Утверждаю
Директор МБОУ НСОШ №1
Елисеенко Н. М.
Программа
Обычная работа с необычными детьми:
от изоляции к возвращению в социум.
Авторы программы:
педагог-психолог МБОУ НСОШ №1 Ганусова А. В.
педагог дополнительного образования
Тетерина Н. В.
педагог дополнительного образования
Киреева Н. В.
Нижнеангарск 2021
Пояснительная записка
Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями являются актуальными вопросами современности. Они широко обсуждаются на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Необходимость разработки программы сопровождения детей с ОВЗ в Нижнеангарской средней общеобразовательной школе возникла в связи с увеличением количества детей, имеющих инвалидность, а также увеличением количества детей представляемых на РПМПК из-за трудностей в обучении и проблемами в эмоционально-волевой сфере.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа сопровождения — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и эмоционально-волевыми нарушениями, в освоении основной образовательной программы начального общего и основного образования и содействию в максимально эффективной социализации.
Занятия рассчитаны на детей инвалидов: детей с умственной отсталостью, детей-Даунов, детей с диагнозом РДА (Ранний детский аутизм) а также детей с задержкой психического развития, имеющих трудности в поведении и в освоении учебной программы. Одной из самых актуальных проблем в их жизни являются трудности социальной адаптации.
Для оказания помощи детям организована целенаправленная педагогическая деятельность. Работа строится в тесной взаимосвязи специалистов МБОУ НСОШ №1 и специалистов районного дома творчества: педагог-психолог, педагог дополнительного образования по прикладному творчеству, хореограф, педагог дополнительного образования по формированию звуковой культуры речи. Они разрабатывают и реализую индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми–инвалидами, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребенка.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)2
Программа сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями обучения и поведения п. Нижнеангарск.
Цель программы: создание условий для оптимального развития
ребенка, успешной интеграции его в социум.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-формировать и развивать целостную личность ребенка, способной направить свои усилия под руководством педагогов на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Содержание комплексной программы сопровождения детей-инвалидов в
МБОУ НСОШ №1
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
2. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.
5. материально техническая база.
6. Финансирование.
7. План
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагоги широко используют интегрированные занятия. Такая форма проведения занятий дает ребенку достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, образного мышления. Интегрированные занятия в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, эмоционально развивают детей.
Направлениями коррекционно-развивающей помощи в рамках реализации программы являются:
1. Диагностическое, направленное на:
- определение уровня нарушений и ресурсов развития ребенка;
- определение индивидуальных и личностных особенностей ребенка;
- отслеживание динамики развития детей, оценка эффективности коррекционных программ (для воспитанников отделения).
2. Психологическая коррекция направлена на:
- формирование навыков саморегуляции поведения;
- коррекцию психоэмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков;
- социально – личностное развитие детей;
- коррекцию и развитие детско – родительских отношений;
- повышение уровня социально – психологической адаптации;
- интеграцию ребенка с ОВЗ в социальную среду;
3. Моторная коррекция направлена на:
- развитие мелкой моторики руки
- общее физическое развитие ребенка, развитие координации движений;
- формирование образа тела;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- побуждение активности ребенка, снижение патологического напряжения;
- формирование опыта достижений и неудач, переживания различных эмоциональных состояний.
4. Педагогическая коррекция направлена на:
- формирование, развитие, коррекция познавательной деятельности у детей;
- развитие высших психических функций;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности;
- развитие познавательной, волевой, мотивационной сферы ребенка средством продуктивной деятельности (рисование, лепка).
5. Психосоциальная работа с родителями направлена на:
- психоэмоциональную поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями;
- консультирование родителей по актуальным проблемам воспитания;
- коррекцию отношений в семейной системе;
- групповая поддержка и взаимопомощь.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
- целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом)
- системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время)
- комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом)
- связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок)
- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы).
- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития).
- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями).
Сроки реализации программы:
Сентябрь-май
Данная программа может быть рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.
