Планируемые результаты
освоения учениками 7 класса программы курса внеурочной деятельности
«Биологическое разнообразие животных Челябинской области»:
Личностные результаты:
1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
2. знание своего региона и его особенностей,
3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.;
4. эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты
1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
2. умение работать с разными источниками информации по краеведению (в тексте методического пособия, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, малой родине.
4. умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
освоения учениками 7 класса программы по биологическому краеведению являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Биологическое разнообразие животных – уникальная особенность живой природы,
особенности экологии животных Южного Урала и Челябинской области,
этнокультурные традиции и их взаимосвязь с биологическим разнообразием животных Челябинской области,
реальный сектор экономики и рынок труда Челябинской области,
особенности деятельности людей, ведущей к развитию промышленности родного края,
система предметных знаний, необходимых для получения инженерных и технических специальностей в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования,
общая характеристика природы Челябинской области,
Красная книга Челябинской области, среда обитания, природные сообщества,
особо охраняемые территории Челябинской области.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание истории своего региона, фауны Челябинской области, экологических проблем своего региона, основных правил поведения в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии,
соблюдение правил во время экскурсий, экологических исследований,
формирование представлений о науке, её роли в жизни и профессиональной деятельности человека, необходимости применения знаний для решения современных практических задач родного края, в том числе с учетом рынка труда Челябинской области.
4. В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой
природы
Содержание
«Биологическое разнообразие животных Челябинской области» (20 ч.)
Разнообразие животных Челябинской области.
Беспозвоночные.
Простейшие, кишечнополостные и их значение. Причины разнообразия фауны в нашей области.
Простейшие животные: корненожки, жгутиковые, споровики и инфузории. Их среда обитания, значение в природе. Морские простейшие – залежи известняка в области. Кишечнополостные: типичные представители. Места их обитания. Их значение.
Темы для проектов:
- Исследовательский проект «Жизнь в капельке воды».
- Настольная экологическая игра «Гонки под микроскопом».
- Викторина «Простейшие, кишечнополостные Челябинской области и их значение».
- Газета «Настолько ли просты простейшие?».
Черви: плоские, круглые, кольчатые. Видовое разнообразие в области. Их значение в природе.
Темы для проектов:
- Буклет «Значение паразитических червей в природе и жизни человека».
- Сценарий выступления агитбригады «Вымой руки поскорей, чтоб не завести червей».
Представители двух классов моллюсков в Челябинской области. Места их обитания. Значение.
Практическая работа «Определение возраста двустворчатых моллюсков по их раковине».
Темы для проектов:
- Фотовыставка «Конус в природе».
- Фотоальбом «Остановись, прекрасное мгновение».
- Викторина «Мягкотелые Челябинской области и их значение»
- Пазл «Жизнь на дне»
- Игра «Волшебный мешочек. Узнай моллюска по его раковине»
- Брошюра «Жемчуг – интерес человека в прошлом и настоящем»
Членистоногие. Класс ракообразные. Разнообразие ракообразных в Челябинской области. Типичные обитатели. Их среда обитания. Значение в природе. Класс паукообразные. Наиболее распространенные представители паукообразных в Челябинской области. Их среда обитания. Значение в природе и жизнедеятельности человека. Клещи как переносчики опасных заболеваний человека и животных. Меры профилактики.
Насекомые Челябинской области, их многообразие и значение. Многообразие насекомых в Челябинской области. Виды полезных насекомых. Красные книги России и Челябинской области. Роль насекомых в природе, сельском хозяйстве, жизнедеятельности человека. Местные виды исчезающих и редких насекомых и меры их охраны.
Вредители сельского хозяйства Челябинской области. Группы насекомых-вредителей. Черви и клещи – вредители сельского хозяйства. Основные представители позвоночных животных Челябинской области, наносящие вред сельскому хозяйству. Методы борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Темы для проектов:
- Исследовательский проект «Живые синоптики (барометры) Челябинской области»
- Детская энциклопедия «Интересные факты о насекомых Челябинской области»
- Книжка – раскраска «Насекомые Челябинской области - мастера камуфляжа»
- Очки-имитаторы «Мозаичное видение Членистоногих»
- Информационный бюллетень «Насекомые – переносчики заболеваний человека».
- Игра-стратегия «Борьба с переносчиками заболеваний».
- Кроссворды «Насекомые - санитары садов и огородов», «Насекомые рекордсмены».
- Коллекция «Насекомые с полным и неполным превращением».
- Набор фотографий «Членистоногие из Красной книги Челябинской области».
- Бизнес – проект «Муравьиная ферма».
- Коллекция товаров, содержащих продукты пчеловодства «Щедрая пчелка».
Позвоночные.
Рыбы Челябинской области. Многообразие рыб Челябинской области. Количество видов, типичные представители рыб нашего края. Среда их обитания. Искусственное разведение рыб. Прудоводство. Промысловое значение рыб. Ихтиологические заказники. Охрана рыб. Красная книга.
Темы для проектов:
- Бизнес-план «Разведение карпа в пруду».
- Влияние температурного режима на развитие мальков в аквариуме.
- Вредные и полезные мутации у аквариумных рыбок.
- Суточная активность основных видов рыб озера (реки).
- Кроссворд «Типичные представители рыб нашего края».
- Викторина «Рыбы Красной книги Челябинской области».
Амфибии. Класс Земноводные. Видовое разнообразие земноводных Челябинской области. Количество видов. Типичные представители земноводных нашего края. Среда обитания, образ жизни, охрана земноводных.
Темы для проектов:
- Аудиоальбом «Лягушачьи серенады».
- Игра - квест «Лягушачья ферма».
- Кроссворды «Амфибии - защитники садов и огородов», «Амфибии - рекордсмены».
