Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 17»
СОГЛАСОВАНО Председатель ПК Иванова В.Д. «___» _________ 2022 | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета «___» _________ 2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор КГКУ №17 Федотова О.В. «___» _________ 2022 |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«ФОРМА ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»
(вариант: молодой специалист)
на период 2022/2023 годы
Основной инструмент (техника) наставничества:
консультирование
Наставник: Кригер М.А.
Наставляемый: Кочергина Г.С.
Куратор: Савватеев И.А.
2022
Раздел 1. Общие положения
Целью программы наставничества является: формирование умения выстраивать взаимодействие с воспитанниками детского дома
Задачи программы наставничества:
1. знакомить наставляемого с приёмами улучшения дисциплины воспитанников на занятиях
2. передать опыт наставляемому в организации и проведении занятий с воспитанниками
3. оказать психологическую поддержку наставляемому
4. обучать приемам улучшения психологического микроклимата в группе воспитанников
Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества
Зона ответственности наставника
Права и обязанности наставника:
Стремиться, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью «Программу наставничества»
Сотрудничать с наставляемым по «Программе наставничества» в духе
взаимопонимания и взаимного уважения.
Не уклонятся от новых знаний.
Не разглашать конфиденциальную информацию.
Уважать Права Человека и основные принципы наставничества.
Обеспечивать необходимое обучение и помощь в формировании умения выстраивать взаимодействие с воспитанниками детского дома
Зона ответственности наставляемого
Права и обязанности наставляемого:
взаимопонимания и взаимного уважения.
Не уклонятся от новых знаний.
Не разглашать конфиденциальную информацию.
Уважать Права Человека и основные принципы наставничества.
Обучиться приёмам улучшения взаимодействия с воспитанниками детского дома
Научиться самостоятельно применять техники по улучшению психологического микроклимата в группе
Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (далее – Куратор).
Зона ответственности куратора относятся:
обеспечивать разумную регламентацию деятельности наставника и наставляемого;
определять пределы добровольческого сотрудничества, ясно формулировать задачи и уважительно относиться к функциям каждого;
поручать каждому деятельность, которая ему больше всего подходит, обеспечивая необходимое обучение и помощь;
обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их обнародование;
предусмотреть методы прекращения наставником и наставляемым своей деятельности, как по инициативе куратора, так и по их собственной.
Утверждение кандидатуры наставника Кргиер М.А., педагога-психолога осуществлено приказом директора КГКУ детский дом № 17 от 04.10.22 № 75
Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника Кригер Марии Александровны и наставляемого: инструктора по труду Кочергиной Галиной Сергеевной.
Обязательное письменное согласие прилагается к документам в конце программы. Письменное согласие может быть оформлено в виде проставления отметки об отсутствии возражений на специально разработанном бланке или распорядительном акте ОО, а также в виде соглашения между наставником и наставляемым.
Наставник Кригер М.А. прикрепляется к наставляемому Кочергиной Г.С. на срок: 1год
Раздел 3. Нормативные требования к результату наставничества и
предполагаемые результаты реализации разрабатываемой программы
наставничества.
Согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638) у наставляемого будут формироваться следующие компетенции
Компетенции инструктора по труду | Дефицит |
Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний. | |
Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях. | + |
Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников. | + |
Обеспечивает выполнение программы обучения. | |
Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование. | |
Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение. | |
Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности. | |
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. | |
Компетенции инструктора по труду | Дефицит |
Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь. | |
Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. | |
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам. | |
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. | |
* Знаком «+» отмечены компетенции из общего перечня компетенций, которые будут формироваться
Критериями эффективности формирования отрабатываемых компетенций является:
улучшение дисциплины воспитанников на занятиях у наставляемого;
усиление уверенности в собственных силах наставляемого;
повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества: методических практик молодого специалиста, побед воспитанников, подготовленных наставляемым;
участие наставляемого в мероприятиях за рамками образовательной организации;
Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле
Раздел 4. План взаимодействия пары, наставник-наставляемый раскрывает:
План мероприятий по взаимодействию пары
№ пп | Мероприятие | Дата | Цель | Планируемый результат | Форма отчетности | Срок отчет-ности |
1 | Консультация наставляемого | 12.10. 22 | информировать наставляемого о проекте, его целях, правах и обязанностях участников программы, её содержании | повышение уровня осведомлённости о программе наставничества; повышение мотивации к решению проблемы | журнал наставника | 14.10. 22 |
2 | Консультация наставляемого | 18.10. 22 | передать знания о психоло-гических особенностях воспитанников | информированность о психологии детей детского дома | протокол методи-ческого объеди-нения | 18.10. 22 |
3 | Поход | 23.10. 22 | помочь наладить взаимо-отношения между наставляемым и воспитан-никами | улучшение психоэмоционального состояния наставляемого и воспитанников | написать статью и выложить на сайт детского дома | 23.10. 22 |