Форма и режим занятий: Продолжительность пребывания детей в группе составляет 30 – 80 минут, занятия проводятся индивидуально или в малых группах по 10 -20 минут с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Подход к образованию и воспитанию органически связывает основные направления развития ребенка: физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Ожидаемыми результатами работы по программе являются:
- навык осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- активизация психической деятельности ребенка и произвольно регуляторных форм поведения;
- сформированность умения взаимодействовать со сверстниками, с взрослым, в том числе выполнять его инструкции,
- сформированность способности ребенка к эмоциональному отзыву на сложные человеческие переживания.
Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
Распределение заболеваний по категориям | Кол-во детей | класс |
| | |
Ранний детский аутизм | 2 2 | 1 2 |
Интеллектуальная недостаточность | 1 2 2 4 4 4 1 1 | 2 3 4 5 6 7 8 10 |
Инвалидность по соматическому заболеванию | 1 2 | 6 10 |
Болезнь Дауна | 1 | 2 |
Инвалидность по зрению | | |
Заболевания опорно-двигательного аппарата | | |
Задержка психического развития | 3 2 1 4 1 | 1 2 3 4 6 |
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса
Специалисты, непосредственно участвующие в обследовании и комплексном сопровождении детей с ОВЗ:
-педагог-психолог
-социальный педагог
-логопед
-преподаватель театрального мастерства, сценической речи
-хореограф
-преподаватель прикладного творчества
Функциональные обязанности участников программы:
Администрация ОУ выполняет следующие функции в осуществлении данной программы:
1. информационно–аналитическая - сбор данных о состоянии коррекционно–развивающего процесса в школе, аналитическая деятельность;
2. мотивационно–целевая функция – выработка стратегии коррекционно – развивающего процесса в школе;
3. планово–прогностическая функция – планирование коррекционно–развивающего обучения на год, выбор способа организации КРО;
4. организационно– исполнительская - комплектование групп, расписания на занятиях со специалистами КРО, организация всех необходимых мероприятий, касающихся сопровождения развития ребенка;
5. контрольно–диагностическая функция - информация о совместной работе педагогов по вопросам коррекции на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях, ПМПк по выпуску детей в массовые школы, подведение итогов и отчет работы за учебный год
Учитель-логопед:
осуществляет составление и разработку индивидуальных программ развития;
проводит обследование речевого развития учащихся;
составляет психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах речевого развития учащихся;
определяет факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию речи учащихся с ОВЗ.
Педагог-психолог:
принимает участие в составлении индивидуальных программ развития;
проводит психологическое обследование;
составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах личностного и социального развития учащихся;
определяет факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно –развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию учащихся с ОВЗ.
Социальный педагог:
участвует в изучении воспитанников и составлении ИПР;
осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся;
изучает психолого- медико –педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни;
Педагоги дополнительного образования:
-принимают участие в составлении индивидуальных программ развития
-проводят индивидуальную и групповую работу с учащимися с ОВЗ
-организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении
Основные формы и методы обучения организации занятий:
- Индивидуальные – выбраны в связи с необходимостью выявления индивидуальных личностных особенностей участников программы, для реализации входного обследования, для соблюдения принципа конфиденциальности информации (беседа, консультация, диагностическое обследование);
- Групповые - являются главными методами коррекционно-развивающей и профилактической работы, так как ребенок развивается в процессе межличностного общения (деятельностный подход) игра, тренинг, диагностическое обследование);
- Практические – применяются в непосредственной работе с детьми, а так же при проведении детско-родительских мероприятий (диагностическое обследование, игра, тренинг, экскурсия)
- Теоретические – являются консультативными, просветительскими видами работ с родителями (беседа, консультация, конференция, лекторий, гостиная).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ПО НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Работа по программе проходит комплексно и включает в себя 6 направлений: диагностическое, психологическая коррекция, моторная коррекция, педагогическая коррекция, психосоциальная работа с родителями, художественно-эстетическое.
