Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 03 Педагогическая деятельность
Для специальности:
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
г. Севастополь 2023 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Педагогическая деятельность разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительные и прикладные виды искусств, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1389. Наименование квалификации углубленной подготовки: художник-мастер, преподаватель.
Организация-разработчик: ГБОУПО г. Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
Составитель:
Работяжева-Черняева Ю. Б. преподаватель спецдисциплин высшей категории Севастопольского профессионального художественного колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………………………..4 | |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………….…6 | |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля……..…7 | |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………………………14 | |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)…………………………………………………………………………18 | |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 03 Педагогическая деятельность
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы углубленной подготовки, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Педагогическая деятельность» и соответствующих общих и профессиональных компетенций: ОК 1 – 9; ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программа повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
Обязательная часть ППССЗ:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:
иметь практический опыт:
- составления конспектов уроков по исполнительскому мастерству, материаловедению и специальной технологии;
- передачи обучаемым основных художественно-технических приемов исполнительского мастерства.
В рамках программы ПМ.03 обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. | уметь: - включать теоретические знания из области психологии и педагогики в практическую преподавательскую деятельность; - применять различные формы организации учебной деятельности; - формировать межличностные отношения и внутригрупповые взаимодействия в профессиональной деятельности; - пользоваться специальной литературой; - применять учебно-методические материалы по обучению исполнительскому мастерству; - разрабатывать учебные образцы по конкретным видам декоративно-прикладного искусства. | знать: - основные категории педагогики; - основные функции психики и психологию личности; - содержание и методы обучения в декоративно-прикладном искусстве; - общие формы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых; - методы и способы обучения художественно-техническим приемам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства; - профессиональную терминологию; - специальную литературу по художественной педагогике в декоративно-прикладном искусстве. |
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 573 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 501 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 334 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 167 часов.
учебной практики – 36 часов;
производственной практики – 36 часов.
Учебная практика ПМ.03 проводится концентрированно по окончании изучения теоретического курса МДК 03.01. «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», МДК 03.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
Вариативная часть ППССЗ: - не предусмотрено.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Педагогическая деятельность
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Педагогическая деятельность», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. |
ПК 3.2. | Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. |
ПК 3.3. | Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока. |
ПК 3.4 | Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. |
ПК 3.5 | Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. |
ПК 3.6 | Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ. 03 Педагогическая деятельность
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. | Раздел 1. Осуществление преподавательской деятельности в с учетом возрастных особенностей | 250 | 87 | 80 | 83 | - | - |
ПК 3.1. ПК 3.3. ПК 3.6. | Раздел 2. Организация учебного процесса в области ДПИ | 287 | 83 | 84 | 84 | 36 | - |
| Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 36 | | 36 |
| Всего: | 573 | 170 | 164 | 167 | 36 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03 Педагогическая деятельность
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формирова-нию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1 ПМ.03 Осуществление преподавательской деятельности в с учетом возрастных особенностей | | 250 | | |
