Программа
«Патриотическое и гражданское воспитание учащихся»
(3-4класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания актуальна сегодня как никогда раньше. Именно поэтому главная задача педагога - позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувства бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к дому, заложенной в его душе с самого рождении. Поэтому ведущим направлением в моей работе стало патриотическое воспитание. Я разработала программу по патриотическому воспитанию для учащихся 3-4-х классов.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Одной из важных названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувства бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
С учётом особенностей классного коллектива и реальных возможностей обозначились следующие:
Цели и задачи программы:
Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
Создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
Воспитание Человека, способного встать на защиту государственных интересов России.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ.
I. “Я гражданин России”. (3 класс)
II. “Военно-патриотическое воспитание”. (4 класс)
I этап “Я гражданин России”
Цели:
Изучение истории родного города, края;
Воспитание чувства любви к малой и большой Родине;
Изучение жизни и подвигов участников Великой Отечественной войны.
Сентябрь – октябрь.
День Знаний.
Экскурсии.
Классный вечер “Поэзия родного города”.
Ноябрь – декабрь.
Классный час “Традиции и обряды казачества”
Вечер “Казачьи посиделки” (Казачья кухня, костюмы, обряды).
Январь – март.
Цикл бесед “История Российской государственной символики”
Государственные флаги России XIX – XX веков.
История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.
Эволюция герба России.
Классный час “Мы граждане России”.
Поисковая работа: сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны.
Апрель – май.
Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
2.Экскурсия к обелиску героям Великой Отечественной войны.
3.Экскурсия в музей.
II этап “Военно-патриотическое воспитание”
Цели:
Воспитание мужества, чувства локтя, любви к Отчизне.
Приобщение ребят к изучению традиций Вооружённых сил России.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Знакомство со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск.
Сентябрь – декабрь. “Изучаем историю Вооружённых Сил”
Заочное путешествие “Древние виды стрелкового оружия;
Урок-сообщение “Системы стрелкового оружия современной армии;
Классный час “Современные рода войск”
Викторина “Крылатые слова полководцев”
Классный час по теме: «Воины-интернационалисты, участники боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике».
Январь – март. “За здоровый образ жизни”.
Весёлые старты “Будешь сильным, будешь ловким со спортивной подготовкой.
Викторина “Добрые молодцы и мудрые девицы”.
Беседа “Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека”.
Заочное наставление курящим родителям “Пассивное курение”
Деловая игра “Не начинайте курить!”
Классный вечер “Будь здоров, дорогой!”
Апрель-май «Подвигу народа –жить в веках».
1.Классный час по теме: «Подвигу народа жить в веках»
2.Экскурсия к обелиску героям Великой Отечественной войны.
3.Экскурсия в музей.
В процессе реализации данной программы мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нужность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.