Управление образования администрации
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №53 г.Бикина
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрена Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБОУ ООШ №53
протокол №
от « » мая 2023 г Лоншакова Л.В.
от « » мая 2023 г
Программа летнего
школьного объединения
«Химический фейерверк»
Возраст обучающихся 14-15 лет
Уровень усвоения - базовый
составитель:
Суслопарова О.А.,
учитель биологии и химии
МБОУ ООШ №53
Бикин, 2023
Паспорт программы
летнего школьного объединения «Химический фейерверк»
на 2023 год.
Полное название программы | Программа летнего школьного объединения «Химический фейерверк». |
Адресат деятельности | Учащиеся МБОУ ООШ №53 г.Бикина 14 лет |
Сроки реализации программы | С 02 июня по 14 июня 2023 года |
Цель программы | Развитие интереса к предмету химия. Сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности |
Задачи | освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей. |
Краткое содержание программы | Программа летнего школьного объединения «Химический фейерверк» является важной составной частью учебно-воспитательного плана школы, т.к. обеспечивает воспитательную и оздоровительную работу на каникулах с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей, развивает ценностные ориентации, пополняет знания школьников. Мир природы изучают естественные науки: биология, физика и, конечно, химия. Химия является одной из интереснейших наук. Она изучает вещества, их свойства и превращения веществ друг в друга. Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии. В учебных планах предмету «Химия» отведено 2 часа в неделю. Программа же по химии весьма обширна. Поэтому учитель химии вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчётные задачи. Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности. А не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех. Практическая значимость программы: Главное предназначение данного кружка состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения. Летнее школьное объединение «Химический фейервер» реализуется с 02 июня по 14 июня 2023 года. |
Ожидаемый результат | Развитие личности школьников, приобретение социального опыта. Интенсификация воспитательной и оздоровительной работы на каникулах с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей. Получение школьниками опыта практической деятельности – решение расчетных задач по химии. |
Название организации | МБОУ ООШ №53 г.Бикина |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 682970 г.Бикин, ул.Дальневосточная, 26 |
ФИО руководителя учреждения | Лоншакова Людмила Васильевна |
Финансовое обеспечение программы | Взнос родителей учащихся |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Химический фейерверк» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
- Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года).
- Устав МБОУ ООШ №53 г. Бикина Хабаровского края.
Актуальность данной программы
Программа летнего школьного объединения «Химический фейерверк» является важной составной частью учебно-воспитательного плана школы, т.к. обеспечивает воспитательную и оздоровительную работу на каникулах с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей, развивает ценностные ориентации, пополняет знания школьников.
Мир природы изучают естественные науки: биология, физика и, конечно, химия. Химия является одной из интереснейших наук. Она изучает вещества, их свойства и превращения веществ друг в друга.
Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии.
В учебных планах предмету «Химия» отведено 2 часа в неделю. Программа же по химии весьма обширна. Поэтому учитель химии вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчётные задачи.
Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности. А не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех.
Практическая значимость программы: Главное предназначение данного кружка состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Химический фейерверк» допускает творческий, вариативный подход со стороны педагога в области возможной замены порядка разделов, введения дополнительного материала, разнообразия включаемых методик проведения занятий и выбора учебных ситуаций для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
Отличительные особенности программы. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков
Программа рассчитана на 10 дней занятий
Уровень программы – базовый.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте 14-15лет, имеющих базовый уровень химической грамотности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся в очной форме еженедневно по 2 часа в течение 10 дней. Летнее школьное объединение «Химический фейерверк» реализуется с 02 июня по 14 июня 2023 года.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий
Период | Продолжитель-ность занятия | Количество занятий | Кол-во дней | Кол-во часов |
Объединение 1 смена | 2 часа | 10 | 10 | 20 |
Итого по программе | | | 10 | 20 |
Программу обеспечивает: учитель химии и биологии Суслопарова Ольга Александровна
Формы организации занятий:
- Групповые;
- Индивидуальные;
Формы проведения занятий
игры;
индивидуальные и коллективные творческие работы;
беседы с обучающимися и их родителями;
урок-проект;
химический практикум
Методы:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе решения химических задач)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной подготовке занимательных химических опытов)
Цели летнего школьного объединения:
Развитие интереса к предмету химия.
Сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности
Задачи летнего школьного объединения:
Обучающие:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул
Развивающие:
на протяжении всех занятий формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
способствовать развитию алгоритмического мышления;
способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной химической промышленности
План работы объединения:
| Проведенная работа | Программа воспитания | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика | всего |
1 | 1. Открытие работы летнего школьного объединения 2. Посещение кинотеатра | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
2 | 1. Решение расчетных задач по химии «Массовая доля элементов в веществе» 2. Занимательные опыты по химии | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
3 | 1. Решение расчетных задач по химии «Массовая доля растворенного вещества в растворе» 2. Занимательные опыты по химии | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
4 | 1. Решение расчетных задач по химии «Массовая доля растворенного вещества в растворе» 2. Занимательные опыты по химии | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
5 | 1. Решение расчетных задач по химии «Моль. Молярная масса» 2.Посещение кинотеатра 3. Занимательные опыты по химии | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
6 | 1. Решение расчетных задач по химии «Расчет по уравнению реакции» 2. Занимательные опыты по химии | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
7 | 1. Занимательные опыты по химии 2. Посещение кинотеатра 3. Решение расчетных задач по химии «Расчет по уравнению реакции» | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
8 | 1. Занимательные опыты по химии 2. Посещение кинотеатра 3. Решение расчетных задач по химии «Расчет по уравнению реакции, если одно из веществ дано в растворе или смеси» | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
9 | 1. Выпуск газеты «Химический Вестник» 2. Занимательные опыты по химии | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
10 | 1. Подведение итогов работы летнего школьного объединения. Награждения. 2. Выпуск газеты «Химический Вестник» | Программа воспитания п 3.2.1-3.2.5 | 1 | 1 | 2 | практическая работа, наблюдение |
итого | | | 10 | 10 | 20 | |
Ожидаемые результаты:
Развитие личности школьников, приобретение социального опыта.
Интенсификация воспитательной и оздоровительной работы на каникулах с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.
Получение школьниками опыта практической деятельности – решение расчетных задач по химии.
Критерии эффективности деятельности объединения:
Постановка реальных целей и планирование результатов деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском коллективе, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
Творческое сотрудничество руководителя и детей;
Желание участвовать в работе объединения на следующий год.
Раздел II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы:
Помещение для проведения объединения– кабинет информатики №20 (кабинет химии), на базе МБОУ ООШ №53 г.Бикина.
Материально-техническое обеспечение:
Химические реактивы
Химическая посуда
Компьютер
Интерактивная доска
Тематические диски
Спортивно-игровой инвентарь
Канцелярские товары
Призовой фонд: сувениры, грамоты, дипломы.
Методическая литература
2.3. Формы контроля:
- практические или устные работы, приуроченные к теме занятий;
- тестовые задания
- викторины;
- проектная деятельность;
- защита проекта.
2.4.Оценочные материалы
- Таблица итогового контроля
- Критерии оценки выполнения индивидуальных и коллективных проектов.
2.5. Перечень методических материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся):
Химические реактивы
Химическая посуда
Средства реализации ИКТ материалов на занятии (компьютер, проектор, экран)
Рабочая программа является составной частью и разработана в соответствии с Положением о рабочей программе.
Литература:
Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс.
Б.Д.Степкин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
А.Храпковский. Занимательные очерки по химии.
Д.Шкурко. Забавная химия.
В.Н.Алексинский. Занимательные опыты по химии.
Приложение №1
Оценочные материалы
Предполагается использование методики оценки образовательных результатов, разработанной профессором Л.Н.Буиловой, заведующей кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования.
Методика анализа образовательных результатов по дополнительным общеразвивающим программам включает:
предметные результаты (реализация задач программы, связанных с освоением теоретических знаний и практических умений, формируемых через освоение учебного материала);
метапредметные результаты (реализация задач программы, связанных с применением усвоенных знаний и приобретенных способов деятельности как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций);
личностные результаты (реализация задач программы, связанных с готовностью и способностью учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению).
