МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 ИМ. П.Т. ХАРИТОНОВА» Г. УЛАН-УДЭ
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСВА
«Учитель – ученик, успех каждого ребенка»
Вид наставничества: индивидуальное, социальное, учебное.
Форма наставничества: учитель-ученик.
Составитель: Обросова Яна Владиславовна
учитель начальных классов
Улан-Удэ 2022
Пояснительная записка. Педагог -наставник.
Кто на себя глядит — свой видит лик,
Кто видит лик свой — цену себе знает,
Кто знает цену — строг к себе бывает,
Кто строг к себе — тот истинно велик!
Пьер Гренгор
Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя…
Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Более того, очень много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников.
Настоящая Целевая модель наставничества, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - Целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Учитель будущего".
Программа наставничества разработана на 3 учебных года в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Цель программы наставничества - разносторонняя поддержка обучающегося начальной школы с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивному обучающемуся».
Задачи: помощь в реализации лидерского потенциала;
развитие гибких навыков и метакомпетенций;
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
Установление контакта с ребенком и с родителями.
Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе.
Забота о быте ребенка.
Отслеживание социальных контактов и ближайшего окружения.
Помощь в получении образования.
Развитие кругозора и организация досуга.
Правовая поддержка подростка и родителей.
Контроль над соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничение пребывания на улице, обязанность учиться)
Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении ребенка.
Помощь в конфликтных ситуациях в школе.
Организация профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающегося;
Повышение правовой культуры и социально педагогической компетенции родителей обучающегося;
Осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально- психолого- педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха ребенка, находящегося в социально опасном положении;
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
Продолжение работы над портфолио ребенка.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающегося. Наставляемый получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества: Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах;
Улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся;
Рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающегося;
Снижение показателей неуспеваемости обучающегося;
Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
Основные направления: Правовое просвещение;
Пропаганда ЗОЖ;
Профилактика вредных привычек;
Профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;
Наставник может научить: видеть и понимать проблему;
принимать ее;
разрешать ее;
или осознать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью).
Принципы наставничества: Личностный подход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Системность – необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации учащегося группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
Оптимистическая гипотеза – вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
Объективность подхода к ребенку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
Коммуникативность – способность к быстрому и оперативному общению, налаживание связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами и другими категориями).
Неразглашение информации о ребенке и его семье.
Уважение достоинства и культуры всех народов.
Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организовано в духе партнерства и братства.
Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.
Стимулирование чувства ответственности.
Портрет участников:
Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания впланемежличностныхотношений,личнойсамоорганизацииипрофессиональной компетентности.
Пассивный обучающийся. Низко мотивированный, дезориентированный ученик начальной школы, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный об образовательных перспективах, безынициативный к процессам внутри школы.
Область применения в рамках образовательной программы: Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме классного руководства, учебной деятельности. Продолжение работы с наставляемым.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
Выдвижение лучших наставляемых на конкурсы и мероприятия на муниципальном, республиканском уровнях.
Основные мероприятия по реализации программы
Содержание | Планируемый результат | Сроки | Ответственный |
Работа с наставляемым |
Протестировать в новом учебном году обучающегося с целью выявления причин неуспеваемости, сравнить результаты с прошлым учебном годом. | Получить оперативную информацию и сравнить с прошлым учебным годом. | Октябрь, январь | Учитель- наставник |
Провести индивидуальные консультации с обучающимся по результатам срезов, сравнить результаты. | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины не усвоения программы. | В течение года | Учитель- наставник |
Разработать индивидуальные образовательные траектории для «пассивного обучающегося» | Спланировать работу с обучающимися | В течение года | Учитель- наставник |
Продолжать собирать портфолио обучающегося | Получить объективную информацию об успехах учащегося | В течение года | Учитель- наставник |
Организовать контроль усвоения знаний по отдельным темам, разделам, контролировать темы, в которых были пробелы в прошлом учебном году. | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их не усвоения программы. | По плану | Учитель- наставник |
Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности учащегося | Выявить причины школьной тревожности | По плану | Учитель- наставник |
Организовать воспитательную работу через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования | Выявить новые интересы учащихся с низкой учебной мотивацией и привлечь их к занятиям по интересам, продолжить поддерживать. | В течение года | Учитель- наставник |
