СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изобразительному искусству для 3 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т.Я. Шпикалова. Программа по изобразительному искусству для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по изобразительному искусству для 3 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Брянска




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО учителей Заместитель Директор школы

Изо, технологии и физ.культ. Директора по УВР ____Н. Л. Баранова

______Пантюхова Е. А. ____Макаридина Г.А. Приказ №_____

Протокол №_____________ ________________

от « »___ 2018 « » 2018 от « »___ 2018









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 3 КЛАССОВ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД





Учебник: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство

(перспектива). 3 класс

М.: Просвещение, 2014












Учитель: Зинкина Марина Александровна


1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы: Изобразительное искусство. 1-4 классы. УМК «Перспектива» (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2013. Программа ориентирована на работу по учебникам Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (М.: Просвещение, 2014).


Нормативные документы

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 1-4 на 2018-2019 учебный год.

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.



Цель и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.



Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 3–4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее).


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.


Метапредметные результаты:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.


Предметные результаты:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


Учебно – методический комплекс

  1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы. УМК «Перспектива» (компакт-диск) издательство «Учитель», 2014.

  2. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2014.
























3.Содержание учебного предмета (3 класс)


«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем.

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.

То ли терем, то ли царев дворец. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции.


ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета.

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

Жизнь костюма в театре. Сценичческий костюм героя: традиции народного костюма.

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники ар-хитектуры.

«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.

ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.


ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. русская набойка: традиции мастерства.

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

Содержание учебного предмета (4 класс)


Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)

Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет.

Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи.

Птицы – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок.

Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика.

Знатная Русская земля мастерами и талантами. Портрет: человек творческой профессии, пропорции лица.

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.

Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и по представлению: подвижность красочных пятен, линий.

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.


Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

«Двенадцать братьев друг за другом бродят…». Декоративно – сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.


Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образу.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы – символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.

Народная расписная картинка – лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.


Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч.)

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката. Коллаж.

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма.

Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образ защитника Отечества.

Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусство. Образы символы.

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

Круглый год. Образ времени года в искусстве. Времена года в пейзаже, композиция и цветовая гамма пейзажа.




























  1. Календарно - тематическое  планирование по учебному предмету

«Изобразительное искусство» 3 класс

34 ч. (1 ч. в неделю)



п/п

Раздел, тема, урок

Кол-во часов

Дата


Раздел 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч.)

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Рисование с натуры осенних цветов (акварель).

1


2

В жостовском подносе все цветы России. Рисование узоров Жостова (гуашь).

1


3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Роспись подноса (гуашь).

1


4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель).

1


5

Лети, лети, бумажный змей. Эскиз украшения – воздушного змея.

1


6

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Эскиз лоскутного коврика (акварель, гуашь, фломастеры).

1


7

Живописные просторы Родины. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь).

1


8

Родные края в росписи гжельской майолики. Украшение тарелочки (акварель).

1


9

Двор, что город, изба, что терем. Повтор узоров резьбы по дереву (карандаш, тушь, перо).

1


10

То ли терем, то ли царев дворец. Изображение терема для сказочных героев.

1


11

Каждая птица своим пером красуется. Наброски птиц.




1



Раздел 2. ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч.)

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель).

1


13

Русская зима. Зимний пейзаж (перо, тушь, белая гуашь).

1


14

Зима не лето, в шубу одета. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору).

1


15

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальное шествие .

1


16

Всякая красота фантазии да умения требует. Эскиз карнавальной маски.

1


17

В каждом посаде в своём наряде. Орнаментальная полоса (фломастеры, карандаши).

1


18

Жизнь костюма в театре. Эскиз театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры).

1


19

Россия державная. Сюжетное рисование на заданную тему.

1


20

«Город чудный…». Старинный русский город - крепость.

1


21

Защитники земли Русской… Патриотическая тема.

1



Раздел 3. ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч.)

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

1


23

Широкая масленица. Декоративная композиция.

1


24

Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек

1


25-26

Герои сказки глазами художника. Иллюстрация сказки.



2




Раздел 4. ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч.)

27

Водные просторы России. Изображение по памяти морского пейзажа.

1


28

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Повтор узоров (акварель, гуашь, фломастер).

1


29

Всяк на свой манер. Импровизация на тему платков (гуашь, аппликация).

1


30

В весеннем небе – салют Победы! Композиция на заданную тему.

1


31

Гербы городов Золотого кольца России. Герб родного города (гуашь, фломастеры).

1


32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт с букетом сирени.

1


33

У всякого мастера свои затеи. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер).

1


34

Наши достижения. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер).

1