СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 ИМ. П.Т. ХАРИТОНОВА» Г. УЛАН-УДЭ
















ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСВА


«Учитель – ученик, успех каждого ребенка»

Вид наставничества: индивидуальное, социальное, учебное.

Форма наставничества: учитель-ученик.








Составитель: Обросова Яна Владиславовна

учитель начальных классов



















Улан-Удэ 2022


Пояснительная записка.

Педагог -наставник.  

                                                                                         Кто на себя глядит — свой видит лик,
                                                                                       Кто видит лик свой — цену себе знает,
                                                                                      Кто знает цену — строг к себе бывает,
                                                                                     Кто строг к себе — тот истинно велик!

                                                                                                                                    Пьер Гренгор

Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя…


Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Более того, очень много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников.


Настоящая Целевая модель наставничества, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - Целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Учитель будущего".


Программа наставничества разработана на 3 учебных года в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».


Цель программы наставничества - разносторонняя поддержка обучающегося начальной школы с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивному обучающемуся».

Задачи:
  • помощь в реализации лидерского потенциала;

  • развитие гибких навыков и метакомпетенций;

  • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,

  • Установление контакта с ребенком и с родителями.

  • Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе.

  • Забота о быте ребенка.

  • Отслеживание социальных контактов и ближайшего окружения.

  • Помощь в получении образования.

  • Развитие кругозора и организация досуга.

  • Правовая поддержка подростка и родителей.

  • Контроль над соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничение пребывания на улице, обязанность учиться)

  • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении ребенка.

  • Помощь в конфликтных ситуациях в школе.

  • Организация профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающегося;

  • Повышение правовой культуры и социально педагогической компетенции родителей обучающегося;

  • Осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально- психолого- педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха ребенка, находящегося в социально опасном положении;

  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;

  • Формирование потребности ведения здорового образа жизни.

  • Продолжение работы над портфолио ребенка.


Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающегося. Наставляемый получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.


Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
  • Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах;

  • Улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся;

  • Рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающегося;

  • Снижение показателей неуспеваемости обучающегося;

  • Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.


Основные направления:
  • Работа с учащимся «группы риска»;

  • Правовое просвещение;

  • Пропаганда ЗОЖ;

  • Профилактика вредных привычек;

  • Профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;


Наставник может научить:
  • видеть и понимать проблему;

  • принимать ее;

  • разрешать ее;

  • или осознать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью).


Принципы наставничества:
    • Личностный подход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

    • Системность – необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации учащегося группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.

    • Оптимистическая гипотеза – вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».

    • Объективность подхода к ребенку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).

    • Коммуникативность – способность к быстрому и оперативному общению, налаживание связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами и другими категориями).

    • Неразглашение информации о ребенке и его семье.

    • Уважение достоинства и культуры всех народов.

    • Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организовано в духе партнерства и братства.

    • Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.

    • Стимулирование чувства ответственности.


Портрет участников:


  • Наставник.

Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания впланемежличностныхотношений,личнойсамоорганизацииипрофессиональной компетентности.

  • Наставляемый.

Пассивный обучающийся. Низко мотивированный, дезориентированный ученик начальной школы, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный об образовательных перспективах, безынициативный к процессам внутри школы.


Область применения в рамках образовательной программы:

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме классного руководства, учебной деятельности. Продолжение работы с наставляемым.


Мероприятия по популяризации роли наставника.

Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.

Выдвижение лучших наставляемых на конкурсы и мероприятия на муниципальном, республиканском уровнях.














Основные мероприятия по реализации программы

Содержание

Планируемый результат

Сроки

Ответственный

Работа с наставляемым

Протестировать в новом учебном году обучающегося с целью выявления причин неуспеваемости, сравнить результаты с прошлым учебном годом.

Получить оперативную информацию и сравнить с прошлым учебным годом.

Октябрь, январь

Учитель- наставник

Провести индивидуальные консультации с обучающимся по результатам срезов, сравнить

результаты.

Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины не усвоения программы.

В течение года

Учитель- наставник

Разработать индивидуальные образовательные траектории для «пассивного обучающегося»

Спланировать работу с обучающимися

В течение года

Учитель- наставник

Продолжать собирать портфолио обучающегося

Получить объективную

информацию об успехах учащегося

В течение года

Учитель- наставник

Организовать контроль усвоения знаний по отдельным темам, разделам, контролировать темы, в которых были пробелы в прошлом учебном году.

Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их не усвоения программы.

По плану

Учитель- наставник

Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности учащегося

Выявить причины школьной тревожности

По плану

Учитель- наставник


Организовать воспитательную работу через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования

Выявить новые интересы учащихся с низкой учебной мотивацией и привлечь их к занятиям по интересам, продолжить поддерживать.

В течение года

Учитель- наставник

Организовать отдых в каникулярное время

Спланировать досуговую деятельность учащихся

В течение года

Учитель- наставник

Привлечь учащихся к подготовке коллективных мероприятий в классе, школе

Спланировать досуговую деятельность

В течение года

Заместитель директора по ВР, наставник

Вовлечь в социально- значимую деятельность учащихся «группы риска»

Спланировать досуговую деятельность

В течение года

Заместитель директора по ВР, наставник

Работа с родителями обучающихся

Провести консультации с родителями «пассивных обучающихся»

Выявить вновь появившиеся затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией, продолжать

контроль.

