СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "ЮИД"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "ЮИД"»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

центр творчества учащихся р.п. Базарный Сызган






Утверждаю:

Директор МКУ ДО ЦТУ р.п. Базарный Сызган

____________Л.А. Шамитова

приказ по ОУ № 34 от 31.05.2019 г.




Дополнительная общеобразовательная программа

«Юные инспектора движения»


Направленность: социально – педагогическая


Для детей 11 – 14 лет


Всего часов: 144 (1 год обучения)


Рассмотрена и одобрена на заседании

Педагогического совета ЦТУ р.п. Базарный Сызган

Протокол № 4 от 31.05.2019 г.


Программа разработана педагогом дополнительного образования

Резниченко Юлией Александровной

Категория – 1

Стаж работы – 25 лет















Р.п. Базарный Сызган, 2019 г.


Пояснительная записка


Программа кружка «Юные инспектора движения» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения».

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.


В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязание «Безопасное колесо» и др. 


Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5- 8 классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.


Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональ­ным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Дети значительное время находятся в образователь­ном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сфор­мированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.


Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.


Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;

- формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов, исследовательская работа, олимпиады

- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов;

- средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 14 лет. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, участие в работе агитбригады, шефская работа и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка, и позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности.

Объем программы: Программа рассчитана для учащихся 5-8 классов, на 1 год обучения. На реализацию курса «Юные инспектора движения» отводится 144 часа. Занятия проводятся по 2 часа в соответствии с нормами СанПина.



Формы занятий:

- по количеству детей – коллективная, индивидуальная, групповая;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, практикум, олимпиада, мастерская, эксперимент;

- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.


Сроки реализации образовательной программы 1 год (144 часа).

Режим занятий: 4 часа в неделю, продолжительность одного занятия – 45 минут.

Комплекс основных характеристик программы

Цель и задачи программы

Цель программы «Юные инспектора движения» - вовлечь учащихся 11-14 лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;  дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;  научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.


Итоги освоения программы подводятся в форме игр – состязаний, в форме отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.

Содержание программы. Учебный план.


п/п

Наименование и содержание темы

Количество часов

теоретические

практические

всего

1

Дорожно-транспортные происшествия и безопасность человека.

Дорога - зона повышенной опасности.

12

6

18

2

ДТП: причины и последствия.

Транспортные средства-источник опасности

19

1

20

3

Формы регулирования движения.

6

2

8

4

Организация дорожного движения.

9

9

18

5

Государственные службы безопасности

Страхование от несчастных случаев.

11

3

14

6

Доврачебная медицинская помощь.

18

11

29

7

Вождение велосипеда. Экипировка велосипеда.

7

3

10

8

Вождение велосипеда

9

18

27


Всего:

91

53

144


Содержание программы кружка


Тема 1. Дорожно-транспортные происшествия и безопасность человека.

Дорога - зона повышенной опасности.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога,

транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Тема 2. ДТП: причины и последствия. Транспортные средства-источник опасности

Теория

Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП. Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу.

Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.

Практика:

Решение ситуационных задач по теме. Решение задач по билетам ГИБДД (категории «А» и «Б»)

Тема 3. Формы регулирования движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом свето-

форе, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Теория.

Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного

движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.

Практика:

Работа с макетом дорожных ситуаций.


Тема 4. Организация дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пеше-

ходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины.

Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки

и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Останов-

ка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение

транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной ин-

формации. Значение отдельных дорожных знаков.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а

другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-

дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.


Тема 5. Государственные службы безопасности Страхование от несчастных случаев.

Теория.

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой

полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхова-

ние автогражданской ответственности.

Практика.

Решение билетов для закрепления полученных знаний.


Тема 6. Доврачебная медицинская помощь.

Теория.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель

ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении,

переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.


Тема 7. Вождение велосипеда. Экипировка велосипеда.

Теория.

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого

препятствия отдельно.

Препятствия:

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.

Тема 8. Вождение велосипеда.

Практика.

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,

газет, сочинений…)


Планируемые результаты


В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.


Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности, является общеразвивающей, относится к базовому уровню: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. 

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

  • Создание уголка безопасности дорожного движения;

  • Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

  • Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

  • Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

  • Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

  • Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

  • Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.


Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.


В работе кружка участвуют  учащиеся 5 – 8 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.


Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • Самостоятельности в принятии правильного решения;

  • Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

  • Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.


Обучащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

  • серии дорожных знаков и их представителей;

  • способы оказания первой медицинской помощи;

  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

  • читать информацию по дорожным знакам;

  • оценивать дорожную ситуацию;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

  • участия в конкурсах, соревнованиях;

  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.



Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценивать по двум уровням.


Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения. 


Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

Обучающиеся научаться:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.


Познавательная УУД:

Обучающиеся научатся:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.


Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научаться:

  • работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • формулировать свои затруднения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • осуществлять взаимный контроль;


Предметные результаты

  • формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;

  • овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).

Начало занятий – 10 сентября.

Окончание занятий – 31 мая.

Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель.

Объем учебных часов: первый год обучения – 144 часа

Режим работы: – 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором ЦТУ. Занятия проводятся во второй половине дня. Между основной занятостью обучающихся и занятиями в объединении соблюдается перерыв не менее 45 минут. Занятия в объединении проводятся в каникулярное время и не проводятся в праздничные дни.

Условия реализации программы:


Занятия проводятся в кабинете, спортивном зале, школьной библиотеке, универсальной спортивной площадке.


Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.


Вид контроля


Форма контроля


Вводный контроль


Собеседование, наблюдение


Текущий контроль


Опросы, собеседование, наблюдение

(по итогам занятий)


Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)



Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы




Оценочные материалы.


Опросник № 1

Вариант 1

ФИО воспитанника ________________________________

По предмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.

Темы: Введение. Содержание предмета. Общие положения. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.



  • 1.Напишите основные обязанности водителей транспортных средств _________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 2. Напишите основные обязанности пассажиров совершающих поездку на транспортных средствах личного и общего пользования _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

  • 3. Напишите основные обязанности пешеходов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечания_______________________________________________



Опросник № 1

Вариант 2

ФИО воспитанника ________________________________

По предмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.

Темы: Введение. Содержание предмета. Общие положения. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.

1. Напишите основные нарушения водителями транспортных средств, своих обязанностей ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 2. Напишите основные нарушения правил дорожного движения, совершаемых пешеходами______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 3. Напишите, как нельзя поступать пешеходам на дороге _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Примечания_______________________________________________________



Диагностическое обследование позволяет определить уровень знаний и умений Правил дорожного движения, подобрать индивидуальную программу обучения, помогает планировать образовательный процесс и проследить динамику знаний детьми Правил дорожного движения.

Результаты диагностической работы используют в следующих видах деятельности:

планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми;

отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;

использовании современных методик и технологий развивающего обучения; создании предметно – развивающей среды в группе; организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;

определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

На основе результатов диагностического обследования я прогнозируют особенности развития ребёнка и подбираю оптимальное содержание непосредственно-образовательной деятельности и воспитание по ПДД, средства и приёмы педагогического и коррекционного воздействия. Диагностическое обследование помогает педагогу и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. При проведении диагностического обследования детей возникает вопрос: с помощью, каких методов это делать, как изучать? Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста. Наблюдая за детьми учитывают, во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтения детей игры, создания проблемных ситуаций на макете, настольно- печатные игры по ПДД, строительные игры, практическая деятельность, двигательная деятельность; во вторых – уровень овладения знаниями, умениями, навыками детьми по ПДД. Предпочтения детей будут свидетельствовать об интересе детей к ПДД. Уровень знаний, умений определяю и в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью группы, отмечаю наличие сюжетно-ролевой игры по ПДД, её сюжет, содержание.

