Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1
г. Пролетарск Ростовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школьная казачья дружина»
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированная
Возраст детей: от 16 до 17 лет
Срок реализации: 68 часов
Разработчик: педагог дополнительного образования, Панова Оксана Николаевна
Пролетарск
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 8
Учебный план 8
Календарный учебный график 9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы: Начиная с 2007 г в посланиях Президента
России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это
такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая
стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной
культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к
каждой странице нашей отечественной истории».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
Отличительные особенности программы
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В
то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно
восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается
большой психологической устойчивостью.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла
являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою
принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Открытие
объединения казачьей направленности в школе предполагает создание
благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.
Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в
которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и
жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных
праздниках и обрядах. Культура казачества богата и разнообразна.
Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не
случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание
любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного
воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне
невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее
людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной
культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и
поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ,
который, не помнит своих корней, перестает существовать как этническая
единица. Работа в объединения казачьей направленности поможет наиболее
эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания
школьников.
Адресат программы. Программа актуальна для обучающихся 16-17 лет. В
группу принимаются ученики, у которых нет первоначальных знаний, но
имеется определенный уровень знаний, умений и навыков в области истории и
краеведения, молодёжных организаций.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий:
Методы обучения:
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение
экспозиций и выставок музея, экскурсии в города и сёла Казачества.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Продуктивный – самостоятельный поиск информации для изучения и
составления генеалогического древа своей семьи, изучение документальных
предметов для составления рассказа о своей малой Родине.
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин и конкурсов;
- экскурсии в храмы и исторические музеи
-выезд на конюшню;
- просмотр видеофильмов об исторически значимых местах и людях;
- составление словаря казачьего говора,
- выездные мастер-классы и встречи с интересными людьми;
- занятие-праздник;
- подготовка статей В СМИ, докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
- познавательные беседы;
- коллективно – творческое дело;
Цель программы: формирование коллектива казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.
Задачи:
Обучающие задачи:
- реализовать систему программных мероприятий патриотической направленности, приобщающих детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
- дать знания в области православной культуры для духовно нравственного и эстетического развития личности;
- обеспечить оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; Развивающие задачи:
- формировать у детей познавательную активность;
- развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;
- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;
- воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем
— осознание ответственности за сохранение культурно
- исторического наследия России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа
— уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры,
- умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. Метапредметные результаты:
–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; –умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты:
По окончании изучения учащиеся должны знать-понимать:
- различные формы казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников казаков;
- историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- основные ремёсла, виды ДПИ казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой казачества;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества;
- основы духовной жизни казаков;
- структуру и направления деятельности казачьего войска.
Учебный план
Специфика работы с детьми младшего школьного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
№ | Разделы | все го | в том числе |
| тео рия | прак тика |
I | Введение. Знакомство с кружком и его программой. | 4 | 3 | 1 |
II | Донские и кубанские казаки. | 50 | 2 | 48 |
III | По-казачьи скроен и один в поле воин. | 14 | 2 | 12 |
| Итого: | 68 | 7 | 59 |
Календарный учебный график
«Школьная казачья дружина»
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | | Четверть, неделя | Фактическое число |
всего |
I | Введение. Знакомство с кружком и его программой. | 2 | | |
1 | Понятие «Казачество». История возникновения казачьих войск Практическая часть: определение званий, родов войск, погоны, петлицы, шевроны. | 2 | | |
2 | Расселение казаков, казачьи войска, форма Экскурсия в школьный музей | 1 | | |
3. | Казачья честь | 1 | | |
| Донские и кубанские казаки | | | |
4. | Казачья доблесть экскурсии в Краснодар | 10 | | |
5. | Служба-казачья судьба экскурсия в Краснодар | 10 | | |
6. | Служба-казачья судьба Служба-казачья судьба экскурсии в Краснодар | 10 | | |
7. | Казачья выправка экскурсии в Краснодар | 10 | | |
8. | Казачья выправка | 10 | | |
| По-казачьи скроен и один в поле воин. | | | |
9. | Казак и конь экскурсия на Конюшни в город Пролетарск | 2 | | |
10. | Казак и конь экскурсия на Конюшни в город Пролетарск | 2 | | |
11. | Владение оружием экскурсия в музей им. Будённого | 2 | | |
12. | Владение оружием экскурсия в музей им. Будённого | 2 | | |
13. | Владение оружием экскурсия в музей им. Будённого | 2 | | |
14. | Волонтёрская помощь в уборке памятников посвящённым казачеству в городе Пролетарске, станицы Будённовской | 4 | | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы:
Программа кружка «Казачья доблесть» рассчитана на один год для обучающихся в возрасте 16-17 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю (68 часов в год с каникулярными занятиями).
Программа кружка «Школьная казачья дружина» состоит из трёх составляющих:
«Введение. Знакомство с кружком и его программой»
Все занятия подразделяются на теоретические и практические. Теоретические часы включают в себя углубление знаний основных предметов школьной программы: истории, краеведения, географии. На занятиях проводятся беседы о происхождении названия и первые упоминания о родном населенном пункте, о территории и изменениях границ, о природных условиях и занятиях жителей, памятниках культуры и истории, народных праздниках, традициях и обычаях. Особенное внимание уделяется истории Донского казачества. В практические часы включаются экскурсии, встречи с казаками, священником. Проводятся встречи с общественностью города; посещения музеев.
Дети учатся: осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, своему родному городу, краю, слушать и понимать речь других людей, учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), доносить свою позицию до других людей; оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога), моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ.
«Донские и кубанские казаки»
При изучении Казачьей доблести, элементов службы, местности, а также культуры, традиций и особенности казачьей службы школьники совершают экскурсию в город Краснодар.
По-казачьи скроен и один в поле воин.
Определение званий, родов войск, «чтение» погон, петлиц, шевронов.
Дисциплинарный устав Российской армии, воинская присяга, клятва кадета.
Строевой устав Российской армии, строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора, строевой шаг, повороты в строю, перестроения.
Знакомство с конской упряжью, седловкой, верховая езда.
Владение оружием: упражнения с шашкой. Основы рукопашного боя. Знакомство с подвигами казаков на поле боя, подвигами бойцов Советской и Российской Армии.
Знакомство с казачьим бытом: костюмы, жилище, обычаи, обряды, игры и пляски.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническая база:
Казачьи костюмы;
Макеты винтовок, шашек, автоматов.
Пневматические винтовки.
Средства обучения: аудиозаписи и тексты фольклорных песен.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
V. Список использованной учебно-методической литературы
Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Ч. 1, 2.Краснодар, 1985.
2