Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Покрово-Пригородная СОШ”
Программа курса по выбору
«Проценты на всю жизнь»
Составлена
учителем математики
МБОУ “Покрово-Пригородная СОШ”
Макаровой В.А.
для учащихся 9 класса
2016
Пояснительная записка
Программа предназначена для школьного математического профиля обучения и является структурным компонентом образовательной области «Математика».
Отличительными чертами данной программы является ее интегрированность и практическая направленность, развитие индивидуальных склонностей и способностей, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Курс по выбору «Проценты на всю жизнь» составлен на основе программы элективного курса «Процентные расчеты на каждый день», авторы В.Н. Студенецкая и Л.С. Сагателова.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
На последующих этапах обучения во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. В рамках общеобразовательной школы «Процентам» уделяется несправедливо мало часов, следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного оперирования ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Понимание процентов и умение производить расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны жизни. Оно буквально атакует нас в пору рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Изучив этот курс, желающие ребята могут направить знания по процентным исчислениям не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни – при расчете выгодности банковской сделки, рентабельности бизнеса, коммерческого предложения.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных исчислений, но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Целью прохождения настоящего курса является формирование
понимания необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показа широты применений процентных расчетов в реальной жизни.
Задачи: формирование и развитие качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие познавательные разделы:
1. Процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.
2. Задачи на сложные проценты.
3. Введение в экономику.
Ведущие идеи раздела:
- развитие экономической грамотности;
- развитие интеллектуальных качеств личности;
- обучение применению процентных вычислений в жизненных ситуациях.
Формами организации учебного процесса являются: проведение лекций, традиционных уроков, семинаров, практикумов .
Изучение курса сопровождается контрольными заданиями. Они сгруппированы по темам программы в соответствии с разделами и даны в разнообразной форме:
тест, зачет.
Курс рассчитан на 14 часов лекционно –практических занятий в 9 классе и позволит учителю показать практическую значимость изучения курса, а ученику- осознать личностный смысл школьного образования.
Содержание курса
Тема 1.Проценты. Основные задачи на проценты (2 ч.).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа; б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого.
Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах. Тест.
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях (2 ч.).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов.
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др.
Тема 3. Сложные проценты (6ч).
Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Тема 4. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию (2ч).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества,
процентного раствора.
Формирование умения работать с законом сохранения массы.
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Тема 5. Решение задач по всему курсу (2ч.).
Решение задач по химии, физике. Игра «Математик- бизнесмен».
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Все го ча сов | Лек ция | Практи ка | Семи нар | Форма контро ля | Виды занятий |
1 | Проценты. Основные задачи на проценты. | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | Тесты | Лекция Семинар |
2 | Процент ные вычисле ния в жизненных ситуациях. | 2 | | 1 | 1 | | Практи кум Зачет |
3 | Сложные проценты | 6 | 2 | 3 | 1 | Тесты | Лекция Практи кум Семинар |
4 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | | Лекция Семинар |
5 | Решение задач по всему курсу. | 2 | | 1 | | 1 | Практи кум Игра |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения на профильном уровне учащийся должен:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых случаях: 50% -1/2; 20% - 1/5; 25% - 1/4 и т. д.);
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления, а так же использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Список литературы 1.Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления.// Математика в школе.-2003.-№5.-с.50-59.
2. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.// М.,1997.
3. Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений// Математика в школе.-2001.-№4.
4. Петрова М.Н. Проценты на все случаи.1994.
5. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты.//Математика в школе. -№1
-1992.-с.18.
6. Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика // М. : Дрофа, 2003.-с.120.
7. Корешкова Т.А., Глазков Ю.А. Мирошин В.В., Шевелева Н.В. ЕГЭ 2007-2008г.//М. «Экзамен», 2007,2008г.
8. Лысенко Ф.Ф. Математика ЕГЭ 2007-2008г.// «Легион» Ростов-на-Дону, 2007г.
9. ФГУ Федеральный центр тестирования ЕГЭ- 2006, ЕГЭ-2007, ЕГЭ-2008//Москва.
10.Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: Сборник элективных курсов// Волгоград: Учитель, 2007г.
Планирование занятий.
№п/п | Раздел темы: Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Содержание. | Виды занятий |
1. | Что такое проценты, как выразить в процентах? Нахождение процента от данного числа. Нахождение числа по его процентам. Процентное отношение двух чисел. | Лекция |
2. | Нахождение процента от числа. Решение задач. Нахождение числа по его процентам. Решение задач. Процентное отношение двух чисел. Решение задач. | Семинар |
3. | Решение задач по теме: «Тарифы» и «Распродажа» | Практикум |
4. | Штрафы. Решение задач. | Семинар |
5. | Решение задач на проценты, предлагаемые на уроках химии и физики. Решение задач на сплавы, смеси, растворы. | Лекция |
6. | Задачи на процентный процент и вычисление «сложных процентов». Задачи на концентрацию и процентное содержание. | Семинар |
7. | Что значит жить на проценты? Доходность. Ценные вклады. Государственные краткосрочные облигации.(ГКО). | Практикум |
8. | Математик-бизнесмен. | Игра |