Организовать отдых в каникулярное время | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Учитель- наставник |
Привлечь учащихся к подготовке коллективных мероприятий в классе, школе | Спланировать досуговую деятельность | В течение года | Заместитель директора по ВР, наставник |
Вовлечь в социально- значимую деятельность учащихся «группы риска» | Спланировать досуговую деятельность | В течение года | Заместитель директора по ВР, наставник |
Работа с родителями обучающихся |
Провести консультации с родителями «пассивных обучающихся» | Выявить вновь появившиеся затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией, продолжать контроль. | В течение года | Учитель- наставник |
Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка | Продолжать работу по ответственности родителей за воспитание и обучение детей. | В течение года | Учитель- наставник |
Продолжать работу по системе открытых уроков для родителей с прошлого учебного года. | Продолжить работу по ответственности родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Учитель- наставник |
Продолжить работу с участием родителей в разработке индивидуальной образовательной траектории для «пассивных обучающихся» | Продолжить работу по ответственности родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Учитель- наставник |
План работы на 2022-2023 учебный год
Организационная работа
№п\п | Название мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
1.1. | Продолжение работы по плану индивидуальной профилактической работы с обучающимся «группы риска». | Сентябрь | Учитель- наставник |
1.2. | Мониторинг социального состава обучающегося группы и их семей. Сравнение результатов с прошлым учебным годом. | Сентябрь | Учитель- наставник |
1.3. | Продолжать осуществлять контроль за успеваемостью обучающегося «группы риска» и выполнением домашней работы. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
1.4. | Продолжать осуществлять контроль за посещением занятий обучающегося «группы риска». | В течение учебного года | Учитель- наставник |
1.5. | Вовлечение в кружковую работу, внеурочную деятельность | В течение учебного года | Учитель- наставник |
Работа с обучающимся «группы риска»
№п\п | Название мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
2.1. | Продолжать работу по индивидуальному сопровождению обучающегося находящийся в социально опасном положении. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
2.2. | Исследование социального окружения обучающегося, состоящих на разных видах учета, сравнить результаты прошлого учебного года. | Октябрь | Учитель - наставник |
2.3. | Изучение интересов и склонностей обучающегося через тестирование, анкетирование и наблюдение с целью вовлечения в кружки, секции по интересам. | Сентябрь, январь | Учитель - наставник |
2.4. | Профилактические мероприятия: беседы о культуре поведения, правильном питании, здоровом образе жизни; Поможет ли нам обман» «Как воспитать в себе сдержанность» «Учись ценить каждый час» «Я и мои соседи» Внеклассное занятие «Уроки о важном» «Правила культуры поведения в общественных мессах, в транспорте» «Стыд и совесть» «Моя любимая профессия» «Что такое счастье?» «Хорошие манеры» «Красота человека в его поступках» (решение ситуационных задач) «Мои проблемы. Что меня волнует?» (блиц-опрос) «Лестница успеха» (органайзер) «Чем я полезен другим?» (органайзер) «Зачем человеку свободное время?» (беседа) «Мои «хочу» и мои «надо» (практикум) «Умей давать и сдерживать свои обещания» «Моя будущая профессия» «Что мне поможет?» (органайзер) Правила безопасности в каникулярное время (инструктажи по ТБ) | В течение учебного года | Учитель- наставник |
Информационная работа.
№п\п | Название мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
3.1. | Разработка буклетов по здоровому образу жизни, суицидальному поведению, по профилактике правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ, алкоголя, табака, наркотиков и т.д. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
3.2. | Разработка рекомендаций родителям, обучающегося по разным темам. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
3.3. | Проведение мероприятий, бесед, классных часов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и т.д. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
3.4. | Индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, суицидального поведения, употребления наркотиков, курения, алкоголя и т.д. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
3.5. | Организация бесед с инспекторами ПДН, психологической службой ППМС-центра и т.д. | В течение учебного года | Учитель- наставник Совместно с ПДН |
3.6. | Участие в работе совета профилактики, педагогических советов. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
Методическая работа.
№п\п | Название мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
4.1. | Продолжение работы по разработке информационных материалов по проблемам психологического здоровья и здорового образа жизни для обучающегося. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
4.2. | Продолжение работы банка данных методических разработок в сфере профилактики курения, алкоголизма, наркомании, бродяжничества и т.д. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
Организационно-массовая работа.
№п\п | Название мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
5.1. | Проведение классных часов, уроков здоровья, бесед. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
5.2 | Продолжение работы с обучающимся по организации участия в мероприятиях тематических месячников. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
5.3. | Продолжение работы с обучающимся по организации участия в спортивных и военно-патриотических мероприятиях. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
5.4. | Продолжение работы с обучающимся по организации участия в конкурсах рисунков, плакатов, буклетов и т.д. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
5.5. | Продолжение работы с обучающимся по организации участия в творческих мероприятиях образовательного учреждения, района, области. | В течение учебного года | Учитель- наставник |
5.6. | Продолжение работы с обучающимся к участию в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах. | В течение учебного года | Учитель- наставник |