СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционной работы  для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА.

Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи курса:

  • выявление речевого недоразвития учащихся;
  • развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
  • развитие лексического запаса;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • коррекция просодической стороны речи;
  • развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
  • формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
  • расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
  • коррекция чтения и письма;
  • воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у учащихся варианта 6.2  с НОДА, проведение необходимой коррекции.

Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2  4 класс, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

            Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:

  1. Обучение произношению:

- коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении.

  1. Речевое дыхание:

- произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний ифраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).

  1. Голос:

- изменение силы голоса в связи со словесным ударением,  в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).

Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя,подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).

Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.

  1. Звуки и их сочетания:

-усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь,ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день);

- правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч;

-дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч;

-произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь,несёт, пюре);

-дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, входе их усвоения.

  1. Работа по коррекции усвоенных звуков:

- дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;

- дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:

  • носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);
  • слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;
  • слитных и смычных: ц—т, ч—т;
  • свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;
  • глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;
  • аффрикат: ц-ч;
  • звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш;
  • твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
  1. Слово:

- произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

- воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их

звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

- понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,

четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

  1. Фраза:

- произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).

- воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной ивопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно);

- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога;

- закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение

наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).