МДК.03.01. Педагогические основания преподавания творческих дисциплин | | 167 | | |
Тема 1.1. Основы общей психологии | Содержание учебного материала | 24 | 1; 2; 3 | ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. ОК 1-9. |
1 | 1-4 | Отрасли и методы психологии | 4 |
2 | 5-8 | Психология познавательной деятельности (ощущение, восприятие, внимание, мышление) | 4 |
3 | 9-10 | Воображение | 2 |
4 | 11-12 | Память и способы ее развития | 2 |
5 | 13-14 | Личность, индивид, индивидуальность. Типология личности | 2 |
6 | 15-16 | Темперамент | 2 |
7 | 17-18 | Характер и воля | 2 |
8 | 19-20 | Способности и задатки | 2 |
9 | 21-22 | Эмоции и чувства | 2 |
10 | 23-24 | Контрольная работа | 2 |
Практические занятия | 10 |
1 | 1-2 | Определение предпочтительного вида деятельности своего однокурсника (тестирование) | 2 |
2 | 3-4 | Визуализация образов | 2 |
3 | 5-8 | Исследование личности сокурсника, используя проективные методики. Тесты: «автопортрет», «несуществующее животное» | 4 |
| 4 | 9-10 | Определение темперамента сокурсника. Тест по теме: «Методика определения психологической характеристики темперамента» | 2 | | |
Тема 1.2. Теоретические проблемы возрастной психологии | Содержание учебного материала | 12 | 2; 3 | ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. ОК 1-9. |
1 | 25-28 | Биологические основы развития человека | 4 |
2 | 29-30 | Социализация личности | 2 |
3 | 31-34 | Психологические особенности возрастных периодов | 4 |
4 | 35-36 | Контрольная работа | 2 |
Практические занятия | 2 |
1 | 11-12 | Определение уровня социализации своего сокурсника | 2 |
Тема 1.3. Общие основы педагогики | Содержание учебного материала | 34 | 2; 3 | ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. ОК 1-9. |
1 | 37-38 | Общее представление о педагогике как науке | 2 |
2 | 39-42 | Учение как процесс | 4 |
| 43-46 | Обучение | 4 |
| 47-50 | Методы и приемы обучения | 4 |
| 51-54 | Наглядность в обучении | 4 |
| 55-58 | Проблемное обучение | 4 |
| 59-62 | Контроль и оценка обучения | 4 |
| 63-66 | Роль педагога в образовательно-воспитательном процессе | 4 |
| 67-70 | Контрольная работа | 4 |
Практические занятия | 62 |
1 | 13-18 | Разработка игры, как элемента урока | 6 |
2 | 19-38 | Разработка эскизного проекта информационного стенда в среде (с центральным акцентом или без него) | 20 |
3 | 39-58 | Разработка эскизного проекта художественного оформления тематической выставки | 20 |
4 | 59-68 | Разработка эскизного проекта знаков визуальной коммуникации для образовательного учреждения | 10 |
5 | 69-74 | Изготовление элементов наглядности из пенопласта/пеноплекса | 6 |
Тема 1.4. Теория и методика воспитания | Содержание учебного материала | 10 | 2; 3 | ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. ОК 1-9. |
1 | 71-74 | Сущность воспитания | 4 |
2 | 75-78 | Воспитание и обучение | 4 |
3 | 79-80 | Детский коллектив как объект и субъект воспитания | 2 |
Практические занятия | 6 |
1 | 75-80 | Разработка тематического классного часа, сценария внеклассного мероприятия | 6 |
| | 81-87 | Дифференцированный зачет МДК.03.01 | 7 | 2; 3 | |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 1 ПМ. 03 1. Изучение дополнительной информации, составление конспектов. 2. Подготовка к практическим занятиям, с использованием специальной и дополнительной литературы, интернет-источников. 3. Работа по изучению и подбору материала к докладам, рефератам с использованием специальной и дополнительной литературы, интернет-источников. 4. Осуществление наблюдения и самонаблюдения за указанными психолого-педагогическими явлениями. 5. Подготовка к презентации творческой работы, сбор информации. 7. Работа по сбору и анализу информации в различных источниках, включая интернет, для проведения тематического классного часа, внеклассного мероприятия. 8. Подготовка к разработке деловой игры как элемента урока, изучение образцов, составление плана проведения конференции, семинара, диспута. | 83 | | |
Тематика домашних заданий 1. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы. 2. Особенности проявления темперамента в детском и подростковом возрасте. 3. Основные виды деятельности человека. 4. Стили руководства. 5. Зарубежные и отечественные психологи, занимавшиеся проблемами возрастной психологии: К. Рождерс, З.Фрейд, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин и др. 4. Значение игры и игрушки для психического развития ребенка. 5. Дополнительные формы организации обучения. Темы для рефератов: 1. Развитие воображения у дошкольников. 2. Обучение и творчество. 3. Возрастные кризисы. 4. Роль игры в воспитании личности. 5. Одаренные дети в системе обучения и воспитания. | | | |
