деревянный

Игрушка пластмассовые часы

Волшебный мешочек фрукты-ягоды

Логический домик маленький строитель

Яблоко шнуровка

Малый поднос

Коробочка с шариком

Коробочка-копилка

Набор посуды пластмассовый

Стучалка-горка-шарики

Коробочка с цилиндрами вкладышам

Коробочка с вязаным шариком

Геометрические пазлы: треугольник, квадрат и 2 круга

Геометрические пазлы:6 фигур на 2-х подставках

Цветные кольца на3-х колышках

Трафареты

Деревянные пирамидки 2 элемента

Деревянные пирамидки 5 элементов

Пирамидка пластмассовая 8 колец

Умные тропинки

Игра «Набрось кольцо»

Мозайка круглая

Почтовый ящик

Цилиндр с вкладышами

Домино цветные круги

Подставка с шарами и молотком

Подставка с цилиндрами и молотком

Бабочка с шариками карточками

Игра-пазл пластмассовая

Шашки

Шкафчик с ящиками

Кинетический песок

Цветной песок

Крупы

Губки

Палитра

Краски акварельные

Баночка для красок

Карточные игры

Цветная бумага

Картон

Клей

Наборы для детского творчества

Игра «Ассоциации»

Игра «Знай время»

Доски Сегена

Диагностический материал

Методы: наблюдения, беседы.


1.Зрительное восприятие


Сосредоточение и концентрация взгляда на объекте.

Фиксация взгляда на объекте.

Эмоциональный отклик на яркие краски.


Перевод взгляда с одного объекта на другой.


Сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком.


Слежение взглядом за передвижением предмета.


Соотнесение изображения с предметом.

2.Кинестетическое и кинетическое развитие


Двигательные упражнения:

движения головой, руками;

-туловищем, ногами.


Имитационные движения животных и явлений природы:

-летает;

-прыгает;

-кушает;

-дует;

-течет и др.

3.Восприятие пространства


Понятие «дальше», «ближе»


Ориентация на листе бумаги

4.Восприятие сенсорных эталонов


Восприятие цвета на уровне:

  • сличения;

  • узнавания;

  • называния.


Восприятие формы на уровне:

  • сличения;

  • узнавания;

  • называния.


Восприятие величины на уровне:

  • сличения;

  • узнавания;

  • называния.


Вынимание (из коробки, ящика, шкафа и др.) предмета заданной величины


Поднимание / опускание (с пола / на пол и др.) предмета заданной величины


Складывание (в коробку, на полку, в ящик и др.) предмета заданной величины


Перекладывание (из одной емкости в другую) предмета заданной величины


Встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или крупой и др.).


Вращение (откручивание / закручивание).


Перемещение «косточек» по проволочной рамке.

5.Тактильные ощущения


Игра с водой (удерживание рук в воде, плескание).


Пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов).


Комкание бумаги (газеты).


Разрывание бумаги.


Размазывание (краски, клейстера, пены).



Разминание в руках (пластилина, глины, теста).

6.Слуховое восприятие


Воспроизведение несложных ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков.


Наличие элементарных социальных умений в общении: приветствие, прощание, благодарность.


Выполнение инструкции:

  • выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»);

  • выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»);

выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»).

7.Восприятие запаха


Адекватная реакция на запахи.


Различение объектов по запаху.

8.Восприятие вкуса


Адекватная реакция на продукты различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).


Узнавание продукта по вкусу.


Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

9.Альтернативная коммуникация



Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

  • -шумовыми реакциями;

  • -голосовыми реакциями;

  • -рече-подражательными реакциями;

  • -жестами;

-взглядами.

Представление о себе как «Я»:

  • -соотнесение себя со своим именем;

  • -соотнесение себя со своим изображением на фотографии;

  • -соотнесение себя со своим изображением и/или отражением в зеркале.

  • Наличие адекватных реакций и действий на обращения знакомых.




Система оценивания

Уровни осуществления деятельности обучающегося с ТМНР




Уровни

Качественное содержание доступных действий

1

Невозможно выявить: узнает объект или нет.

2

Не узнает объект.

3

Не всегда узнает объект.

4

Узнает объект.

5

Действие не выполняет.

6

Выполняет действие со значительной физической помощью.

7

Выполняет действие с частичной физической помощью.

8

Выполняет действие на уровне совместных действий с педагогом.

9

Выполняет действие по подражанию.

10

Выполняет действие по образцу.

11

Выполняет действие по последовательной инструкции.

12

Ребенок знает последовательность действий,

но выполнить самостоятельно не может.

13

Выполняет действие самостоятельно.

14

Умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.


Учебно-методическая литература:

1.Ананьев Б.Г. , Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.

2.Барабанщиков В. А.Основные направления и тенденции развития психологии

восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5-14.

3.Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. №1. С. 11-15.

4.Войлокова Е.Ф. , Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб. , 2005.

5.Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для спец. дошк. учрежд. М., 1993

6.Дементьева Н.Ф. , Цикото Г.В. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. 1994. №6. С. 63-67.

7.Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.248 с.

8.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.

9.Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.

10.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. №4.

11.Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. 1991. №6.

12.Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст /Авт.-сост.: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. -М.:АРКТИ, 2014.

13.Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия .//Психология восприятия. - М., 1989. с. 5-14

14.Бейн Э.С. Величина отдаленного объекта восприятия умственно отсталых и глухонемых школьников. — В сб. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940.

15.Бучковская, Л., Воспитание ребенка – олигофрена //Психология и педагогика. – №2 – 2006. – с. 45

16.Буянова, Р., Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2002

17.Вартан, В.П., Сенсорное развитие дошкольников, - Мн.: БрГУ, 2007. – 195с.

18.Вегнер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. М., 1986.

19.Вегнер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. М., 1968.


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство

1

Уроки психологии в первом

классе

Ю.С.Архипова

Генезис, М. 2002

2

Как научить ребенка думать и говорить

Е.Д.Худенко

Кипа, Калининград,

1996

3

Дети группы риска

Под ред. Т.В.Волосовец

М. 2007

4

Уроки психологии в 3 классе

С.В.Кривцова

Генезис, М. 2004

5

Ребенок с отклонениями в

развитии

Е.М.Мастюкова

Просвещение,

М.1992

6

Вестник Психосоциальной и

коррекционно-


Соцздрав России,

1997



реабилитационной работы



7

Вестник Психосоциальной и коррекционно-

реабилитационной работы


Соцздрав России, 1995

8

Вестник Психосоциальной и

коррекционно- реабилитационной работы


Соцздрав России, 2006

9

Проблемы реабилитации детей с

отклонениями в развитии

Т.А.Нилова

Спб, 1995

10

Психосексуальное развитие

ребенка

В.К.Лосева

М.1995

11

1000 упражнений для

подготовки к школе

О.Узорова,

Е.Нефедова

М. 2007

12

Роль песочной терапии в

развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

О.Ю.Епанцева

Спб 2010

13

Комплект игротерапия общения


Калуга 1999

14

Специальный ФГОС начального образования для детей с отклонениями аутистического

спектра

О.С.Никольская

М. 2013

15

«Необучаемый» ребенок в семье

и в обществе

Л.М.Шипицина

Дидактика + 2002

16

Психокоррекционные

технологии

И.Мамайчук

Речь 2003

17

Настольная книга практического

психолога в образовании

Е.И.Рогов

М 1996