МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛИЗНЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ИЗОСТУДИЯ»
Возраст обучающихся – 11-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 35 часов
Педагог, реализующий программу:
Порошонкова Анна Владимировна
с. Слизнево
2019г.
Планируемые результаты освоения курса кружка ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для школьников «изостудия»
Личностные результаты
-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
-устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
-адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять творческую задачу;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
-проявлять познавательную инициативу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих -задач и представления их результатов;
-высказываться в устной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
-использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
-понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу обучения по программе дети должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА внеурочной деятельности
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
В целом занятия декоративно-прикладным и изобразительным искусством в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Учебная программа
Первый год обучения (35 учебных недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
Последовательность занятий | Кол-во часов | Уровень усвоения | Минимум содержания образования на занятии | Инструменты и материалы | Дата проведения |
1. Вводная беседа «Как прошло мое лето». | 1 | | Сообщение учащимся цели, задач и содержания программы обучения. Правила техники безопасности. Правила поведения в коллективе. Свободная тема (рисунок). | Карандаш, фломастеры, цветные карандаши. | 10.09 |
2. Волшебные краски: три основных цвета. | 1 | Понятие об основных и составных цветах. Знакомство с цветовым кругом. Правила создания составных цветов путем смешения двух основных. Основные сочетания в природе. Воздействие цвета на человека. | Работа с палитрой (Смешивание цветов). Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению («Моя фантазия», ладонная техника). | Ф А4, гуашь, кисти. | 17.09 |
3. Наварили мы компот. | 1 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «штамповка» | Выполнение открытки в виде банки компота. | Картон ф А4, акварель, атласная лента, лоскуток или бум. Салфетка. | 24.09 |
4. Ваза с цветами | 1 | Классическая техника рисования гуашью на акварельной бумаге | Рисование вазы с белыми цветами | Ф А4, гуашь. | 01.10 |
5. Дары природы | 1 | Классическая техника рисования гуашью на акварельной бумаге | Выполнение работы в традиционной технике тыквы, перец и лук. | Ф А4, графитовый карандаш, гуашь | 08.10 |
6. Осенняя листва. | 1 | Основные краски осени. Способы изображения листьев у деревьев. Теплые и холодные цвета. | Нарисовать разноцветные листья и деревья в нетрадиционной техники (отпечаки) | Ф А4, акварель, кисти, листья деревьев. | 15.10 |
7. Герои мультфильмов | 1 | Классическая техника рисования гуашью на акварельной бумаге | С помощью фантазии разглядеть в необычном обычное. | Ф А4, гуашь, карандаш | 22.10 29.10 - каникулы |
8. Осени портрет. | 1 | Классическая техника рисования гуашью на акварельной бумаге, выполнение осеннего пейзажа | Работа выполненная по представлению гуашевыми красками. Осенний закат | Ф А4, гуашь, кисти, | 05.11 |
9. Очень теплый пейзаж. | 1 | Классическая техника рисования гуашью на акварельной бумаге, выполнение осеннего пейзажа | Работа выполненная по представлению гуашевыми красками. Осенний закат теплыми красками | Ф А4, фломастеры. | 12.11 |
10. Одуванчики | 1 | Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Различать "тень" и "свет", цветовосприятие. | Нарисовать кота в нетрадиционной технике «тычкование». | Ф А4, гуашь, ватные палочки. | 19.11 |
11. Натюрморт из бытовых предметов. | 1 | Знать правила работы с графитовыми карандашами, средства выразительности. Уметь изучать натуру и выделять в ней особенности. Уметь составлять композицию. | Составление натюрморта. Создание композиции в классической технике, графитовый карандаш и бумага | Ф А4, графитовые карандаши различной мягкости, цветная бумага, клей. | 26.11 |
13. Пейзаж «Хочу на море» | 1 | Классическая техника рисования по сырому акварелью на акварельной бумаге, выполнение морского пейзажа | Нарисовать морской пейзаж в технике акварель по сырому | Ф. А4, акварельная бумага, акварель, карандаш. | 03.12 |
14. Графический рисунок «Садовая лилия» | 1 | Знать правила работы с карандашами, средства выразительности. Научиться работать в технике графика | Зарисовка садовой лилии графитовым карандашом | Ф А4, графитовые карандаши различной мягкости. | 10.12 |
15. Зимний пейзаж | 1 | Пейзаж. Виды пейзажа. Изображение зимнего пейзажа при помощи гуаши. | Работа в холодной гамме. Выражение эмоций с помощью цвета, пластики линий и формы цветовых пятен при прослушивании грустной мелодии. Изображение снежных деревьев. | Ф А4, гуашь, бумага | 17.12 |
21. Зимние деревья | 1 | Пейзаж зимнего леса. Способы изображения деревьев. Сухая кисть и губка. Рисование деревьев | Ф А4, губка, кисть, гуашь. | 24.12 |
22. Рождество Христово | 1 | Классическая техника рисования гуашью по акварельной бумаге. | Выполнение фантазийного рисунка на тему «Рождество Христово» | Ф А4, гуашь, бумага | 14.01 |
23. Символ Нового года - Крыска | 1 | Классическая техника рисования гуашью по акварельной бумаге. | Выполнение рисунка символа Нового года по примеру | Ф А4, гуашь, бумага | 21.01 |
24. Тёплая гамма | 1 | Знать цвета теплой цветовой гаммы. Знать особенность сказочного персонажа. | Выполнение рисунка Жар птицы | Ф А4, гуашь, бумага | 28.01 |
25. Холодная цветовая гамма | 1 | Коллаж из необычных вещей | Выполнение работы «Сон» | Ф. А4, бумага, цветная бумага, журналы | 04.02 |
26-27. Открытка папе | 2 | Выполнение открытки папе | Выполнение открытки папе к 23 февраля | Ф. А4, бумага, цветная бумага, журналы | 11.02 18.02 |
28-29 Открытка маме | 2 | Выполнение открытки маме | Выполнение открытки маме к 8 марта | Ф. А4, бумага, цветная бумага, журналы | 25.02 03.03 |
30. «Времена года». | 1 | Особенности времен года. Понятие пейзаж. | Создание декоративной композиции. | Материалы и инструменты по выбору. | март |
31. Дети о космосе | 1 | Рисование космоса так, как мы его представляем | Рисование космоса | Ф А4, гуашь | март |
32. Ветка сирени | 1 | Знать приёмы работы с бумагой, правила безопасности при работе с ножницами и клеем. | Выполнение аппликации из мятой бумаги. | Ф А4, гуашь, цв. бумага, клей. | апрель |
33.Война глазами детей. | 1 | Знать этапы работы над картиной. Уметь выделять главное и составлять композицию. | День Победы – праздник со слезами на глазах. Разработка композиции по темам: «День победы», «Праздничный салют», «У обелиска». | Ф А3, акварель, гуашь, карандаши, кисти. | апрель |
34. Красные тюльпаны | 2 | Выполнение работы в традиционной технике гуаши | Рисование растительных форм: бутоны, цветы. | Ф А4, гуашь | май |
35. Хочу в лето | 4 | Выполнение работы в традиционной технике гуаши | Рисование речки и ее окрестности | Ф А4, гуашь | май |
7