№ | Направление работы | Цели | Сфера образовательной деятельности |
1. | Диагностическое направление | -определение уровня нарушений и ресурсов развития ребенка; -определение индивидуальных и личностных особенностей ребенка; -отслеживание динамики развития детей, оценка эффективности коррекционных программ | В рамках работы по данному направлению занятие проходит в специально-организованных условиях, при которых педагог-психолог, работающий по этой программе организует индивидуальной работы с каждым обучающимся, определяя уровень его нарушений и ресурсов развития, выявляя индивидуальные и личностные особенности каждого, отслеживая динамику развития с помощью используемых диагностических методик работы с данной категорией детей. По итогам проведенных диагностики педагог-психолог совместно с группой педагогов, работающих в рамках программы составляет индивидуальный план работы с каждым из учащихся, составляет информационную карту о ребенке, подготавливает консультацию для родителей ребенка по актуальным вопросам воспитания и развития ребенка. |
| Психологическая коррекция | -формирование и развитие эмоциональных представлений, развитие эмпатии у детей; -формирование навыков саморегуляции поведения; -коррекцию психоэмоционального состояния; -развитие коммуникативных навыков; -социально – личностное развитие детей; -коррекцию и развитие детско – родительских отношений; -повышение уровня социально – психологической адаптации; -интеграцию ребенка в социальную среду; | В рамках работы по данному направлению занятие проходит в специально-организованных условиях, при которых педагог-психолог определяет уровень развития психических процессов у детей, посещающих занятия: уровень сформированности и развития у детей эмоциональных представлений и эмпатии по средствам конструктивной деятельности, общения между сверстниками и общения в рамках алгоритма (ребенок – педагог - родитель), отслеживание навыков саморегуляции поведения по средствам общения внутри детского коллектива и поведению ребенка во время занятий. Проводится коррекция психоэмоциональных состояний детей, посещающих занятия с помощью специально подобранных игровых методик и диагностик. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, т.к. данная работа по программе ставит перед собой основной целью – социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие коммуникативных способностей происходит через общение детей, педагогов, родителей; занятия интегрированные, дети вовлечены в разные виды деятельности, часто сменяющие друг друга: музыкальная деятельность, хореография, конструктивная деятельность, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, развитие естественных представлений, театрализованная деятельность, игровая деятельность, участие в специально организованном обучении. Коррекция детско-родительских отношения строится на индивидуальной программе, касающейся отдельно взятого ребенка и его семьи, разрабатываются индивидуальные рекомендации по актуальным вопросам развития и воспитания ребенка, формирования его как личности. Интеграция ребенка в социальную среду формируется по средствам воспитательных мероприятий, проводимых а рамках этой программы, приобщению детей к культурному наследию. В рамках воспитательной программы особое внимание уделяется таким праздникам, как: «Осенний бал», «Новогодние представления», «День защитников отечества», «Мамин день». С детьми изготавливаются поделки и сувениры по тематике мероприятия. Праздничные мероприятия проводят сами педагоги, работающие по данной программе, часто привлекаются родители детей. |
3. | Моторная коррекция | -общее физическое развитие детей, развитие координации движений; -формирование образа тела; -развитие межполушарного взаимодействия; -побуждение активности ребенка, снижение патологического напряжения; -формирование опыта достижений и неудач, переживания различных эмоциональных состояний. | В рамках работы по данному направлению занятие проходит педагог, отвечающий за свой раздел работы по программе. Во время работы над общим физическим развитием ребенка и развитием координации движений педагог уделяет особое внимание медицинским показателям по работе с каждым ребенком. В рамках этих занятий проводятся гимнастики, растяжки, обучение танцевальным движениям, способствующим улучшению физического здоровья и развитию координации движений. При формировании образа тела педагог с помощью игровых методов формирует представления о различных частях тела человека и его способностях. Во время занятий используется фоном спокойная музыка, побуждающая активность ребенка в выполнении физической нагрузки. Наличие музыкального сопровождения снижает психоэмоциональное напряжение. Формирование опыта достижений и неудач строится на личностных особенностях каждого ребенка через зону ближайшего развития (то, что у тебя не вышло сегодня, обязательно получится завтра), это является основой мотивации достижения успеха. |