4 | Игры на сплоченность | 16.11. 22 | передача опыта по проведению игр на сплочённость | повышение сплочённости между наставляемым и воспитанниками | доклад на педаго-гическом совете | 25.11. 22 |
5 | Проведение открытого занятия по профилактике конфликтов | 07.12. 22 | передача знаний о приёмах профилактики конфликтов | улучшение дисциплины в группе, сотрудничество между наставляемым и воспитанниками | протокол работы проблемной группы | 10.12. 22 |
6 | Новый год | 18.12. 22 | помощь в организации и проведении занятия по подготовке к празднику | повышение заинтересованности у воспитанников в выполнении поделок; повышение уверенности в своих силах у наставляемого и воспитанников | выставка детских работ | 20.12. 22 |
План работы наставника
№ пп | Дата | Меро-приятие | Цель | Планируемый результат | Форма отчет- ности | Срок отчет- ности |
1 | 16.10 | Консульта-ция с воспитан-никами | выявление трудностей отношений в группе, поиск оптимальных способов их решения | познакомить детей со способами профилактики конфликтов в группе | журнал наставника | 16.10 |
2 | 15.05 | Тестиро-вание воспитанников | Выявление особенностей эмоцио-нального состояния воспитанников на занятиях по труду | познакомить с динамикой эмоци-онального состояния воспитанников; развитие самоанализа педагогической деятельности наставляемого | Подготовка доклада, презентация результатов на педсовете | 20.05 |
3 | 21.05 | Беседа с куратором | Обобщение опыта работы по программе наставничества | Устранение дефицита у педагога по налаживанию конструкти-вного взаимодействия с воспитан-никами детского дома | Годовой отчёт, внесение опыта работы в банк данных | 25.05 |
План работы наставляемого
№ пп | Дата | Мероприятие | Цель | Планируемый результат | Форма отчет-ности | Срок отчет- ности |
1 | 20.01. 23 | Проведение мастер-класса с воспитан-никами «Открытка для друга» | транслирова-ние позитивного опыта взаимо-действия с воспитан-никами; раскрытие творческого потенциала педагога и детей; улучшение микроклимата в группе воспитанников | отработка навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций; закрепление умения организовывать детей на занятии; овладение приёмами, стимулирующим интерес к творческой деятельности | Видеоролик | 25.01. 23 |
2 | 19.02. 23 | Диагностика | изучение профессиональных интересов и склонностей, | повышение мотивации воспитанников к профессиональной деятельности и труду | заполнение Паспорта подростка группы риска | 25.02. 23 |
3 | 26.02. 23 | Участие наставляемого и воспитан-ников в конкурсе за пределами образова-тельной организации | внедрение технологии «ситуация успеха» | сформиро-ванность доверительных отношений между наставляемым педагогом и воспитанниками, повышение уровня профес-сионального мастерства наставляемого | Грамоты, дипломы | 14.04.23 |
Раздел 5. Перечень мероприятий, регламентирующих реализацию
программы наставничества.
Формы поощрения наставника является: объявление благодарности
Условиями поощрения наставника утверждены приказом директора детского дома
Раздел 6. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества.
1. Приказ директора детского дома о назначении наставника;
2. Соглашения между наставником и наставляемым;
3. Журнал наставника;
4. Отчеты о деятельности наставника и наставляемого;
5. Анкеты и анализ результатов анкетирования наставника и наставляемого;
6. Протоколы заседаний педагогического и методического советов, на которых рассматривались вопросы наставничества.
7. Положение о Программе наставничества в образовательных организациях
Хабаровского края от 25.10.2021 №169-од
Соглашение о наставничестве
Инструкция. Подумайте, каким образом Вам (и наставнику, и наставляемому) хотелось бы организовать совместную работу, и договоритесь о следующих шагах:
Наставник Кригер М.А. | Наставляемый Кочергина Г.С. |
Учреждение Детский дом № 17 | Учреждение Детский дом № 17 |
Предпочтительный метод коммуникации: очно/эл. почта/телефон по плану программы; ответы на прямые устные обращения в рабочее время и вопросы по мобильной связи в рабочее и нерабочее время | Предпочтительный метод коммуникации: очно/эл. почта/телефон по плану программы; прямые устные обращения в рабочее время, вопросы по мобильной связи в рабочее и нерабочее время |
Договоренности |
Как часто хотелось бы проводить личные встречи? 1-2 раза в неделю |
Кто будет инициатором встреч? Наставник |
Как долго должны продолжаться Ваши коммуникации? 1 час |
По окончанию обучения я хочу получить… | Чего Вы хотели бы получить? | По окончанию обучения я ожидаю, что смогу… |
Я, как ваш наставник, буду оказывать помощь в развитии ваших компетенций по вашему запросу, (формированию умения выстраивать взаимодействие с воспитанниками), предоставлять вам обратную информацию сразу по выполнению вами работы, определять новые рабочие задания для вас | Что следует соблюдать, чтобы достичь результатов | Я, как ваш наставляемый, буду нести ответственность за выполнение согласованных заданий, еженедельно давать отчет о выполнении заданий, предоставлять обратную информацию по получению навыков улучшения взаимодействия с воспитанниками т.д |
Анкетирование, тестирование педагога и воспитанников, анализ занятий, отчеты о деятельности наставника | Как мы определяем и измеряем достигнутые результаты? | Проведение открытых занятий, мастер-классов, получение грамот, победы в конкурсах, отчеты о деятельности наставляемого |
| Кто еще должен быть задействован в данном процессе? Специалист в данной области: педагог-психолог Петрова Д.П. | |
Политика конфиденциальности: Мы соглашаемся с тем, что нижеизложенные темы наших обсуждений носят конфиденциальный характер: Если мы примем решение обсуждать эти темы за рамками нашего диалога, мы будем испрашивать разрешения другой стороны. |
Дата согласования соглашения: | Дата согласования соглашения: |