СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Русское слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Русское слово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нурлатская средняя общеобразовательная школа

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»


«Согласовано»


Руководитель ШМО

учителей русского языка

и литературы

«Согласовано»


Заместитель

директора по ВР МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»



«Утверждено»


Директор МБОУ

«Нурлатская СОШ ЗМР РТ»



____ / Багавиева Ф.И./


____/Салахиева Э.Р./


____/Зиннатуллин Р.Р./


Протокол №


Приказ №

«___» ____________ 20__ г.

«___» ____________ 20__ г.

«___» ____________ 20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования


«Русское слово»

11 класс







Составила:

Шарафутдинова Анастасия

Александровна,

учитель русского языка и

литературы



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»

Протокол № ___

«___» ____________ 20__ г.




2022 – 2023 учебный год


 

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Русское слово» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральным законом «О дополнительном образовании», 01.01.2002г.

- Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)

- Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р)

- «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636)

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Уставом МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ».


        В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ  также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.

               Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

            Предлагаемая программа  кружка по русскому языку   «Русское слово»  будет полезна любому выпускнику школы.

Цели кружковой работы: 

        гуманитарное развитие учащихся;

        развитие творческих способностей личности;

        овладение учащимися свободной письменной речью;

        подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи кружковой работы:

        помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий  ЕГЭ по русскому языку;

        совершенствовать  практическую  грамотность;

        совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

        формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

        совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

        совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

        формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации кружковой работы

            Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку  предыдущих лет.

            Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

            Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы. 

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

        работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

        самостоятельная работа;

        работа в группах, парах;

        индивидуальная работа. 

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

         



Содержание программы 

 Теоретические вопросы

 

        Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2022-2023 учебного года.

        Орфоэпические нормы.

        Лексические нормы.

        Морфологические нормы.

        Синтаксические нормы.

        Пунктуационные нормы.

        Трудные случаи правописания.

        Трудные случаи пунктуации.

        Лингвистический анализ текста.

         Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-     рассуждения.

        Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

        Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

        Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.

        Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

        Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

        Заключительная часть сочинения.



Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.



        Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях .

        Предложение. Грамматическая основа предложения.

        Знаки препинания при обособленных  и однородных членах предложения.

        Синтаксические нормы.

        Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

        Синтаксический анализ предложении .

        Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

        Построение предложения с деепричастным оборотом  .

        Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

        Текст, стили и функциональные типы речи.

        Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи

        Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

        Правописание суффиксов различных частей речи

        Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.

        Анализ композиционной и смысловой целостности текста.

        Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание.

        Языковые нормы.

        Морфологические нормы и морфологический анализ.

        Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования .

        Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи .

        Текст. Средства связи предложений в тексте.

        Лингвистический анализ текста.

        Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.

        Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного    стиля.

        Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

        Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

        Экспертная оценка  творческих работ.

Требования к результатам работы кружка

Программа занятий кружка предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2022-2023 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

 

     К концу изучения курса учащиеся должны знать:

        Основные функции языка.

        Основные единицы и уровни языкаи их взаимосвязь.

        Основные нормы русского литературного языка.

 

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

        оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

        проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

        извлекать необходимую информацию из различных источников;

        владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

        применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

        понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

        формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

        определять позицию автора;

        высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

        уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

        анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.







Содержание программы

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 класса. Возраст обучающихся 15-18 лет. Занятия проводятся на базе школы.

Программа курса «Русское слово» рассчитана на 1 год из расчета 34 часов в год, 1 час в неделю.



Тема

Кол-во часов


1

Ознакомление учащихся со структурой эссе и с требованиями к написанию эссе

1


2

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Рекомендации по написанию эссе.

1


3

Проверочная работа (комплексный анализ текста)Подборка текстов для аргументации по русскому языку для эссе.

1


4

Орфоэпические нормы (постановка ударения). Подробный алгоритм написания эссе с примерами.

1


5

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Лексическое значение слова. Обучение написанию эссе по русскому языку в формате ЕГЭ

1


6

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды вступления к эссе.

1


7

Основные способы словообразования.Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

1


8

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Построение предложений с однородными членами.

1


9

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Текст. Примеры речевых клише и скрепы ( соединительные элементы для эссе)

1


10

Средства связи предложений в тексте. Речь. Языковые средства выразительности. Подборка аргументов для эссе из современной литературы.

1


11

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Эссе.

1


12

Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые осложнённые предложения.

1










13

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Аргументы из русской литературы для эссе

1






14

. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Эссе.

1


15

Морфологические нормы (образование форм слова).Части речи. Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи.

1


16

Правописание корней.

1


17

Правописание приставок.

1


18

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1


19

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-).

1


20

Правописание не- и ни- с разными частями речи. Эссе.

1


21

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

1


22

. Виды сложных предложений. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей.

1


23

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

1


24

Построение сложноподчинённых предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1


25

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1


26

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

1


27

Синтаксические нормы. Проверочная работа (комплексный анализ текста). Раскрытие проблемы текста при написании эссе.

1


28

Сложные предложения с разными видами связи. Функционально-смысловые типы речи.

1


29

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Эссе.

1


30

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Редактирование эссе.

1


31

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Редактирование эссе

1


32

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Редактирование эссе

1


33-34

Ознакомление учащихся со структурой экзаменационной работы, с критериями оценивания. Итоговое эссе.