4. | Педагогическая коррекция | -формирование, развитие, коррекция познавательной деятельности у детей; -развитие высших психических функций; -формирование и развитие навыков учебной деятельности; -развитие познавательной, волевой, мотивационной сферы ребенка средством продуктивной деятельности (рисование, лепка). | В рамках работы по данному направлению занятие проводит педагог, отвечающий за свой раздел работы по программе. Совместная деятельность педагогов с детьми позволяет приучать детей к усидчивости, формирует навыки работы с тестом, вследствие чего развивается мелкая моторика рук, от которой напрямую зависит развитие речевых центров у детей. Навыки работы с акварелью позволяют расшить представление ребенка об окружающей действительности, сформировать картину мира. Происходит развитие навыков учебной деятельности по средствам работы по алгоритму: педагог-ребенок, где педагог дает четкие инструкции учебной деятельности, направляет ребенка, учит добиваться результативности своей деятельности. Развитие познавательного интереса происходит через разнообразные формы проведения занятий, включение в образовательный процесс сюрпризных, игровых моментов. Занятия проводятся в интегрированной форме, что способствует развитию мотивационной сферы посещения занятий в рамках данной программы. Театрализованные представления и игровая деятельность в рамках занятий способствуют развитию самостоятельной деятельности детей, развитию внимания, мышления, памяти. |
5. | Психосоциальная работа с родителями | -психоэмоциональную поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями; -консультирование родителей по актуальным проблемам воспитания; -коррекцию отношений в семейной системе; -групповая поддержка и взаимопомощь. | В рамках работы по данному направлению консультация проходится в специально-организованных условиях индивидуально с каждым родителем, при которых педагог-психолог определяет систему отношений, сложившуюся внутри данной, отдельно взятой семьи. Родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья нередко обращаются за помощью к специалистам лишь в тот момент, когда отклонения становятся заметны всем окружающим, что зачастую усугубляет ситуацию, заставляет родителей замкнуться внутри себя и «обозлиться» на весь окружающий мир. Педагог-психолог проводит консультации с родителями, в которых старается помочь построить алгоритм взаимоотношений со своим ребенком и окружающим миром, оказать посильную помощь в том, чтобы родитель любил своего ребенка таким, каков он есть, понимал его, устанавливал с ним эмоциональный контакт, прививал навыки социального поведения. Научить родителя взаимодействовать с ребенком, быть с ним одним целом, любить его, объяснить важность тактильных ощущений, которые способствуют укреплению контакта родителя с ребенком. |
6. | Художественно-эстетическая | -формирование, развитие, коррекция познавательной деятельности у детей с ОВЗ; -развитие высших психических функций; -формирование и развитие навыков учебной деятельности; -развитие познавательной, волевой, мотивационной сферы ребенка средством продуктивной деятельности (игра, кукольный театр). | В рамках работы по данному направлению педагоги проводят занятия с помощью игровой деятельности, не заставляя ребенка учиться, а прививая интерес к познанию через игровые и сюрпризные моменты. У детей данной категории формируется полноценная игровая деятельность, во время которой происходит коррекция симптомов, например таких заболеваний как РДА. Игровые методики учат детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, знакомят их со словами-антонимами, учат распознавать различные эмоции, способствуют развитию воображения и представлений ребенка, учат планировать свои действия во времени, способствуют созданию спокойной, доверительной атмосферы и включению детей в групповую работу. |
Педагог-психолог, логопед, педагоги дополнительного образования работают в тесном контакте, как с детьми, так и с родителями детей с ограниченными физическими возможностями, постоянно отслеживая развитие ребенка, результативность его обучения и развития, освоения им программы.