Диагностическое обследование проводиться не только в ходе наблюдения, но и в процессе бесед, в процессе создания игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; после анализа, детских работ в начале года (в сентябре месяце, на 1 октября) и в конце года в мае месяце следующего календарного года. Это заключительная диагностика. Результаты обследования фиксируются по годам обучения. В процессе диагностики, чтобы сделать вывод о тех или иных параметрах необходимы результаты многократных наблюдений, как кратковременных (3 – 5 минут), так и более длительных (15 – 20 минут). Наблюдения я специально планируют и подготавливают условия, побуждающие ребёнка к игре (игрушки, партнёр и т.п.) Результаты наблюдений фиксируют, не оценивая их. Дополняют наблюдения беседой. Создают ситуации, в которые ребёнок включается: рисование по ПДД, составление сказки, описание игрушек. Форму проведения использую разнообразную: опрашиваю детей по ПДД, провожу тестирование. Для выявления умения правильно рассуждать, для выявления знаний детей о ПДД проводиться методику "Продолжи предложение" и т.д. Подбирают необходимый материал – ищу картинки, сказки, стихи, составляют проблемные дорожные ситуации, вопросы для беседы. Содержание используемого материала близко ребёнку: игрушки, сказки, картинки, подвижные игры. Результаты беседы фиксирую в форме графической записи знаний ребёнком Правил дорожного движения. Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Этапы проведения диагностического обследования детей

Диагностическое обследование включает в себя три этапа:

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

1 этап. Подготовительный. На этом этапе отбирают диагностический материал по ПДД, игры по ПДД, подготавливают карту, бланк для заполнения полученных результатов обследования, планируют деятельность в момент обследования детей. Полученную информацию в период обследования заносят в блокнот, тетрадь, в заготовленный бланк. Готовясь к обследованию детей, заранее подготавливают бланки анкет для родителей. Тест для родителей по ПДД, листы для выполнения заданий детьми карандашом. Продолжительность подготовительного периода 1 – 2 дня. Подготовительный материал, игры по ПДД, упражнения и задания используют в период заключительного обследования, в мае месяце. Перечень диагностических материалов по ПДД.

1. Предметные картинки, макет "Улица", строительный материал, сюжетные картинки, дорожные знаки, схемы дорожных "ловушек".

2. Текст "Подбери слова".

3. Тест «Проверь себя» на определение уровня развития знаний и умений усваиваемые детьми по ПДД в подготовительной группе.

4. Тест "Дорожная история".

5. Методика для детей старшего дошкольного возраста "продолжи предложение";

6. Тест "Запомни рисунок". На определение уровня развития памяти, внимания, на закрепление различных видов транспорта.

7. Иллюстрированный материал (дорожные ситуации), разработанный А.Д. Добрушиным.


2 этап. Основной. Сроки 16 – 17 дней. Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках Правил дорожного движения детьми и безопасного поведения на улице в соответствии с задачами общеобразовательной программы. Задания предлагают в занимательной игровой форме. Основной этап – самый важный период в диагностическом обследовании детей по ПДД. Я планируют работу по обследованию знаний, умений детей по ПДД, определяют способы получения информации, готовят дидактический материал. Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование.

Тест "Подбери слово", тест "Проверь себя»" тест "Дорожная история", тест "Запомни рисунок" и др. Приёмы: игровые, сюрпризные. В период обследования определяют характер знаний и умений. Ход выполнения и результат выполненного задания поощряют.

3 этап. Заключительный. Проведение диагностического обследования Продолжительность 2 – 3 дня.

Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты. В этот период оценивают, анализируют, обобщают полученную информацию знаний, умений, навыков по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице. Определяют уровень знаний по ПДД. Результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения вносят в индивидуальные карты, сводные карты. На основе этих результатов организуют групповое занятие или проведение индивидуальной работы. Содержание показателей уровня знаний и методика их выявления. Определила показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю. По каждому критерию определены уровни знаний ПДД. При оценке уровня знаний пользуюсь оценками в 0 баллов; 0,5 баллов; 1 балл.

Каждый уровень имеет свои оценки:

Низкий уровень – до 7 баллов (старшая группа) Зелёный цвет - до 11 баллов (подготовительная группа) Средний уровень – 8 – 17 баллов (старшая группа) Синий цвет - 12 – 27 баллов (подготовительная группа) Высокий уровень – 18 – 21 (старшая группа) Красный цвет - 28 – 34 баллов (подготовительная группа) Итоговую информацию вносят в сводную таблицу о знаниях, умениях, навыках по ПДД, с помощью условных обозначений: - зелёный цвет – низкий уровень; - синий цвет – средний уровень; - красный цвет – высокий уровень.