«Мониторинг образовательных результатов школьников по
дополнительным общеразвивающим программам»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности показателя/уровень/балл | Методы |
Теоретическая подготовка |
Теоретические знания по разделам программы | Теоретические знания учащегося соответствуют программным требованиям | Учащийся владеет менее чем 1/2 объема знаний по программе; уровень минимальный (1-3 балла) Усвоил более 1/2 объема знаний по программе; уровень средний (4-6 баллов) Освоил весь объем знаний по программе за учебный период; уровень максимальный (7-9 баллов) | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос |
Владение терминологией по тематике программы | Использует специальную терминологию осмысленно и правильно | Избегает употреблять специальные термины; уровень минимальный (1-3 балла) Сочетает специальную терминологию с бытовой лексикой; уровень средний (4-6 баллов) Употребляет термины осознанно и в соответствии с их содержанием; уровень максимальный (7-9 баллов). | Собеседование, анализ проектноисследовательских работ, выступлений на учебных конференциях |
Практическая подготовка |
Практические умения и способы действий, предусмотренные программой | Умения и способы действий соответствуют программным требованиям. Использует без затруднений оборудование и специальное оснащение | Владеет менее чем 1/2 предусмотренных умений и способов действий; уровень минимальный (1-3 балла) Владеет более 1/2 умений и способов действий; уровень средний (4-6 баллов) Владеет практически всеми умениями и способами действий по программе за учебный период; уровень максимальный (7-9 баллов). | Контрольное задание, анализ готового продукта |
Творческое отношение к делу, умение воплотить его в готовом продукте | Проявляет креативность при выполнении работы (заданий) | Выполняет простейшие практические задания; уровень минимальный (1 -3 балла) Выполняет задания по образцу; уровень средний (4-6 баллов) Выполняет практические задания с элементами творчества; уровень максимальный (7-9 баллов). | Контрольное задание |
Универсальные учебные действия («умение учиться») |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Умение организовать свое рабочее место, соблюдение правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельно готовит рабочее место к деятельности и убирает его. Демонстрирует безопасное поведение, соответствующее программным требованиям. Проявляет аккуратность в работе | Соблюдает менее 1/2 объема правил безопасности, редко и после напоминаний педагога убирает рабочее место, неаккуратно выполняет задания и только под присмотром педагога; уровень минимальный (1-3 балла). Соблюдает более 1/2 объема правил безопасности, старается проявлять аккуратность, убирает рабочее место частично самостоятельно, частично под присмотром педагога; уровень средний (4-6 баллов). Освоил весь объем умений, проявляет аккуратность, убирает рабочее место без напоминаний педагога, соблюдает безопасное поведение; уровень максимальный (7-9 баллов). | Наблюдение, контрольное задание |
Познавательные универсальные учебные действия |
Умение подбирать и анализировать разные источники информации для выполнения творческого задания, проведения исследования, подготовки проекта, участия в эксперименте | Самостоятельно подбирает, анализирует и систематизирует информацию | Испытывает серьезные затруднения в подборе и систематизации информации, нуждается в помощи педагога; уровень минимальный (1-3 балла) Работает с информационными источниками с помощью педагога или родителей; уровень средний (4-6 баллов) Работает с любыми информационными источниками самостоятельно, трудностей не испытывает; уровень максимальный (7-9 баллов) | Анализ исследовательских и проектных работ |
Умение выполнять учебноисследовательскую работу: проводить самостоятельные учебные исследования | Определяет тему, план работы, выполняет план, адекватно воспринимает замечания педагога, структурирует учебное исследование, готовит презентацию результатов | Испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи педагога; уровень минимальный (1-3 балла) Выполняет проект или исследование с помощью педагога или родителей; уровень средний (4-6 баллов) Выполняет самостоятельно более 1/2 объема проекта или исследования, трудностей не испытывает; уровень максимальный (7-9 баллов). | Анализ исследовательских и проектных работ, продуктов проектной деятельности, результатов исследования |
Владение ИКТ, их использование при выполнении творческих заданий, подготовке проектов и исследований | Работает самостоятельно с редактором текста, таблицами, оформляет результаты проектной и исследовательской деятельности, готовит презентацию | Испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи педагога; уровень минимальный (1-3 балла) Использует ИКТ с помощью педагога или родителей; уровень средний (4-6 баллов) Использует ИКТ самостоятельно, трудностей не испытывает; уровень максимальный (7-9 баллов). | Анализ исследовательских и проектных работ |
