Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Брянска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО учителей Заместитель Директор школы
Изо, технологии и физ.культ. Директора по УВР ____Н. Л. Баранова
______Пантюхова Е. А. ____Макаридина Г.А. Приказ №_____
Протокол №_____________ ________________
от « »___ 2018 « » 2018 от « »___ 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 КЛАССОВ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство
(перспектива). 3 класс
М.: Просвещение, 2014
Учитель: Зинкина Марина Александровна
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы: Изобразительное искусство. 1-4 классы. УМК «Перспектива» (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2013. Программа ориентирована на работу по учебникам Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (М.: Просвещение, 2014).
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 1-4 на 2018-2019 учебный год.
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.
Цель и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 3–4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Учебно – методический комплекс
Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы. УМК «Перспектива» (компакт-диск) издательство «Учитель», 2014.
Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2014.
3.Содержание учебного предмета (3 класс)
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.
О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем.
Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.
Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.
«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.
То ли терем, то ли царев дворец. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции.
ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.
Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета.
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.
Жизнь костюма в театре. Сценичческий костюм героя: традиции народного костюма.
Россия державная. В мире народного зодчества: памятники ар-хитектуры.
«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.
ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.
Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.
ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.
Цветы России на павловопосадских платках и шалях. русская набойка: традиции мастерства.
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.
В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.
Содержание учебного предмета (4 класс)
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет.
Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи.
Птицы – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.
Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок.
Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика.
Знатная Русская земля мастерами и талантами. Портрет: человек творческой профессии, пропорции лица.
Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.
Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и по представлению: подвижность красочных пятен, линий.
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)
Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.
«Двенадцать братьев друг за другом бродят…». Декоративно – сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.
Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.
Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образу.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы – символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.
Народная расписная картинка – лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч.)
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката. Коллаж.
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма.
Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образ защитника Отечества.
Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусство. Образы символы.
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
Круглый год. Образ времени года в искусстве. Времена года в пейзаже, композиция и цветовая гамма пейзажа.
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 3 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Раздел, тема, урок | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч.) |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. Рисование с натуры осенних цветов (акварель). | 1 | |
2 | В жостовском подносе все цветы России. Рисование узоров Жостова (гуашь). | 1 | |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Роспись подноса (гуашь). | 1 | |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель). | 1 | |
5 | Лети, лети, бумажный змей. Эскиз украшения – воздушного змея. | 1 | |
6 | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Эскиз лоскутного коврика (акварель, гуашь, фломастеры). | 1 | |
7 | Живописные просторы Родины. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь). | 1 | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Украшение тарелочки (акварель). | 1 | |
9 | Двор, что город, изба, что терем. Повтор узоров резьбы по дереву (карандаш, тушь, перо). | 1 | |
10 | То ли терем, то ли царев дворец. Изображение терема для сказочных героев. | 1 | |
11 | Каждая птица своим пером красуется. Наброски птиц. | 1 | |
Раздел 2. ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч.) |
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель). | 1 | |
13 | Русская зима. Зимний пейзаж (перо, тушь, белая гуашь). | 1 | |
14 | Зима не лето, в шубу одета. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору). | 1 | |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальное шествие . | 1 | |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует. Эскиз карнавальной маски. | 1 | |
17 | В каждом посаде в своём наряде. Орнаментальная полоса (фломастеры, карандаши). | 1 | |
18 | Жизнь костюма в театре. Эскиз театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры). | 1 | |
19 | Россия державная. Сюжетное рисование на заданную тему. | 1 | |
20 | «Город чудный…». Старинный русский город - крепость. | 1 | |
21 | Защитники земли Русской… Патриотическая тема. | 1 | |
Раздел 3. ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч.) |
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. | 1 | |
23 | Широкая масленица. Декоративная композиция. | 1 | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек | 1 | |
25-26 | Герои сказки глазами художника. Иллюстрация сказки. | 2 | |
Раздел 4. ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч.) |
27 | Водные просторы России. Изображение по памяти морского пейзажа. | 1 | |
28 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Повтор узоров (акварель, гуашь, фломастер). | 1 | |
29 | Всяк на свой манер. Импровизация на тему платков (гуашь, аппликация). | 1 | |
30 | В весеннем небе – салют Победы! Композиция на заданную тему. | 1 | |
31 | Гербы городов Золотого кольца России. Герб родного города (гуашь, фломастеры). | 1 | |
32 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт с букетом сирени. | 1 | |
33 | У всякого мастера свои затеи. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер). | 1 | |
34 | Наши достижения. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер). | 1 | |
| | | |