АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
| Утверждена Приказом № 84 от _18.03.2021г. |
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха
«Зеленая бригада»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ 14-17 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ: июль 2021г.
Авторы составители:
Кириллова О.С. начальник лагеря
Толкина Ю.Н., учитель
г. Кстово, 2021
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Программа лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей «Зеленая бригада» на базе МБОУ СШ №5 |
2. | Цель программы | Развитие личности ребенка через включение в разнообразные виды развивающей деятельности в условиях летнего лагеря труда и отдыха |
з. | Направление деятельности | Трудовое, образовательное, оздоровительное, культурно-досуговое, гражданско- патриотическое, профилактическое |
4. | Автор программы (ФИО, должность) | Начальник лагеря Кириллова Ольга Сергеевна |
5. | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №5» |
6. | Адрес, телефон | Г.Кстово, ул. Школьная, 15. |
7. | Место реализации | МБОУ СШ№5 |
8. | Количество учащихся | 40 |
9. | Возраст учащихся | 14 — 17 лет |
10. | Сроки проведения, количество смен | 1 смена, 12 июля - 25 июля 2021 года |
Пояснительная записка.
Лето - это самая благоприятная пора не только для укрепления здоровья детей, но и для получения новых трудовых знаний и навыков. В последние годы этому вопросу уделяется особое внимание. Не смотря на это, статистика указывает на то, что с каждым годом показатели выбора выпускниками 9 классов рабочих профессий становятся ниже.
Проблема профессионального выбора особенно остро проявилась в условиях рыночной экономики и переустройства общества. Не только молодежь, но и большое количество взрослого населения, оказавшись в трудной ситуации невостребованности, нуждаются в помощи организаций, занимающихся вопросами профориентации и содействия трудоустройству. Подготовить подростка к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии – значит позаботиться о создании общих основ активной трудовой установки (общетрудовых знаний, умений, навыков, способностей и интересов, склонностей), сформировать трудовую направленность подростка.
Из опроса подростков следует, что основными критериями выбора профессии являются:
Эти критерии не всегда способствуют становлению профессионала. Хорошим стартом к будущей профессиональной деятельности является опыт работы, причем по любой профессии. Важно, чтобы подросток получил возможность:
научиться планировать свой день, как для работы, так и для отдыха;
развивать волевые качества, понимая и выполняя свои обязанности;
развивать ответственность, стремясь к качественному выполнению полученного задания.
Для многих семей главной проблемой организации летнего отдыха детей за городом или на юге является экономическая незащищенность, а так же ряд других причин. В данном случае городской лагерь с дневным пребыванием имеет ряд преимуществ:
Финансовая доступность;
Ребенок, находится с родителями (законными представителями) в вечернее время и в выходные;
Близость досуговых центров, ВУЗов, информационных центров позволяет разнообразить формы культурно-массовой работы;
Так же необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле и, особенно, в период летних каникул.
Мероприятия, проводимые с детьми, ориентированы на общественно – полезную, практическую значимость. Жизнь в период летних каникул должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с людьми разного возраста. Досуг, деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, развитию, к серьезным размышлениям. Все эти направления работы должны иметь познавательный и развлекательный характер.
Еще одной важной проблемой является трудоустройство подростков. Учащиеся старшего школьного возраста не востребованы на предприятиях города, лишены возможности заработать небольшие денежные средства, не обладают элементарными навыками для трудовой деятельности. Организация совместно со службой занятости, лагеря профориентационной направленности при школе как-то решает эту проблему.
Воспитание любви к Родине невозможно без привития любви к малой родине, к тому месту, где вырос, где прошло твое детство. Забота о природе родного края – это одно из направлений применения сил учащихся в летнее время: создание цветников на школьном дворе, прополка сорняков, полив клумб. Организация работы на пришкольном участке решает и вопросы занятости и воспитания учащихся, формирует элементарные трудовые навыки.
Программа ««ЗЕЛЕНАЯ БРИГАДА»» (далее - Программа) рассчитана на проведение летней оздоровительной кампании в МБОУ СШ № 5. Участниками программы являются подростки в возрасте от 14 до 17 лет, педагоги образовательного учреждения, родители, медицинский работник и социальные партнеры:
ГКУ Центр занятости населения Кстовского района;
МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей»;
Центральная библиотека им. А.С. Пушкина г. Кстово;
ГБУ Спортивная школа олимпийского резерва г. Кстово;
Содержание программы:
Каждому ребенку присуща жажда открытий, познание чего-то нового. Почти все дети любого школьного возраста готовы в любой момент отправиться на поиски приключений, выступить в роли «искателя», «исследователя». Используя неограниченные возможности игровых технологий можно создать условия, в которых природные задатки и творческий потенциал ребенка раскроют и заиграют новыми красками.
На время смены дети попадают в лагерь «ЗЕЛЕНАЯ БРИГАДА» - «Команда ребят учится, трудится, отдыхает».
Цель - содействие профессиональной, социальной и трудовой адаптации подростков в современных условиях, путем создания эффективной системы, сочетающей организацию активной профориентационной работы с различными формами трудовой деятельности и досуга в условиях летнего городского оздоровительного лагеря.
Задачи:
укрепление здоровья подростков, повышение их физического, интеллектуального и творческого потенциала;
сокращение количества правонарушений;
заинтересованность подростков в получении рабочих профессий, после окончания основной школы.