Содержание деятельности педагога и ребенка (обучающегося) при использовании различных методов обучения:
Краткое содержание метода, методические приемы его реализации. | Деятельность педагога | Деятельность ребенка (обучающегося) |
Словесные методы. Основное назначение – сообщение – сообщение информации при помощи слова (устного или печатного), с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы – рассказ, беседа, работа с печатными источниками. | Постановка основного вопроса, осуществление сравнения, обобщения, получение выводов и т.д. | Деятельность ребенка заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении работы с дидактическим материалом и т.д. |
Наглядные методы. Основное назначение – сообщение информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы – демонстрация натуральных объектов, наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов). | Постановка основного вопроса, подлежащего изучению. - Наглядность должна соответствовать возрасту. - Необходимо выделять главное, существенное при показе. - Детально продумывать пояснение при показе. | Деятельность ребенка заключается в наблюдении, осмыслении полученных данных, активном участии. |
Практические методы. Основное назначение – получение информации на основании практических действий. Основные методы – упражнения, графические упражнения, практические работы, решение поставленных задач. | Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников. | Деятельность ребенка заключается в осмыслении практических действий, принятии активного участия для достижения поставленных целей и задач. |
Методы дидактических игр. Основное назначение – деятельность по имитационному моделированию, приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Главное отличие игры от другой деятельности – сама деятельность. | Организация дидактических игр – направленных на решение главных задач, ориентирует на выигрыш. | Деятельность ребенка – представляет (направленное) самодвижение, к решению поставленных задач и достижению успеха. |
Работа по данной программе включает:
Специально организованное обучение на занятиях:
- Музыкальная деятельность;
- Физическое развитие;
- Конструктивная деятельность;
- Развитие элементарных математических представлений;
- Коррекция речевого развития;
- Изобразительная деятельность;
- Развитие психических процессов;
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
- Развитие естественных представлений;
- Театрализованная деятельность;
3. Самостоятельная деятельность детей:
- Игровая деятельность;
4. Взаимодействие родителей с детьми и педагогами:
- Общение в семье;
- Участие в специально организованном обучении;
- Выполнение рекомендаций педагогов.
Данная программа работы с детьми с ограниченными физическими возможностями является коррекционной.
Материально техническая база.
Для организации занятий с детьми с ОВЗ имеется достаточная материально-техническая база: сенсорная комната, оборудованный актовый зал, кабинет психолога, кабинет эстетического воспитания, кабинет хореографии.
Финансирование:
Финансирование программы обеспечивается из бюджетных и внебюджетных средств, привлекается спонсорская помощь, родительские средства на проведение мероприятий.
План работы.
месяц | мероприятия | ответственные |
сентябрь | Организационная работа по разработке программы «Обычная работа с необычными детьми: от изоляции к возвращению в социум» Обсуждение , утверждение программы | Ганусова А. В. Тетерина Н. В. администрация |
Октябрь | Проведение организационного собрания для родителей инвалидов. Составление расписания занятий Начало занятий по утвержденному графику | Зырянова М.А. Зырянова М. А. Педагоги дополнительного воспитания, педагог-психолог, логопед |
Ноябрь-май | Проведение занятий по плану | Педагоги дополнительного воспитания, педагог-психолог, логопед |
июнь | Анализ работы по программе, составление отчета | Данилина С. Г., Тетерина Н. В., Зырянова М. А. |
Используемая литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской-М.: Педагогика, 1982.-125с.
2. Аксёнова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.канд. психол. наук. - Н.Новгород, 1992 - 192с.
3. Бгажнокова И.М. Особенности мыслительных операций у умственно отсталых школьников //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей,- М., 1984.- С. 101 -110.
4. Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание. 1974. - №7.- С.30-32.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1967. - 207с.
6. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис. . докт.психол.наук-М., 1972.-56с.
7. Вопросы психологии способностей школьников. /Под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. 258с.
8. Малахова А.М. Программа игротерапии для дошкольников. «Небесное путешествие». СПб. Речь, 2008.
Интернет – ресурсы
Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru/
Российский общеобразовательный портал т- http://www.school.edu.ru/