Программа организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема:
«Удивительные пчелы»
Участники:
Авторский коллектив:
Масенкова Оксана Владимировна, воспитатель, МБДОУ №6 г. Данилов;
Степанова Марина Николаевна, воспитатель, МБДОУ №6 г. Данилов;
Смолкина Наталья Александровна, воспитатель, МДОУ Большесельский д/сад «Березка»;
Петрова Ирина Георгиевна, воспитатель, Левашовская средняя школа дошкольная группа.
Актуальность
Во время проветривания группы в открытое окно залетела пчела. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли пчелы? Пользу или вред они приносят?». Так возник проект «Удивительные пчелы». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о пчелах: их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Ожидаемые результаты познавательно-исследовательской деятельности детей:
- имеют представление об образе жизни пчелы, её внешнем виде, пользе приносимой человеку и природе;
- знают и называют продукты пчеловодства, имеют представление о их использовании человеком;
- имеют представление о работе пчеловода и поведении на пасеке;
- проявляют творческую инициативу, умеют подбирать необходимый материал для исследовательской и продуктивной деятельности;
- используют в своем активном словаре такие понятия как «пасека», «пчеловод», «соты», «воск», «мед», «нектар», «опыление»;
- умеют задавать вопросы, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Цель программы: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- закрепить у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск, уза, перга) и использовании их человеком;
- дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке;
- совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас;
- развивать творческое мышление, память, воображение, умение подбирать необходимый материал для исследовательской и продуктивной деятельности;
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Период реализации: 1неделя
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей:
- наблюдение;
- беседа;
- экскурсия;
- дидактические игры;
- подвижные игры.
Этапы реализации программы: подготовительный
– постановка цели, определение актуальности и значимости программы;
– подбор методической литературы для реализации программы (книги, журналы, статьи, и т.п.);
– подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, музыкальных произведений;
– работа с родителями (организация экскурсии на пасеку, совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта);
– пополнение видеотеки (подборка мультфильмов, документальных фильмов о пчелах);
– организация развивающей среды в группе.
Этапы реализации программы: основной
1. Дискуссия (постановка вопросов; выявление проблемы; выдвижение гипотезы: пчелы приносят больше вреда, чем пользы или наоборот). Деление на команды.
2. Поиск необходимой информации.
Чтение художественной и научной литературы: «Как у пчел появилось жало?» (индейская сказка); «Царица пчел» (братья Гримм); «Про пчелу, мед и медуницу» (Ирис Ревю); «Большая энциклопедия о насекомых». Просмотр мультфильмов «Пчелка майя»; «Медовый переполох»; фильм «Кем работает пчела», рассматривание иллюстраций, беседа детей с родителями.
3. Фиксация результатов исследования через продуктивную деятельность детей (лепка, аппликация, рисование).
4. Беседа о пользе и вреде пчел, результаты исследований детей.
5. Экскурсия на пасеку.
6. Дидактические игры и упражнения: «Помоги пчелкам», «Расставь по порядку», «Раскрась насекомое», «Пчелы», «Дорисуй половинку пчелы».
7. Подвижные игры: «Пчелки и ласточки», «Пчелы», «Пчелкины песни», «Пчелки просыпаются, к цветочкам отправляются», «Медведь и пчелы».
8. Конструирование «Домик для пчел» (поиск необходимых материалов для создания постройки).
9. Создание Лэпбука «Удивительные пчелы» - сотворчество детей, родителей и педагогов.
Этапы реализации программы: заключительный
1. Лэпбук «Удивительные пчелы»
2. Творческая выставка «Пчелиная семья».
Приложения (методическое обеспечение программы)
1. Художественная литература
2. Фильм для детей «Кем работает пчела?» https:// www.youtube.com/watch?v=YLFWUPlleXk
3. Дидактические игры
4. Подвижные игры
5. Лэпбук «Удивительные пчелы»