повышение уровни знаний па тематике смены (мониторинг);
активное участие подростков в мероприятиях и общественной жизни коллектива;
развитие познавательной и социальной активности подростков;
осознанный выбор подростком своей социальной роли, позиции в рамках игровой модели;
закрепление способов эффективного взаимодействия в социуме.
приобретение подростками навыков правильного и грамотного составления резюме при устройстве на работу,
получение подростками навыков сознательного выбора будущей профессии, через различные виды игровой деятельности, элективные курсы, экскурсии;
стойкая мотивация на здоровый образ жизни и продолжение образования;
актуализация каждым своей жизненной позиции и ее концептуализация (формировании Я - концепции);
создание культуры восприятия подростом взрослого и взрослым подростка;
развитие чувства сопереживания и ответственности за близких людей;
повышение общей культуры общения между подростками и взрослыми;
объединение коллектива воспитателей и подростков.
Во время лагерной смены подростки попадают на «Биржу самоопределения». В первый день каждому члену лагеря выдается «Трудовая книжка», в который он записывает все предприятия (мероприятия), которые посетил за день. Оценка каждого дня отмечается на большом плане «Смайликами». По окончании смены все «Трудовые книжки» анализируются воспитателями для анализа проведенной смены.
Каждый день лагерной смены неповторим, имеет свою тематику и требует от ребят проявления творчества, сообразительности, определенных знаний и умений.
Элективные курсы и мастер классы проводятся через день. По окончании каждый подросток получает сертификат об окончании элективного курса.
В течение всей смены каждый подросток становится куратором какого-либо мероприятия или проекта. Пробует себя в роли руководителя.
Распорядок дня
8.00 -прием детей в лагерь
8.30 -зарядка
9.00 -завтрак
9.30 -отрядное время
10.00– 12.45 – кружки, спортивные мероприятия, мастер-классы
13.00 –обед
13.30 - отрядное время
14.00 -уход детей домой
План на смену
12 июля
ДЕНЬ ПЕДАГОГА
Беседа с учителями школы.
Мастер-класс урока по английскому языку.
13 июля
ДЕНЬ ПОЖАРНОГО
Посещение пожарной части
14 июля
ДЕНЬ СПОРТСМЕНА
Спортивные соревнования и викторины о ЗОЖ и ТБ
15 июля
ДЕНЬ ПАРИКМАХЕРА
Мастер-класс по моделированию причесок
16 июля
ДЕНЬ ЭКСКУРСОВОДА
Экскурсия в Кстовский историко-краеведческий музей
19 июля
ДЕНЬ ЛАДШАФТНОГО ДИЗАЙНЕРА
Мастер-класс на пришкольном участке.
20 июля
ДЕНЬ КОРРЕСПОНДЕНТА
Пишем статьи о лагере и лете
21 июля
ДЕНЬ КИНОРЕЖИСЕРА
Снимаем видеоролик о лагере
22 июля
ДЕНЬ ХУДОЖНИКА
Мастер-класс по рисованию
23 июля
ДЕНЬ ВОЛОНТЕРА
Лекции о добре и взаимопомощи.
(ДЕНЬ ИСТОРИКА
ДЕНЬ БИБЛИОТЕКАРЯ
ДЕНЬ РЕКРУТЕРА
ДЕНЬ ЭКОЛОГА)
Условия успешной реализации программы.
Нормативно-правовые:
Конвекция о правах ребенка
Конституция РФ
Закон «Об Образовании»
Закон Нижегородской области «О защите прав ребенка»
Санитарно - гигиенические нормы и правила
Программа оздоровительного лагеря, утвержденная директором школы.
Кадровые: воспитатели
Список использованной литературы
1.Практика организации летнего отдыха детей: Сборник нормативных документов. – Нижний Новгород: Издательство Дом учителя, 2000
2.Концептуальные подходы к организации и проведению летней оздоровительной компании. — Москва, 2011
3.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - Москва, 1980
4.Сценарий праздников, конкурсов, игр: Для воспитателей педагогов-организаторов (автор составитель Руденко В.И.) — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
5.Летний калейдоскоп: методические материалы по организации летнего отдыха детей, выпуск 7; Екатеринбург, 2003
6.Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере: Сост: Н.А. Горбунова. - Волгоград: Учитель - ACT, 2003.Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома:
7.Подсказки организаторам досуговой деятельности. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000
8.Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. Автор составитель СВ. Савинова - Волгоград: Учитель, 2003
9.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
10.Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Диагностическое обеспечение.
Входящая диагностика проводится в организационный период (первый день) с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в летнем оздоровительном лагере.
1.Чем вы любите заниматься в свободное время?
2.Хотели бы Вы получить новые сведения о профессиях? Каких?
3.Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
4.В какие игры вы любите играть?
5.Каким видом спорта вы занимаетесь?
6.Какие телепередачи вы любите?
7.Интересуетесь ли историей нашего города?
Спасибо за ответы!
Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены (последний день) для того, чтобы судить о достижении цели программы.
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в профориентационном летнем городском оздоровительном лагере.
Анкета на выходе.
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в профориентационной смене?
Да
Скорее да, чем нет
Затрудняюсь ответить
Скорее нет, чем да
Нет
2. Насколько интересно был организован твой отдых?
3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые
Спортивные
Организаторские
Трудовые
Затрудняюсь ответить
5. Твои предложения по проведению отдыха ?