Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,
тел. 52- 5- 32 [email protected]
Утверждаю_____________________
А. С. Усолов
Директор МБОУ
«СОШ №5 п.Ленинский»
Приказ от 23. 08. 2021 г. № 01 – 02/302
«________» ______________ 2021 г.
Программа
педагога-психолога
по внеурочной деятельности
с обучающимися 5 класса
психологического курса
«Сотвори себя сам»
на тему: «Адаптация пятиклассников»
педагог-психолог: С. А. Попова
сроки реализации программы: 1 час в неделю, 34 ч. в год
2021 г.
п. Ленинский
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностными результатами освоения программы кружка ВД являются следующие знания и умения:
- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;
- формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения программы кружка ВД являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
научиться контролировать собственное агрессивное поведение
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
адекватно воспринимать оценки учителей
уметь распознавать чувства других людей
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на работу в группе до 20 человек
Пространственно-временная организация
Продолжительность занятий: 45 минут.
Форма работы: дистанционная, групповая, подгрупповая, индивидуальная
Периодичность встреч: 1 раз в неделю.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.
Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.
Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.
Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
Тематическое планирование 5 класс:
Дата | Тема занятия | Кол-во часов: | Виды деятельности | Формы работы |
1 четверть 1 неделя | «Знакомство» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, игры. |
2 неделя | «Пропало имя» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Коллективные творческие задания, упражнения, игры. |
3 неделя | «Что такое 5 класс?» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, игры. |
4 неделя | «Я в этом огромном мире…» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Акция, упражнения, игры. |
5 неделя | «Какой я и чем я отличаюсь от других?» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, игры. |
6 неделя | «Мир информации» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Коллективные творческие задания, упражнения, игры. |
7 неделя | «Я могу» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
8 неделя | «Пять ступенек счастья» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
9 неделя | «Мир эмоций» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
2 четверть 1 неделя | «Мы – единое целое!» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
2 неделя | «Наши классные уголки» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
3 неделя | «Понимаем ли мы друг друга?» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
4 неделя | «Без друзей меня чуть-чуть» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
5 неделя | «Когда ребенка дразнят» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
6 неделя | Игровая психотерапия: техника “Ноги топают” Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich) | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
7 неделя | Развитие воображения (Упражнения «Домовой», «Фигуры», игра « Узнай на ощупь») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры. |
3 четверть 1 неделя | Беседа на тему: «Вредные привычки» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
2 неделя | Развитие произвольной сферы (Упражнение «Узоры», игра «Кто точнее?») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
3 неделя | Развитие слуховой памяти (Упражнение «Звуки», игра «Стой»). Сказкотерапия: «Фиолетовый котенок» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
4 неделя | Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг “Домовой” | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
5 неделя | Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке – свое дело», «И мы»). Тренинг на тему: «Острова счастья» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
6 неделя | Развитие логического мышления (Упражнения «Часы», «Найди пару») Тренинг: «Зажги звезду» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
7 неделя | Развитие мышления (Упражнение «Раздели на части», игра «Не ошибись!») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
8 неделя | Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
9 неделя | Развитие концентрации внимания (Упражнения «Поезд», «»Цифры», «Сгруппируй узор») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
10 неделя | Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке». Галерея негативных портретов | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
4 четверть 1 неделя | Коррекция памяти (Упражнения «Окончание слов», «Назови слово») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
2 неделя | Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»). | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
3 неделя | Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Кубик») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
4 неделя | Развитие мелкой моторики пальцев рук (Упражнение «Золотая рыбка», игра «Звездное небо») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
5 неделя | Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
6 неделя | Коррекция памяти (Упражнение «Найди кольцо», игра «Учимся запоминать»). Тренинг «Созвездие» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
7 неделя | Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
8 неделя | «Мой выбор. Мы изменились!» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | Занятия с элементами тренинга |
Всего часов | 34 ч. |
Список литературы:
Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.3
Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,1998
Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9
Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993
Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.
Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября», - 2004. - №9.
Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - №8.
Иванова Н. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997 г.
Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
Крылова М. На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - №16.
Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.
Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. -№12.