Раздел 2. Организация учебного процесса в области ДПИ | | 287 | | |
МДК.03.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | | 167 | | |
Тема 2.1. Исторический аспект становления системы художественного образования | Содержание учебного материала | 12 | 2; 3 | ПК 3.1. ПК 3.3. ПК 3.6. ОК 1-9. |
1 | 1-2 | Система художественного образования Древнего Мира | 2 |
2 | 3-4 | Художественное образование средневековья. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования | 2 |
3 | 5-6 | Становление и развитие академической системы художественного образования. Рисование как общеобразовательный предмет | 2 |
4 | 7-8 | Советский период художественного образования и российская школа | 2 |
5 | 9-10 | Художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Основные понятия, содержащиеся в ФГОС | 2 |
6 | 11-12 | Контрольная работа | 2 |
Практические занятия | 2 |
1 | 1-2 | Семинар: «Системы художественного образования в зарубежных школах XX в.» | 2 |
Тема 2.2. Виды и формы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству | Содержание учебного материала | 48 | 1; 2; 3 | ПК 3.1. ПК 3.3. ПК 3.6. ОК 1-9. |
1 | 13-16 | Урок как основная форма обучения | 4 |
2 | 17-20 | Структура и классификация уроков (типы и виды уроков) | 4 |
3 | 21-24 | Строение уроков основных типов | 4 |
4 | 25-28 | Межпредметные связи и их значение | 4 |
5 | 29-32 | Оценка уровней предметной компетентности | 4 |
6 | 33-36 | Сущность и назначение поурочного плана | 4 |
7 | 37-40 | Мастер-класс как способ организации деятельности педагога | 4 |
8 | 41-44 | Инструкционно-технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся | 4 |
9 | 45-48 | Анализ урока на основе дидактических принципов | 4 |
10 | 49-52 | Значение самоанализа урока | 4 |
11 | 53-56 | Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование | 4 |
12 | 57-58 | Контрольная работа | 4 |
| Практические занятия | 66 | | |
1 | 3-32 | Разработка практических занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству | 30 |
2 | 33-62 | Разработка мастер-классов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству | 30 |
3 | 63-68 | Составление инструкционно-технологических карт (для уроков ИЗО и ДПИ) | 6 |
Тема 2.3. Методика преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства | Содержание учебного материала | 16 | 2; 3 | ПК 3.1. ПК 3.3. ПК 3.6. ОК 1-9. |
1 | 59-62 | Принципы дидактики в методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Основные методы | 4 |
2 | 63-66 | Активные формы обучения | 4 |
3 | 67-70 | Интерактивные технологии обучения | 4 |
4 | 71-74 | Педагогический рисунок как иллюстративный метод | 4 |
Практические занятия | 16 |
1 | 69-74 | Составление плана-конспекта урока по ДПИ (изобразительному искусству | 6 |
2 | 75-84 | Разработка педагогического рисунка | 10 |
| | 75-83 | Дифференцированный зачет | 9 | 2; 3 | |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 2 ПМ. 03 1. Ознакомление с ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» 2. Ознакомление с программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Бориса Неменского. 3. Ознакомление с авторской рабочей программой ИЗО для 1-4, 5-8 классов Шпикаловой Т. Я. 4. Подготовка к семинару «Системы художественного образования в зарубежных школах XX в.» 5. Разработать план-конспект урока по стилизации в декоративной композиции. 6. Подобрать список специальной и дополнительной литературы и интернет источников к уроку. Тематика урока и возраст учащихся по выбору (дисциплина на выбор студента: роспись по дереву, роспись по ткани, рисунок, живопись, композиция и т.д.) 7. Составить критерии оценок творческих работ учащихся на уроках ДПИ 8. Составить примерный календарно-тематический план по ИЗО (1-4 кл.) | 84 | 2; 3 | ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. |
Тематика домашних заданий 1. Методы преподавания в Древнем Риме 2. Методы обучения рисованию в средние века 3. Современные методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству 4. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству 5. Нетрадиционные уроки и их характеристика 6. Художественные материалы и инструменты в работе с учащимися младшего школьного возраста 7. Графические материалы и их применение 8. Техника акварельной живописи 9. Техника работы гуашевыми красками 10. Техника работы акриловыми, темперными красками Темы для реферата: 1. А.Дюрер – основоположник конструктивного анализа формы 2. Гете – теоретик изобразительного искусства 3. Рисование как общеобразовательный предмет в педагогических взглядах Пестолоцци 4. Влияние импрессионистических идей на развитие западноевропейской художественной школы 5. Геометральный» и «Натуральный» методы преподавания рисования | | | |