Оценка в баллах позволяет получить достаточно отчётливый результат уровня знаний ПДД. Подсчёт баллов поможет увидеть состояние работы по обучению детей ПДД и сделать корректировку в перспективном планировании на следующий год в старшей группе, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению Правил дорожного движения в подготовительной группе. В подготовительной группе проводится в конце учебного года, в мае месяце, - итоговое диагностическое обследование. Оно направлено на выявление результатов реализации образовательной программы по обучению детей ПДД, На основе данных итогового обследования намечаем основные годовые задачи на следующий учебный год по ПДД. Вывод Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года. Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно- образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связывают с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы. Результаты диагностического обследования помогают при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми. Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим 2 раза в год (сентябрь, май) и результаты фиксируем в сводную карту диагностики.


Методики педагогической диагностики по ПДД.

Уровень подготовки знаний воспитанников ОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой. Тест для детей старшего дошкольного возраста "Подбери слова" Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи. Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар). Наземный транспорт Воздушный транспорт Предупреждающие знаки Запрещающие знаки Знаки сервиса Сигналы светофора Действия человека Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп. Методика для детей старшего дошкольного возраста "Продолжи предложение" Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления. Задача детей: продолжить предложение. Пешеходы всегда должны двигаться……. Я никогда не нарушаю……… Светофор состоит из…….. Я знаю, что знаки бывают…….. Я помню случай, когда на дороге……. Плохо, когда взрослые….. Регулировщик, это человек, который….. Пассажирам автобуса запрещается……. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы…… Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.



Тест "Проверь себя" (для детей -10 лет). Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего). Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов. Тест "Запомни рисунок". Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта. Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки. Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.

Вопросы итогового контроля по формированию основ безопасного поведения при знакомстве с Правилами дорожного движения.

Вопросник "Как избежать опасности на улицах"

1. Вопрос: Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе? Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

2. Вопрос: Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет? Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света.

3. Вопрос: Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.

4. Вопрос: Почему опасно переходить улицу наискосок? Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

5. Вопрос: Что означает надпись "Опасность на повороте" на задней части автобуса?

6. Вопрос: Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему? В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.

Анкета для родителей по ПДД

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с Правилами дорожного движения. Ваш ребёнок знает: 1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

3. Свой домашний адрес полностью;

Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:

1. Пешком;

2. На транспорте. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:

1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зелёный сигнал светофора;

2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

3. Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.


Анкета диагностики детей по ПДД "Ребенок и улица" Фамилия Имя ребёнка Как тебя зовут? (Имя, Фамилия) Как зовут твоих родителей? (Ф.И.О) Где ты проживаешь? (домашний адрес) Назови адрес школы Знаешь ли ты как вести себя на улице, когда много транспорта? Для чего люди придумали Правила дорожного движения? Кто, кроме светофоров, регулирует движение? транспорта? Нарушал ли ты Правила дорожного движения с взрослыми людьми? Какие транспортные средства нуждаются в электричестве? Какой наземный транспорт ты знаешь? Как люди узнают, на какую остановку они приехали? Разрешают ли тебе гулять одному? Гуляешь ли ты поздно вечером вместе с родителями? Назови номера телефонов для вызова скорой помощи, пожарных, милиции. Говорят ли тебе родители, как вести себя на улице? Какие правила и знаки ты знаешь?


Методические материалы.


Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал


Учебные материалы (тесты)

Карты

Учебные пособия для детей (таблицы)

Раздаточный материал (дорожные знаки)

Аудио - видео средства.

Методический материал.

- билеты по ПДД, страхованию, медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах

- видео игра «Не игра» по ПДД.


Список литературы.



1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.

18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.

21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.

23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.