Развитие познавательных процессов и творческих способностей (внимание, память, мышление, воображение, речь; умение выполнять творческие задания, проявлять оригинальность, самостоятельность, умение импровизировать) | Проявляет устойчивое внимание, развитость речи, мышления, творческого воображения. | Учащийся демонстрирует рассеянное внимание; процесс запоминания затруднен; воображение репродуктивное; речь развита слабо; учащийся пассивен, не может воспринимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий; уровень минимальный (1-3 балла) Не всегда может сконцентрировать внимание; процесс запоминания выборочен; воображение репродуктивное с элементами творчества; учащийся знает ответ на вопрос, но не всегда может четко оформить свою мысль; недостаточно активен, творческие задания выполняет под контролем педагога; может проявлять оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий, но часто требуется помощь педагога; уровень средний (4-6 баллов). Демонстрирует устойчивое внимание; хорошо запоминает информацию; обладает содержательной, вырази тельной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы. Обнаруживает сообразительность, ассоциативное мышление, творческое воображение; проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений, выработана привычка к свободному самовыражению; уровень максимальный (7-9 баллов). | Анализ готового продукта, наблюдение |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Умение работать в группе, выполнять коллективные проекты, выступать перед аудиторией, логично выстраивать текст выступления, корректно вести полемику. | Свободно владеет и транслирует другим ученикам подготовленную информацию. Самостоятельно строит выступление, логично представляет результаты работы | Испытывает серьезные затруднения при работе в группе, при подготовке текстов проекта, исследования для защиты. Нуждается в помощи педагога; уровень минимальный (1-3 балла) Затруднений при работе в группе не испытывает. Текст проекта или исследования готовит с помощью педагога или родителей; уровень средний (4-6 баллов) Затруднения при работе в группе не испытывает. Самостоятельно выполняет более У объема проекта или исследования; уровень максимальный (7-9 баллов). | Наблюдение, анализ презентаций, выступлений |
Личностные универсальные учебные действия |
Терпение Воля. Самоконтроль | Способен Выдерживать известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности, активно побуждать себя к деятельности. Умеет контролировать свою деятельность и поступки | Терпения хватает менее чем на ½ занятия; волевые усилия учащегося побуждаются извне; нуждается в постоянном внешнем контроле; уровень минимальный (1-3 балла) Терпения хватает более чем на 1/2 занятия, к проявлению волевых усилий побуждает частично педагог, частично - сам учащийся, периодически контролирует себя сам; уровень средний (4-6 баллов). Терпения хватает на все занятие, волевые усилия проявляет всегда самостоятельно, постоянно сам контролирует результаты работы и своего поведения; уровень максимальный (7-9 баллов). | Наблюдение, анкетирование |
Понимание себя и других, способность к саморазвитию | Уважительно относится к таким личностным качествам, как честность, справедливость, доброжелательность, способность к взаимопомощи. Осознанно управляет своими эмоциями и поведением. Понимает необходимость и значимость самоизменения, саморазвития. | Учащийся не в полной мере понимает важность уважительного отношения к другим людям, сам он не всегда честен и справедлив; не способен взять под контроль свои эмоциональные состояния. Вопросами саморазвития не интересуется. Уровень минимальный (1-3 балла). Ребенок понимает важность таких качеств как честность, справедливость, сочувствие к другим людям, но у него самого они проявляются ситуативно; периодически удается самостоятельно справляться со своими эмоциональными состояниями; планы по саморазвитию реализуются спорадически; уровень средний (4-6 баллов). Учащийся во взаимодействии с окружающими ценит и сам проявляет честность, справедливость; уступчивый, доброжелательный стиль взаимоотношений; способен осознанно управлять своими эмоциями и поведением; осознает необходимость личностного саморазвития и осознанно выстраивает его; уровень максимальный (7-9 баллов). | Анкетирование, тестирование |
Коммуникативная компетентность, ответственность | Способен взаимодействовать со сверстниками, занять конструктивную позицию в конфликтной ситуации. Участвует в коллективных делах, проявляет интерес, инициативу, ответственность в отношении к общему делу. | В общении неустойчив, может спровоцировать конфликт, участвует в коллективных делах, но в основном пассивен; степень ответственности не стабильна; уровень минимальный (1-3 балла). Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. В общении в целом доброжелателен; в коллективных делах участвует преимущественно по инициативе педагога. Ответственное отношение к делу частично стимулируется педагогом; уровень средний (4-6 баллов). В общении стабильно доброжелателен, возникающие конфликты пытается уладить самостоятельно, инициативен в общих делах, воспринимает их как свои собственные, проявляя максимально доступную возрасту степень ответственности; уровень максимальный (7-9 баллов). | Наблюдение, тестирование. |
Список членов объединения
№ | Ф.И. |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
Литература:
Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс.
Б.Д.Степкин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
А.Храпковский. Занимательные очерки по химии.
Д.Шкурко. Забавная химия.
В.Н.Алексинский. Занимательные опыты по химии.