Учебная практика Виды работ: 1. Посещение аудиторных занятий и составление анализа посещаемых уроков (6 ч.) 2. Проектирование образовательного процесса (12 ч.) 3. Подготовка и проведение практических занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, под руководством преподавателя (12 ч.) Дифференцированный зачет (6 ч.) | 36 | 2; 3 | ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ОК 1-9. |
Производственная практика Виды работ: 1. Составление учебной и методической документации (6 ч.) 2. Планирование практических занятий по декоративно-прикладному искусству с учетом возраста, индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучающихся (12 ч.) 3. Проведение практических занятий по декоративно-прикладному искусству в ДХШ, ДШИ, ДДУ, СОШ и др. (12 ч.) Квалификационный/государственный экзамен (6 ч.) | 36 | 2; 3 | ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ОК 1-9. |
Итого: | 573 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Педагогическая деятельность 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие методического кабинета для занятий по междисциплинарным курсам профессионального модуля «Педагогическая деятельность».
Оборудование учебного кабинета: мебель для оборудования рабочих мест обучающихся и преподавателя; печатные, экранные и экранно-звуковые пособия и стенды, демонстрационный и раздаточный материал; книжный фонд.
- учебные постановки, натуральные образцы изделий;
- схемы составления учебной и методической документации;
-УМК предмета;
- планшеты;
- эскизы;
- инструкционно-технологические карты;
- образцы работ;
- натуральные образцы изделий;
- иллюстрационный материал.
Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор для демонстрации экранных пособий; печатных материалов: тетрадей, страниц рукописей, фотографий; для воспроизведения видео- и звукового ряда; для работы с компьютерными программами.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- рабочее место обучающегося;
- мастерская для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству, оборудованная столами и стульями.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бермус, А. Г. Практическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 127 с.
2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты.– М.: Просвещение, 1989. –192с.
3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 464 с.
4. Кривошенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений, Проспект. – М.: 2006. – 428 с.
5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Агар, 2000. – 56с.
6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок курс лекций. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение 1973. – 303с.
7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
8. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
9. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Спб: Питер, 2009.– 208 с.
10. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
Дополнительные источники:
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Издательство Казанского университета, 1996. – 568 с.
2. Барщ А. О. Наброски и зарисовки – М.: Издательство «Искусство» 1970. – 164 с.
3. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
4. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2013.– 208 с.
5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
6. Талавира Н. А. Основы композиции орнамента. Методическое пособие. – Санкт-Петербург 2000г.
Интернет-ресурсы
https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/chelovek-individ-lichnost
https://psycabi.net/testy/635-test-dom-derevo-chelovek-ddch-proektivnaya-metodika-risunochnyj-test
https://urait.ru/bcode/511716
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности. Освоение профессионального модуля обучающимися происходит посредством организации следующих видов занятий: лекция, семинар, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Освоению данного модуля предшествует изучение общепрофессиональных дисциплин. Практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического обеспечения. В практических заданиях смоделированы реальные производственные ситуации, решив которые, необходимо провести анализ результатов и сделать выводы.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть профессионального модуля. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя без его непосредственного участия. Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.