В течение года

Учитель- наставник

Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка

Продолжать работу по ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

В течение года

Учитель- наставник

Продолжать работу по системе открытых уроков для родителей с прошлого учебного года.

Продолжить работу по ответственности родителей за воспитание и обучение детей

В течение года

Учитель- наставник

Продолжить работу с участием родителей в разработке индивидуальной образовательной траектории для «пассивных обучающихся»

Продолжить работу по ответственности родителей за воспитание и обучение детей

В течение года

Учитель- наставник

План работы на 2022-2023 учебный год

  1. Организационная работа



№п\п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

1.1.

Продолжение работы по плану индивидуальной профилактической работы с обучающимся «группы риска».

Сентябрь

Учитель- наставник

1.2.

Мониторинг социального состава обучающегося группы и их семей. Сравнение результатов с прошлым учебным годом.

Сентябрь

Учитель- наставник

1.3.

Продолжать осуществлять контроль за успеваемостью обучающегося «группы риска» и выполнением домашней работы.

В течение учебного года

Учитель- наставник

1.4.

Продолжать осуществлять контроль за посещением занятий обучающегося «группы риска».

В течение учебного года

Учитель- наставник

1.5.

Вовлечение в кружковую работу, внеурочную деятельность

В течение учебного года

Учитель- наставник


  1. Работа с обучающимся «группы риска»


п\п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

2.1.

Продолжать работу по индивидуальному сопровождению обучающегося находящийся в социально опасном положении.

В течение учебного года

Учитель- наставник

2.2.

Исследование социального окружения обучающегося, состоящих на разных видах учета, сравнить результаты прошлого учебного года.

Октябрь

Учитель - наставник

2.3.

Изучение интересов и склонностей обучающегося через тестирование, анкетирование и наблюдение с целью вовлечения в кружки, секции по интересам.

Сентябрь, январь

Учитель - наставник

2.4.

Профилактические мероприятия:

  • беседы о культуре поведения, правильном питании, здоровом образе жизни;

  • Поможет ли нам обман»

  • «Как воспитать в себе сдержанность»

  • «Учись ценить каждый час»

  • «Я и мои соседи»

  • Внеклассное занятие «Уроки о важном»

  • «Правила культуры поведения в общественных мессах, в транспорте»

  • «Стыд и совесть»

  • «Моя любимая профессия»

  • «Что такое счастье?»

  • «Хорошие манеры»

  • «Красота человека в его поступках» (решение ситуационных задач)

  • «Мои проблемы. Что меня волнует?» (блиц-опрос)

  • «Лестница успеха» (органайзер)

  • «Чем я полезен другим?» (органайзер)

  • «Зачем человеку свободное время?» (беседа)

  • «Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)

  • «Умей давать и сдерживать свои обещания»

  • «Моя будущая профессия»

  • «Что мне поможет?» (органайзер)

Правила безопасности в каникулярное время (инструктажи по ТБ)

В течение учебного года

Учитель- наставник


  1. Информационная работа.



№п\п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

3.1.

Разработка буклетов по здоровому образу жизни, суицидальному поведению, по профилактике правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ, алкоголя, табака, наркотиков и т.д.

В течение учебного года

Учитель- наставник

3.2.

Разработка рекомендаций родителям, обучающегося по разным темам.

В течение учебного года

Учитель- наставник

3.3.

Проведение мероприятий, бесед, классных часов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и т.д.

В течение учебного года

Учитель- наставник

3.4.

Индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, суицидального поведения, употребления наркотиков, курения, алкоголя и т.д.

В течение учебного года

Учитель- наставник

3.5.

Организация бесед с инспекторами ПДН, психологической службой ППМС-центра и т.д.

В течение учебного года

Учитель- наставник Совместно с ПДН

3.6.

Участие в работе совета профилактики, педагогических советов.

В течение учебного года

Учитель- наставник


  1. Методическая работа.


№п\п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

4.1.

Продолжение работы по разработке информационных материалов по проблемам психологического здоровья и здорового образа жизни для обучающегося.

В течение учебного года

Учитель- наставник


4.2.

Продолжение работы банка данных методических разработок в сфере профилактики курения, алкоголизма, наркомании, бродяжничества и т.д.

В течение учебного года

Учитель- наставник



  1. Организационно-массовая работа.


№п\п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

5.1.

Проведение классных часов, уроков здоровья, бесед.

В течение учебного года

Учитель- наставник

5.2

Продолжение работы с обучающимся по организации участия в мероприятиях тематических месячников.

В течение учебного года

Учитель- наставник

5.3.

Продолжение работы с обучающимся по организации участия в спортивных и военно-патриотических мероприятиях.

В течение учебного года

Учитель- наставник

5.4.

Продолжение работы с обучающимся по организации участия в конкурсах рисунков, плакатов, буклетов и т.д.

В течение учебного года

Учитель- наставник

5.5.

Продолжение работы с обучающимся по организации участия в творческих мероприятиях образовательного учреждения, района, области.

В течение учебного года

Учитель- наставник

5.6.

Продолжение работы с обучающимся к участию в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

В течение учебного года

Учитель- наставник