СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дефектологии за 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  по  дефектологии  за  3  класс.Преназначена  учителю  дефектологу  для  3  класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по дефектологии за 3 класс»

Пояснительная записка.

Ученики обучается по адаптированной программе «Дефектология» для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Ученики имеют слабую память, мышление. У учащихся снижена концентрация внимания. Наблюдается фрагментарность в усвоении знаний. Ярослав не усидчив требует постоянного внимания Не может быстро переключаться с одной операции на другую. Требуется многократное повторение и дополнительное объяснение. Слабо развита моторика пальцев и кисти рук.

Ярослав из-за низкой техники чтения списывает неосознанно, не прочитывает слова. При письме под диктовку допускает много ошибок. Звуки выделяет с трудом, не слышит все звуки в слове, отсюда и ошибки на пропуск букв в словах.

Отличительной особенностью учебного курса «Дефектология» по сравнению с примерной программами является невозможность выделить конкретное количество часов на изучение разделов «Развитие аналитико-синтетической сферы», «Развитие внимания »,«Развитие памяти», «Развитие личностно-мотивационной сферы»,«Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях». так как данный вид деятельности присутствует практически на всех занятиях курса дефектология .

В «Содержание курса» данные разделы будут выделены (**).

В рабочей программе разделы пронумерованы римскими цифрами (I-V), которые отражены в таблице «Структура курса и контроль уровня обученности».

Отличительной особенностью учебного предмета русский язык по сравнению с авторской и примерной программами является невозможность выделить конкретное количество часов на изучение разделов

Данные рабочие программы разработаны на основе следующих документов:

1.Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.

2. Закон РФ «Об образовании»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.

5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

6. Образовательная программа НОО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 148 от 01 сентября 2016 г.

Направленность курса

Цель: ликвидирование пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Задачи:

  • сформировать у учащихся познавательный интерес к русскому языку,математике,чтению;

  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас;

  • учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение;

  • обучить некоторым правилам орфографии;

  • помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной письменной речи.

В 3 классе учащимся с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение грамматике будет действенным при установлении связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

В 3 классе проводятся подготовительные практические грамматические упражнения в анализе звукового состава речи, графическом кодировании звуков, образовании слов с помощью некоторых словообразовательных элементов, формировании, составлении

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса «Дефектология» учитывает особенности познавательной деятельности детей коррекционно-развивающего обучения. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития, нравственного воспитания детей в процессе овладения учебными предметами.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 3 классе –34часов (34 учебных недель))

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Дефектологическая программа составлена для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70.

Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Данная программа обеспечивает достижение учащихся коррекционного 3 класса следующих личностных, предметных результатов

Планируемые результаты освоения курса «Дефектология»

Реализация программы обеспечивает достижение учащихся следующих личностных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты:

1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач

Формирование ИКТ-компетентности

Различные способы передачи информации (буква, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные.

Содержание учебного предмета «Дефектология», с указанием количества часов и планируемых результатов

I.Развитие аналитико-синтетической сферы**

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,

Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

II.Развитие внимания**

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).

III.Развитие памяти**

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.

IV.Развитие личностно-мотивационной сферы**

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).

V.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях**

Обеспечить своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, предметных); создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

- переключаться с одного действия на другое



Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п


Содержание

Кол. час

Дата

Основные виды деятельности учащихся

Коррекционные задачи

1

«Найди отличия».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Окруж.мир

.. «Осень»

I-V

2.09

Формировать знаний о сезонных изменениях в природе, знать название осенних месяцев, их последовательности

Расширять представления об окружающем мире, пополнение словаря

2

Зарисовки на листе.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика.Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

I-V

09.09

Формировать навыки пространственной ориентировки


Развивать пространственную ориентировку, развивать общую моторику рук

3

Труд людей осенью. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык.

Предложение.

I-V

16.09

Формировать знания о том, чем занимаются люди осенью.Составлять предложения по теме «Труд людей осенью»

Развивать речь, пополнять словарный запас

4

«Зашифрованный рисунок» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

.Математика.

Впереди, сзади, между

I-V

23.09

Формировать навыки пространственной ориентировки.Понимать и применять пространственные понятия впереди, сзади, между

Развивать пространственнуюориентировку, развитие общей моторики рук

5

«Школа».

. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение.Чтение словами «Золотая осень у тихих дорог»А Барковский.

I-V

30.09

Формировать знания о сезонных измениях. Развивать речь. Читать словами текст«Золотая осень у тихих дорог»А Барковский Отвечать на вопросы к тексту

Развивать речь, пополнять словарный запас, социально-бытовая ориентировка

6

«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

.Математика

Цифры от 1 до 10

I-V

07.10

Формировать математические навыки, закрепить знания цифр от 1 до 10, написание


Развивать мыслительные операций, развивать математические представления

7*

«Дом» зарисовки.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика. Геометрические фигуры.

I-V

14.10

Формировать знания о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе. Чертить геометрические фигуры.


Расширять кругозор, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

8

«Найди отличия»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика. Десяток

I-V

21.10

Формировать навык счёта десятками.Решать примеры в пределах 10


Развивать вычислительные

навыки, развивать мыслительные операций

9

«Угадай слово».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык

«Моя семья»(Списывание).

I-V

28.10

Формировать знания и представления о членах семьи. Слушать и писать диктант по теме «Моя семья»


Развивать фонематический слух и восприятие.