- Набор фотографий «Земноводные из Красной книги Челябинской области».
- Почему земноводных называют амфибиями?
- Викторина «Амфибии Красной книги Челябинской области».
Рептилии нашей фауны, их отличительные признаки. Меры первой помощи при укусах ядовитых рептилий. Разнообразие видов пресмыкающихся Челябинской области. Количество видов. Типичные представители. Среда обитания. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Меры первой помощи при укусах ядовитых рептилий.
Практическая работа «Первая помощь при травмах, нанесенных животными».
Темы для проектов:
- Детская энциклопедия «Интересные факты о рептилиях Челябинской области».
- Книжка – раскраска «Змеи Челябинской области».
- Памятка «Как вести себя при встрече со змеёй».
- Буклет «Степная черепаха – живое ископаемое».
- Сценарий КВНа «Динозавры против современных животных».
Птицы Челябинской области. Видовое разнообразие птиц Челябинской области. Роль птиц в природе и жизни человека, система мероприятий по охране птиц и использовании животного мира. Общая характеристика, типичные представители птиц, обитающих в городе, населенных пунктах, парках, садах, полях, лугах. Птицы степей, водоемов, дневные и ночные хищники. Птицы степей, водоемов и побережий, характерные для Челябинской области. Дневные и ночные хищные птицы Челябинской области. Особенности строения хищных птиц. Роль хищных птиц. Количество. Типичные представители. Птицы, занесенные в Красную книгу Челябинской области. Их охрана.
Практическая работа «Помоги птицам зимой».
Темы для проектов:
- Викторина «Рекордсмены - летуны: перелетные птицы Челябинской области».
- Фильм «Такая разная забота о потомстве у птиц».
- Кроссворды «Челябинская область: Хищные птицы: дневные и ночные», «Челябинская область: Степные птицы», «Челябинская область: Птицы леса», «Челябинская область: Птицы луга», «Челябинская область: Экологические группы птиц» и т. д.
- Фонотека «Челябинская область: Голоса птиц».
Млекопитающие Челябинской области. Промысловые и опасные животные. Правила поведения в природе. Видовое разнообразие млекопитающих Челябинской области. Общая характеристика типичных представителей класса млекопитающих нашего края.
Млекопитающие реликтовые, редкие. Среда обитания млекопитающих. Отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, копытные. Роль млекопитающих в природе местного края и жизни человека. Промысловые и опасные животные Челябинской области.
Темы для проектов:
- «Ёж и яблоко».
- «Челябинские «вампиры»: правда и вымысел».
- «Крысы и мыши: кому на современной Руси жить хорошо».
- «Есть ли у зайчика лубяная изба».
- «Челябинская область: правда о волке».
- «Челябинская область: грозит ли сайгаку участь стеллеровой коровы?»
- Атлас «Звери Красной книги Челябинской области»
Особенности экологии Южного Урала и Челябинской области (6ч.)
Среда обитания. Факторы среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные и среда обитания. Факторы неживой природы (абиотические). Факторы живой природы (биотические).
Природные сообщества Челябинской области. Сообщества живых организмов.
Производители, потребители и разрушители. Значение растений для животных.
Круговорот веществ в сообществе живых организмов. Наземные природные сообщества. Водные природные сообщества. Смена природных сообществ.
Экология: Профессии людей - традиции и новинки.
Темы для проектов:
- «Биоиндикация как метод оценки экологического благополучия»
- «Проект создания экологической тропы на своей малой родине»
- «Экологические знаки»
- «Виртуальная экскурсия по заповедным местам своей малой родины»
- Кроссворды «Фауна степей (водоёмов, лугов, лесов) Челябинской области».
- Свод правил юного эколога во время экскурсий, исследовательских и камеральных работ.
Этнокультурные традиции и их взаимосвязь с биологическим разнообразием Челябинской области (6 ч.)
Птицеводство Челябинской области. Птицеводство. Породы птиц Челябинской области. Породы кур мясо-яичного направления, бройлерные породы мясного направления. Утки, индейки, гуси – районированные породы.
Животноводство Челябинской области (разведение КРС, свиноводство, овцеводство, коневодство, звероводство).
Крупный рогатый скот молочной и мясо-молочной, мясной пород. Породы КРС, разводимые в области. Племенная работа. Свиноводство. Значение свиноводства, биологические и хозяйственные особенности свиней. Породы свиней, разводимые в области. Овцеводство в Челябинской области. Коневодство. Значение коневодства в
области. Породы лошадей, разводимые в области. Кролиководство. Звероводство.
Животноводство: Профессии людей - традиции и новинки.
Темы для проектов:
- Кроссворды: «Породы птиц (зверей, КРС, МРС, лошадей и т. д.) Челябинской области».
- «Виртуальная экскурсия на птицефабрику (животноводческий комплекс, конезавод, звероферму)»
- «Азбука правильного питания»
- «Все ли йогурты полезны?»
- «ГМО: великое достижение прогресса или вред?»
- «ГМО: пища будущего или риск для здоровья?»
- Животный мир Челябинской области
- Животные-домашние питомцы (спасатели, транспорт, продовольственные и т. д.);
- Животные Красной книги Челябинской области;
- Многообразие животного мира сообществ Челябинской области.
- Сценарий ролевой игры «Ферма (птицефабрика, конезавод и т. д.)»
Проектная деятельность (2 ч.).
Подготовка проекта. Защита проектов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№ занятия | Название темы | Количество часов |
1 | «Биологическое разнообразие животных Челябинской области» | 20 |
2 | Особенности экологии Южного Урала и Челябинской области | 6 |
3 | Этнокультурные традиции и их взаимосвязь с биологическим разнообразием Челябинской области | 6 |
4 | Проектная деятельность | 2 |
| ИТОГО | 34 |
7