Учебная практика является обязательным разделом модуля и реализуется концентрировано. Она проводится в форме наблюдательной (пассивной) практики и в форме аудиторных занятий, где реализуется подготовка и проведение практических занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, под руководством преподавателя. Производственная практика (по профилю специальности) проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, концентрированно по окончании освоения модуля.
В процессе освоения разделов модуля осуществляется текущий и рубежный контроль обучающихся в форме контрольных работ, проектов, исследований, практико-ориентированных и творческих заданий.
Промежуточная аттестация по МДК и практике проводится в форме дифференцированного зачета и оценивает сформированность ПК и ОК.
Контроль и оценка по производственной практике проводится на основе дневника и характеристики обучающегося с места прохождения практики, составленной и завизированной представителем образовательного учреждения и ответственным лицом организации (базы практики).
Итоговый контроль освоения вида профессиональной деятельности осуществляется на экзамене (квалификационном/государственном) по ПМ. 03. Условием допуска к экзамену (квалификационному/государственному) является положительная аттестация по МДК, учебной практике и производственной практике.
Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на экзамене квалификационном/государственном является положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям. При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».
При освоении модуля для обучающихся предусмотрены консультации. Формы проведения консультаций – индивидуальные и групповые (в зависимости от специфики учебного материала).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Педагогическая деятельность» специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и высшей категории.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Педагогическая деятельность» специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, высшей категории.
Опыт деятельности в организациях, соответствующей профессиональной сферы не менее 5 лет, является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального модуля «Педагогическая деятельность». Эти преподаватели должны регулярно осуществлять художественно-творческую и методическую работу.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ПМ. 03 Педагогическая деятельность
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки Результатов |
ПК 3.1. Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. | - осуществление преподавательской и учебно-методической деятельности в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО по дисциплинам рисунок, живопись, композиция, декоративно прикладное искусство. |
ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. | - демонстрация и применение теоретических сведений о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности. |
ПК 3.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока. | - разработка урока с указанием форм и методов работы; - подготовка и проведение урока для различных возрастных групп; - демонстрация базовых знаний в области педагогики и методики преподавания - анализ открытого урока с обоснованием форм и методов работы. |
ПК 3.4. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. | - подбор заданий, упражнений и натурных постановок, соответствующий возрасту и интересам учащихся. |
ПК 3.5. Планировать развитие профессио-нальных умений обучающихся. | - составление примерных учебных программ, методических разработок, учебно-методических комплексов по дисциплине, в соответствии с действующими образовательными стандартами; - организация занятий (уроков) по дисциплине в соответствии с календарно-тематическим планированием. |
ПК 3.6. Применять классические и совре-менные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ. | - демонстрация базовых знаний в области педагогики и методики преподавания; - анализ особенностей отечественных и мировых художественных школ. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. |
ОК 2. Организовывать собственную дея-тельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области педагогической деятельности, - оценка эффективности и качества выполнения. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области образования, культуры и искусства. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оцен-ку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - осуществление поиска и анализа необходимой информации из различных источников для решения проблемы; |
ОК 5. Использовать информационно-ком-муникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - демонстрация и применение навыков использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности; - применение знаний и навыков самостоятельной деятельности в системе Интернет; - поиск и анализ информации из различных источников. |
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями структурных подразделений, в ходе обучения; - владение навыками работы в команде; - постановка цели и достижение результата; - толерантное общение с обучающимися, коммуникабельность. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать дея-тельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - определение эффективного направления действий, ориентация на результат; - проявлять ответственность за работу подчиненных и результат выполнения заданий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельных занятий при изучении дисциплин, МДК, профессиональных модулей, производственной практики; - применение имеющихся знаний и опыта для решения новых задач. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; - анализ инноваций в области образования, культуры и искусства. |
*
3