25. Журнал «Педсовет»

Интернет-ресурсы



Сайт "Перкрёсток"



 

Интернет портал "Добрая Дорога Детства"





Сайт "Движение без опасности"




Cайт "PDDMASTER"



Сайт "У тетушки совы. Азбука безопасности на дороге"






8. Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование и содержание темы

Количество часов

теоретические

практические

всего


Дорожно-транспортные происшествия и безопасность человека.

Дорога- зона повышенной опасности.

12

6

18

1.

Вводное занятие. История образования отряда

ЮИД

2



2.

История правил дорожного движения

2



3.

Изучение правил дорожного движения. Проведение викторины по ПДД

1

1


4.

Закрепление основных понятий и терминов по

ПДД. Игра «Смешарики»

1

1


5.

Дорога ее элементы. Пешеходные переходы.

1

1


6.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

2



7.

Что такое перекресток. Регулируемые перекрестки.

1

1


8.

Дорожные знаки.

1

1


9.

Скорость и дистанция. Движение пешеходов.

1



10.

Места для игр. Зачет.


1



ДТП: причины и последствия.

Транспортные средства-источник опасности

19

1

20

11.

Правила пассажира в автобусе. Зачем пассажиру билет?

2



12.

Дорожно-транспортные происшествия. Государственные службы безопасности.

2



13.

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности

2



14.

Дорога – зона повышенной опасности.

1

1


15.

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

2



16.

Зачетное занятие.

2



17.

Как избежать опасности на дороги. Вы

очевидец ПДД.

2



18.

Опасность на дороге видимая и скрытая.

2



19.

Правовое воспитание участников дорожного движения.

2



20.

Причины ДТП.

2




Формы регулирования движения.

6

2

8

21.

Светофорное регулирование. Виды светофоров. История создания светофора.

2



22.

Сигналы светофоров и действия пешеходов

1

1


23.

Сигналы регулировщика. Значение сигналов.

1



24.

Виды разметки.

2



25.

Игровая программа «Удивительное королевство трёхглазки».


1



Организация дорожного движения.

9

9

18

26.

Роль организации дорожного движения,

недостатки, причины ДТП.

2



27.

Организация движения на улицах. Движение пешеходов их права и обязанности.

1

1


28.

Дорожные «ловушки».

1

1


29.

Правила езды на велосипеде, мопеде.

2



30.

Выбор безопасных маршрутов и культура поведения в транспорте.

1

1


31.

Экскурсия к перекрёстку «Организация

движения на перекрёстке».

1

1


32.

Проверка знаний методом тестирования по теме: «Организация дорожного движения».


2


33.

Работа по схемам перекрёстков.

1

1


34.

Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик и

пешеходы» (транспортная площадка).


2



Государственные службы безопасности

Страхование от несчастных случаев.

11

3

14

35.

Государственная служба безопасности.

Опознавательные сигналы служб безопасности.

2



36.

Страхование транспортных средств.

2



37.

Практические занятия: викторина «Знатоки ПДД».


2


38.

Правила поведения участников и очевидцев ДТП.

2



39.

Действия очевидцев на месте ДТП. Действия водителя.

2



40.

Основные правила поведения водителя,

причастного к ДТП. Обязанности водителя.

2



41.

Виды ДТП. Отработка действий при ДТП.

1

1



Доврачебная медицинская помощь.

18

11

29

42.

Общий порядок действий при оказании

первой доврачебной помощи пострадавшим

в ДТП.

1

1


43.

Обследование пострадавшего.

1

1


44.

Диагностика повреждений пострадавшего.

2



45.

Аптечка медицинской помощи.

2



46.

Разбор различных ситуаций по оказанию

ДМП.

2



47.

Состояние, опасное для жизни человека.

2



48.

Органы дыхания, их значение для деятельности человека


1


49.

Сердце и его функции. Характеристика сосудов (артерий, вен, капилляров).

1

1


50.

Расположение основных кровеносных сосудов, места для прижатия артерий.

1

1


51.

Пульс, его

характеристика, места прощупывания.

1

1


52.

Остановка дыхания. Причины и признаки.

2



53.

Техника освобождения дыхательных путей. Техника искусственного дыхания. Способ «рот в рот».

1

1


54.

Остановка сердца. Причины и признаки.

Массаж сердца.