10

«Сходство и различие». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.Нумерация

I-V

11.11

Формировать знания порядкового счёта. Решать задачи в одно, два действия


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

11

«Сгруппируй предметы» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык. .Словарь. Одежда, обувь

I-V

18.11

Формировать знания о видах одежды и обуви.Работать с орфографическим словарём. Составить предложения со словарными словами

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

12*

«Муха».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика Двузначное число

I-V

25.11

Формировать знания о двузначных числах. Учить состав двухзначных чисел Формировать знаний состава двузначного числа 10-15

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

13

«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык

Словарь.Овощи

I-V

02.12

Формировать знания об овощах. Составлять предложения со словарными словами

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

14

«Зрительный диктант»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык.

Фрукты(составление предложений)

I-V

09.12

Формировать знания о фруктах.Списать с печатного текста «Фрукты в саду» подчеркнуть словарные слова


Расширять представления об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развивать устную и письменную речь

15

«Запутанные дорожки».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Единицы измерения

I-V

16.12

Формировать знания о различных единицах измерения. Решать числовые выражения с единицами измерения

Развивать мыслительные операций, развивать память, развивать внимание

16

«Снежный ком». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение.

«Зима». «Зимние забавы»

I-V

23.12

Формировать знания о сезонных изменениях в природе, формировать знания о зимних месяцев, их последовательность. Формировать знания о зимних видах спорта, о детских зимних играх.Развитие речи. Составлять рассказ по сюжетным картинкам

Развивать мыслительные операций, развитие внимания, развитие памяти

17

«Продолжи логический ряд». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык

.ПДД зимой (списывание)

I-V

13.01

Формировать знания о безопасности на дорогах в зимнее время года. Списать с печатного текста «Осторожно гололёд»

Развивать речь, пополнять словарный запас, развитие памяти и мышления

18

«Внимательный художник».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Единицы длины. (дм)

I-V

20.01

Формировать знания об единицах длины (см)Решения геометрических заданий с применением единиц длины см


Развивать мыслительные операций, развивать внимание, развивать память

19

«Зрительный диктант».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Второй десяток

I-V

27.01

Формировать знания о составе двузначных чисел 20-29.решать примеры в пределах 20


Развивать память, развивать мыслительные операций

20

«Что перепутал художник?». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык

Жизнь зверей зимой (изложение)

I-V

03.02

Формировать знания о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формировать знания как помочь птицам. Написать изложение по составленному плану и опорным словам

Развивать речь, социально-бытовая ориентировка, социализация личности

21

«Составление рассказа».Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение.Чтение научного текста из энциклопедии

«Деревья»

I-V

10.02

Формировать знания о деревьях, их названия, пользе, уходе. Читать научно-популярный текст из энциклопедии


Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса

22

«Найди отличия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс. язык

Комнатные растения (списание)

I-V

24.02

Формировать знания о комнатных растениях, их названиях, пользе, уходе


Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора.

Развитие орографической зоркости

23

«Лабиринты». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Углы

I-V

03.03

Формировать знания об углах, их виды

Учиться чертить разные виды углов

. Слушать и писать диктант по теме

Расширить математические представления о геометрических фигурах, развивать математическую терминологию


24

«Сходства и различия».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык. Домашние животные (полные ответы на вопросы использую текст)

I-V

10.03

Формировать знания о домашних животных их пользе, жизни совместно с человеком, уходе. Отвечать на вопросы используя информацию из представленного текста

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

25

«Найди отличия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык

«Инструменты»(диктант с грамматическим заданием)

I-V

17.03

Формировать знания об инструментах. Слушать и писать диктант по теме»Инструменты»

Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные.

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

26

«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение.

«Дикие животные»

I-V

31.03

Формировать знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании диких животных.Чтение текста целыми слова .отвечать на вопросы к тексту

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..


Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

27

«Графический диктант».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Форма

I-V

07.04

Формировать навыка дифференцировать предметы по форме.Различать разные геометрические формы

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..


Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

28

«Поиск ошибок в тексте».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык

«Зоопарк»(работа над ошибками допущенными в тексте)

I-V

14.04

Формировать знания о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними.Найти и усправить ошибки допущенные в тексте

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..


Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса

29

«Внимательный художник». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Окружающий мир Части тела

I-V

21.04

Формировать знания о частях тела человека.работать с текстом «Части тела человека» Дописать в схеме части тела

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..

Развитие представлений о себе, строении собственного тела, развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека

30

«Продолжи логический ряд».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Неделя

I-V

28.04

Формировать знания названий дней недели, их последовательности

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

31

«Исключи лишнее» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Окружающий мир

.Правила гигиены

I-V

05.05

Формировать знания о правилах гигиены .Составить памятки поравилам гигиены

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления

32

«Зашифрованный рисунок».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Геометрические фигуры

I-V

12.05

Закрепить знания о геометрических фигурах. Чертить применяя линейку геометрические фигуры

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..

Формировать математические навыков, развивать умения обобщать и классифицировать

33

«Исключи лишнее».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Число 20. Состав чисел в пределах 20

I-V

19.05

Формировать знания порядкового счёта до 20.Решать примеры и задачи в пределах 20

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)

Развивать математические представления в пределах 20, развивать мыслительные операций

34

Обобщающий урок. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Лето ( Мини-сочинение)

I-V

26.05

Формировать знания о сезонных изменениях в природе, формировать знания названий летних месяцев, их последовательности.

Написать мини-сочинение «Лето»

Различные способы передачи информации (буква, рисунок)..


Расширить представления об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи

. Условные обозначения в тематическом планировании:

I-V-–разделы содержания учебного предмета.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ


1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.


2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.


3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.


4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.


5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.


6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.


7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006