СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Секреты речи для шестого класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

план кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учащимися письменных и устных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Секреты речи для шестого класса»


















План кружка по русскому языку

для 6 класса

с казахским языком обучения


«Секреты речи»




Составлен учителем русского языка и

литературы Ивановской средней

общеобразовательной школы

Алиякпаровой Л.Н.











Пояснительная записка


Речь - это канал развития интеллекта...

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Н.И. Жинкин



С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у школьников является одним из главных направлений. Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное, эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств русского языка. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка подходов по развитию речи школьников.

Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая.

на  34 учебных недели в год – 1 час в неделю.







Цели и задачи.

Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку.

Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание школьников в разнообразные внеклассные мероприятия.

Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

Создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.

Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.

Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению русских книг.































Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятий


Задачи

Результат


Кол-во час

1.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

Обогащается словарный запас.

1


2.

Почему их так называют?

(Происхождение слов).

Познакомить с  наукой этимологией.

Обогащается словарный запас.

1


3.

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.

Обогащается словарный запас.

1


4.

Слова – тезки. (Омонимы).

Продолжить знакомство с  омонимами.

Обогащается словарный запас.

1


5.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов.

Продолжить знакомство с омонимами.

Обогащается словарный запас.

1


6.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

Продолжить знакомство с  антонимами.

Обогащается словарный запас.

1


7.

Устаревшие слова.


Познакомить со словами – архаизмами.

Обогащается словарный запас.

1


8.

Новые слова.


Познакомить со словами – неологизмами.

Обогащается словарный запас.

1


9.

Слова – пришельцы.


Познакомить с заимствованными словами.

Обогащается словарный запас.

1


10.

Крылатые слова и

выражения.

Познакомить с крылатыми выражениями.

Обогащается словарный запас.

1


11.

Фразеологизмы.

Продолжить знакомство с фразеологическими оборотами.

Обогащается словарный запас.

1


12.

Словарное богатство родного языка.

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.

Обогащается словарный запас.

1


13.

Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

Написать сочинение на заданную тему.

Научатся писать сочинения.

1


14.

Сочинение в рисунках. (Пиктография).

Познакомить с пиктографией. Учить сочинять рассказ в рисунках.

Научатся составлять рассказ в рисунках.

1


15.

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.

Познакомятся с выразительными средствами.

1


16.

Обучение сочинению стихов.

Учить сочинять стихи.


1


17.

Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

Научить писать письмо – поздравление.

Научатся писать письмо – текст.

1


18.

Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

Обобщат знания о речи.

1


19.

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

Учить составлять тексты разного типа.

Научатся составлять тексты разного типа.

1


20.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

Научатся редактировать текст.

1


21.

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

Научить писать сочинение – отзыв.

Научатся писать сочинения.

1


22.

Изложение текста по готовому плану.

Учить писать изложение по готовому плану.

Научатся писать изложения.

1


23.

Подробное изложение по измененному плану.

Учить писать подробное изложение по готовому плану.

Научатся писать изложения.

1


24.

Изложение текста – повествования.

Учить писать изложение текста – повествования.

Научатся писать изложения.

1


25.

Работа над сокращением текста.

Учить умению сокращать текст.

Научатся писать изложения.

1


26.

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.

Учить писать сжатое изложение.

Научатся писать изложения.

1


27.

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

Написать сочинение на заданную тему.

Научатся писать сочинения

1


28.

Сочинение загадки наоборот.

Учить сочинять загадки наоборот

Научатся сочинять загадку наоборот.

1


29.

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

Учить сочинять сказки на

заданную тему.

Научатся сочинять сказки.

1


30.

Оформление классной газеты. Реклама.

Учить оформлять классную газету, сочинять рекламу.

Научатся оформлять газету.

1


31.

Заметка в газету.

Учить писать заметку в газету.

Научатся писать заметку в газету.

1


32.

Репортаж в газету.

Учить писать репортаж в газету.

Научатся писать репортаж в газету.

1


33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

проверят свои знания.

1


34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

Подведут итоги за год.

1



Всего



34