1

1


55.

Техника проведения непрямого массажа

сердца.

1

1


56.

Отрабатывание техники искусственного дыхания «рот в рот» и проведение непрямого массажа сердца.


2



Вождение велосипеда. Экипировка велосипеда.

7

3

10

57.

История велосипеда, его общее устройство.

2



58.

Социальная роль велосипеда.

2



59.

Места для движения на велосипеде. Возраст-

ной ценз на право управления велосипедами

при движении по дорогам.

1

1


60.

Типичные неисправности велосипеда, их

устранение.

1

1


61.

Зачетное занятие по экипировки велосипеда.

1

1



Вождение велосипеда

9

18

27

62.

Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

1

2


63.

Вождение велосипеда двумя руками.

1

1


64.

Проезд по ограниченному пространству.

1

1


65.

Рисование дорожных знаков, запрещающие проезд на велосипеде.

Знаки велосипедных дорожек.

1

1


66.

Итоговое занятие «Разноцветная дорожка».

1

1


67.

Практическое занятие по вождению велосипедом.


2


68.

Организация недели безопасности (выпуск буклетов).

1

1


69.

Конкурс рисунков по ПДД.


2


70.

Фигурное вождение велосипедом.


2


71.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.

1

1


72.

Спортивное соревнование на лучшего велосипедиста.


2


73.

Фигурное вождение велосипеда. Препятствие «Круг», «Желоб».

1

1


74.

Фигурное вождение велосипеда. Препятствие «Кривая дорожка», «Восьмерка».

1

1



Всего:

91

53

144






Примерный перечень вопросов для проведения

«МИНУТОК»

Вопрос

Правильный ответ

1.

Почему опасно перебегать

дорогу?

Когда человек бежит, ему трудно наблюдать,

видеть. А при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому, что

дорога обманчива: кажется, безопасно и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.

2.

Почему опасно переходить

дорогу по диагонали?

При переходе проезжей части по диагонали

уменьшается зона видимости с одной стороны и увеличивается время пребывания пешехода на проезжей части, что может привести к несчастному случаю.

Поэтому проезжую часть надо переходить

под прямым углом.

3

Что обозначает надпись

«Занос 1 м», написанная на

задней части автобуса?

Эта надпись предупреждает, что при повороте заднюю часть автобуса может занести, поэтому водители и пешеходы должны соблюдать дистанцию.

4

Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Когда нет тротуара, надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые едут навстречу.

5

Чем опасны кусты и деревья на дороге?

Опасность кустов и деревьев в том, что они ограничивают обзор пешеходу и мешают увидеть приближающийся транспорт.

6

Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?

Автомобиль не может остановиться мгновенно. Машина, в зависимости от скорости, от массы и состояния дорожного покрытия, может проехать 10-20 метров после торможения.


7

Почему надо переходить

улицу только на перекрестке и на пешеходном

переходе?


По правилам дорожного движения пешеходам разрешается переходить проезжую часть только на перекрестке или на пешеходном переходе.

Водители должны в этих местах снижать скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, создает аварийную ситуацию, может пострадать сам и мешает водителю.

8

Почему нельзя переходить

дорогу на красный или желтый сигнал светофора?

Когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зеленый. Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминуты. Даже если машины не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого света.

9

Если ты на другой стороне улицы увидел друзей или родных о чем следует помнить при переходе улицы?

Увидев друзей или родных, школьник захочет с ними быстрее встретиться и перейти улицу.

В это время его внимание больше сосредоточено на друзьях и можно не заметить машин, которые едут по дороге.

10

Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо?

Машина занимает первый (самый первый)ряд, включается и мигает правый фонарик – указатель поворота.

11

Почему опасно ходить по улицам группами?


Во-первых, школьники могут разговаривать между собой и неверно оценить дорожную ситуацию. Перед переходом улицы надо прекратить все разговоры.

Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы, могут понадеяться на передних и плохо осмотреть улицу.

12

Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля?


Стоящий транспорт ограничивает обзор проезжей части, что мешает правильно оценить дорожную обстановку. И повышается вероятность не заметить транспорт, движущийся на встречу.