Программа "Мир танца" (работа с одаренными детьми)
Пояснительная записка
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и
от красивой жизни к абсолютной красоте"
( Платон)
Ведущие педагоги и психологи считают, что важной задачей педагогики в наши дни является обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка: «Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Поэтому становится актуальным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных учреждениях». Вырос и социальный запрос в организации условий для дополнительного образования детей. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия. Кроме того, для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в физическом и психическом развитии. Недостаточная двигательная активность детей приводит к нежелательным последствиям. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают медики, психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психологической и медицинской помощи детям.
Таким образом, возникает необходимость в создании образовательной среды для проявления и развития способностей, укрепления психического и физического здоровья каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Этот вывод послужил стимулом для создания условий на базе дошкольного образовательного учреждения для организации данной среды.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Известный педагог – ритмист Н.Г. Александрова утверждает: «Хореографическое искусство, как средство физического и нравственного воспитания позволяет решить сразу несколько проблем в развитии ребенка. Танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство. Стремление к красоте тела и движений, к выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически с самого раннего возраста». Известные хореографы нашей страны - Устинова Т. А., Моисеев И., Боголюбская М. С., полагают, что основополагающими музыкально-педагогическими методами являются - знание искусства народов и законов сценической жизни танцев, а также создание образа танца.
Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в школе. Для реализации данной работы и была разработана программа «Мир танца».
Данная программа рассчитана на 3 года обучения с возрастной категорией детей 6-8 лет, в форме групповых и индивидуальных занятий два раза в неделю. На реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю.
Часть I
Характеристика программы
Педагогическая целесообразность
Возраст 6 - 8 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Ребенка можно побуждать к выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.
Актуальность
Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных кружков для одаренных и талантливых детей. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца, музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыразиться. Взяв за основу уникальность дошкольного возраста, мы попытались разработать цикл занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений, развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом. Кроме того, расширять знания детей об истории возникновения танцев не только родного края, но и других стран и народов, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.
Социальная значимость
Реализация программы «Мир танца» предоставляет возможность удовлетворения запроса родителей в создании условий в школе для развития детей средствами танцевального искусства.
Инновационный подход к содержанию программы
Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.
Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально-ритмических движений (а не на внешней стороне обучения).
Учет региональных и территориальных особенностей хореографического искусства (освоение танцев народов ханты, использование музыкального репертуара композиторов и поэтов Кондинского района, Ханты – мансийского округа).
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений. Коррекция традиционных методик работы на инновационные, направленные «на себя во взаимодействии с детьми».
Принципы педагогической деятельности в работе детьми:
Принцип гуманно – личностного отношения к ребенку, направленного на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Принцип культуросообразности – изучение культурных ценностей и национальных традиций.
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и, как показывает опыт, может быть успешно реализовано в массовой практике дошкольного дополнительного образования.
Часть II
Содержание работы
В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами искусства хореографии, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях школы.
Программа создана с учетом целей и задач образовательного процесса в детском саду. Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.
На каждом этапе обучения материал распределен по основным четырем разделам хореографического искусства:
-
азбука музыкального движения;
-
элементы современного танца;
-
элементы классического танца;
-
элементы народного танца;
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет своей целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Воспитанники должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям воспитанников, но и учитывать их возрастную психологию. В конце обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа. Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.
Реализация практической части программы планируется в процессе хореографических занятий. Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами и семьями воспитанников.
В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.
В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей: хореографические постановки танцев, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.
Занятия ритмикой делятся на несколько видов:
Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе, объясняются приемы исполнения движений.
Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.
Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.
Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.
Занятия проводятся в игровой форме, зачастую, в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений), заключительная часть (дыхательные упражнения).
Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий учитывается их развивающий характер, обеспечивается ДА детей, самостоятельность, творчество, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях, утренниках, развлечениях.
Цель программы:
Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи программы
1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знакомства с хореографическим искусством.
2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей на основе овладения и освоения начал хореографической культуры.
3. Обучение пониманию языка танца в сочетании с музыкой, умению анализировать средства композиционной выразительности танца.
4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к членам коллектива.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны уметь:
-
заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью;
-
самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли);
-
использовать в танцевальной деятельности различные виды танца.
Должны знать:
-
некоторые виды танца (русский народный танец, эстрадный, классический т.д.);
-
некоторые приёмы исполнения движений.
Должны иметь представления:
В течение года, используя полученные знания и умения, дети, демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах, миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в школе.
Этапы реализации программы
Первый этап – диагностико-организационный
Обеспечение материально-технической базы;
-
создание системы диагностики развития детей в процессе реализации программы;
-
разработка отдельных форм и методов работы с детьми;
-
организация информационно-методического обеспечения;
-
разработка авторской программы.
Второй этап – организационно-практический
-
Работа с детьми
-
Работа с родителями
-
Работа с педагогами
-
Система работы с детьми
Основная форма занятий – практическая. Но в процессе обучения обязательно проводятся беседы с подачей нового материала, просматриваются видеоматериалы. В результате бесед у детей вырабатывается способность анализировать пройденный материал.
Работа с родителями
Задачи:
1. Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы.
2. Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми.
3. Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.
4. Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.
Активные формы работы с родителями.
1. Родительская гостиная “Программа “Мир танца ” как современная педагогическая технология, направленная на развитие хореографических способностей дошкольников”.
2. Презентация авторской программы “Мир танца ”
3. Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада
4. Организация работы по подготовке концертных костюмов.
5. Выступления детей на родительских собраниях.
6. Викторины на музыкальных встречах.
7. Консультации о психолого-педагогическом влиянии танца на развитие ребенка.
Работа с педагогами
Консультации психолога «Лечим «звездную болезнь»», «Поддержка высокой самооценки ребенка».
Третий этап-отчет
Отчет реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2020 году. На данном этапе предполагается:
-
юбилейный (10 лет) отчетный концерт
-
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения; разработка перспективного плана - программы дальнейшей работы в этом направлении.
Тематическое планирование
№ | Тема | Название танца | Часы |
1 | Диагностика | | 1 |
2 | «Здравствуй, Осень золотая» | «Танец с зонтиками» | |
3 | «Танцы народов мира» | Испанский танец | |
Японский танец с веерами | |
4 | «Современные танцы» | | |
5 | «Песни войны» | | |
6 | Спортивные танцы | | |