Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русановская средняя общеобразовательная школа
имени Виктора Степановича Шатохина»
Черемисиновского района Курской области
ПРОГРАММА
патриотического воспитания
«Моя Родина – Россия»
Программа разработана
Чижовой Г. А.
учителем начальных классов
с. Русаново
2021 г.
Пояснительная записка
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно строить работу с учащимися.
Формируя коллективистские качества, нравственность, ответственность детей по отношению к окружающему миру, учитель начальных классов вырабатывает и их взгляды на развитие России в XXI веке; ее роль в мировом обществе, Вооруженные Силы страны, примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины, ее конституционного строя. При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний учащихся о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества.
В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников (разработана для 3 класса), рассчитана на 1 год.
Формы работы:
▪ беседы
▪ экскурсии
▪ классные часы
▪ конкурсы
▪ праздники
▪ поручения
Методы работы:
◊ Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор, дискуссия;
◊ Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
◊Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Цели и задачи программы
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России
4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.
Стержневые понятия: СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ
Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»
Участники программы
Обучающиеся (3 класс)
Библиотека ОУ.
Классный руководитель 3 класса
Механизм реализации.
Работа с ученическим коллективом.
Работа с коллективом родителей.
Работа с педагогическим коллективом.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«Моя Родина – Россия»
Работа с ученическим коллективом.
Циклограмма школьных мероприятий по патриотическому воспитанию
| Содержание работы | Форма | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Символы России | Беседа | сентябрь | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
2. | Мои права и обязанности | Беседа с элементами размышления | октябрь | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
3. | «Подари тепло души своей» | акция | ноябрь | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
4. | «С чего начинается Родина» | Конкурс чтецов | декабрь | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
5. | «Блокадная быль» | Урок памяти ко Дню снятия блокады Ленинграда | январь | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
6. | «Защитники Отечества» | Выставка книг | февраль | Библиотекарь: Митрохина Н. И., классный руководитель: Чижова Г. А. |
7. | «Памятники и памятные места Черемисиновского района | Экскурсия | март | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
8. | «Помним их имена» | Устный журнал | апрель | Руководитель школьного музея: Сапронова Н. А., классный руководитель: Чижова Г. А. |
9. | «День Победы» | Конкурс рисунков. Участие в праздничном мероприятии, посвященном празднику «Дню Победы» | май | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
10. | Родина моя - Россия | Выставка рисунков | июнь | Классный руководитель: Чижова Г. А. |
Работа с родителями
Цель работы | Форма |
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам: «Роль родителей в патриотическом воспитании» | родительские собрания беседа; проведение совместных мероприятий с детьми и родителями: классных часов, экскурсий, акций, конкурсов; информационные стенды для родителей, выставки детских работ; экскурсии; помощь родителей (участие в подготовке праздников). |