1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« Окружающий мир»
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь:
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
С учетом требования СанПиН и в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 13, в курсе «Окружающий мир», рассчитанном на 50 часов, 20% от общего количества часов отводится на модуль ОБЖ (Основы безопасности и жизнедеятельности). В предлагаемом варианте программа рассчитана на 50 часов (по 1 часу в I и II четвертях и по 2 часа в III и IV четвертях), в т.ч. 10 часов модуль ОБЖ равномерно распределён по урокам от 15 до 20 минут, в зависимости от содержания изучаемых тем.
Цель модуля: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», непрерывность обучения учащихся правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация модуля позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания модуля ОБЖ учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Главными задачами обучения по данному модулю являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (15 ч)
Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Жизнь москвичей — наших сверстников.
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные растения. Распознавание комнатных растений в классе. Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.
Рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.
Экскурсии: «Наблюдаем за небом», «Деревья возле школы», экскурсия в кабинет информатики.
Практические работы: «Определяем камни», «Изучаем части растений», «Определяем комнатные растения», «Определяем растения клумбы», «Определяем деревья по листьям»,
«Определяем хвойные растения», «Исследуем перья птиц», «Исследуем шерсть зверей».
Проекты: «Моя малая Родина».
Как, откуда и куда? (11 ч)
Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Экскурсии: Экскурсия на почту.
Практические работы: «Выполняем опыты с водой», «Собираем электрическую цепь», «Готовим «морскую» воду», «Выполняем опыты со снегом и льдом», «Учимся ухаживать за комнатными растениями», «Учимся ухаживать за животными живого уголка», «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц», «Учимся сортировать мусор», «Исследуем снежки и снеговую воду».
Проекты: «Моя семья».
Где и когда? (8 ч)
Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Практические работы: «Учимся работать с глобусом».
Проекты: «Мой класс и моя школа».
Почему и зачем? (15 ч)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Почта, телеграф, телефон — средства связи.
Радио, телевидение, пресса — средства массовой информации. Интернет.
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Корабли — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения. Устройство корабля.
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения. Устройство самолёта.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта.
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Практические работы: «Изучаем возникновение звуков», «Учимся ухаживать за кошкой и собакой», «Учимся правильно мыть руки и чистить зубы».
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Тема раздела | Виды работы |
Что и кто? | Проект «Моя малая родина» |
Практическая работа. Определение образцов камней. |
Практическая работа. Определение частей растений. |
Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений |
Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. |
Практическая работа. Работа с гербарием |
Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. |
Практическая работа. Изучение строения шерсти животных |
Как, откуда и куда? | Проект «Моя семья» |
Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. |
Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. |
Практическая работа. Приготовление «морской» воды |
Практическая работа. Изучение свойств снега и льда |
Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями |
Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. |
Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета |
Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. |
Практическая работа. исследование снежков и снеговой воды. |
Где и когда? | Проект «Мой класс и моя школа» |
Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. |
Практическая работа. Определение на глобусе экватора |
Почему и зачем? | Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. |
Проект «Наши домашние питомцы |
Практическая работа. Как правильно чистить зубы. |
3.Тематическое планирование
№ | Тема | КЭС | КПУ | Количество часов |
I четверть |
Вводная часть (1 ч) |
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! Экскурсия «Что такое наша школа?» «Что у нас на школьном дворе?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» ОБЖ. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? | 3.3.2 | 2.5.2 2.6.1 | 1 |
Что и кто? (15 ч) |
Духовно-нравственные ценности: патриотизм, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, социальная солидарность, гражданственность, семья, человечество, ценность знания, природа, здоровье и здоровый образ жизни. |
2 | Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? | 2.2.8 2.2.9 2.2.1 | 2.1.12.1.2 | 1 |
3 | Что мы знаем о Москве? | 2.2.6 2.2.3 | 2.1.3 | 1 |
4 | Проект «Моя малая родина» ОБЖ. Город, район в котором мы живем. Наиболее безопасный путь домой. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. | 2.2.7 3.3.2 | 2.5.1 2.5.3 1.10.2 | 1 |
5 | Что у нас над головой? Что у нас под ногами? | 1.2.2 1.3.1 | 1.2.1 1.2.2 | 1 |
6 | Что общего у разных растений? | 1.12.2 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
7 | Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? | 1.12.1 1.12.3 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
8 | Что это за листья? Что такое хвоинки? | 1.12.2 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
9 | Кто такие насекомые? | 1.14.1 1.14.3 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
10 | Кто такие рыбы? | 1.14.1 1.14.3 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
11 | Кто такие птицы? | 1.14.1 1.14.3 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
12 | Кто такие звери? | 1.14.1 1.14.3 | 1.3.1 1.3.2 | 1 |
13 | Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? | 1.1.1 | 1.2.1 | 1 |
14 | Что вокруг нас может быть опасным? ОБЖ. Как вести себя, когда ты дома один? Не торопись быть взрослым. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. | 3.1.1 | 1.10.2 2.6.1 | 1 |
15 | На что похожа наша планета? | 1.3.2 | 1.2.1 1.1.2 1.1.1 | 1 |
16 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина» | 2.2.7 | 1.2.1 1.1.2 1.1.1 1.3.1 1.3.2 | 1 |
III четверть |
Как, откуда и куда? (11ч) |
Духовно-нравственные ценности: патриотизм, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, социальная солидарность, гражданственность, семья, человечество, ценность знания, природа, здоровье и здоровый образ жизни. |
17 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» ОБЖ. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. | 3.1.1 2.1.1 | 2.4.1 2.5.1 2.5.2 2.5.3 2.6.1 | 1 |
18 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ОБЖ. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие. | 1.7.1 1.7.2 | 1.8.2 1.9.1 | 1 |
19 | Откуда в наш дом приходит электричество? ОБЖ. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источник опасности. | 3.3.3 | 1.8.2 1.9.1 1.9.2 | 1 |
20 | Как путешествует письмо? | 1.1.1 | 1.5.1 | 1 |
21 | Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? ОБЖ. Правила поведения на водоёмах в зимнее время. Правила поведения на льду. Первая помощь при травмах в зимнее время. | 1.2.2 1.9.2 3.2.1 3.3.4 | 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.10.1 2.6.1 | 1 |
22 | Как живут растения? | 1.12.2 1.12.3 | 1.2.1 1.2.2 | 1 |
23 | Как живут животные? | 1.14.2 | 1.2.1 1.2.2 | 1 |
24 | Как зимой помочь птицам? | 1.14.4 | 1.3.1 | 1 |
25 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1.17.2 | 1.9.1 | 1 |
26 | Откуда в снежках грязь? | 1.17.2 | 1.8.1 1.8.2 | 1 |
27 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1.2.2 1.9.2 1.7.1 1.7.2 2.1.1 | 1.8.1 1.8.2 1.2.1 1.2.2 1.4.1 | 1 |
Где и когда? (8 ч) |
Духовно-нравственные ценности: патриотизм, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, социальная солидарность, гражданственность, семья, человечество, ценность знания, природа, здоровье и здоровый образ жизни, труд и творчество. |
28 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | 2.1.2 | 2.5.1 2.5.2 2.5.3 | 1 |
29 | Когда придет суббота? Когда наступит лето? ОБЖ. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. | 2.1.2 3.3.1 3.3.3 | 2.6.1 1.10.1 | 1 |
30 | Где живут белые медведи? Где живут слоны? | 1.14.1 1.14.4 | 1.5.1 1.6.2 | 1 |
31 | Где зимуют птицы? | 1.14.1 1.14.4 | 1.5.1 1.6.2 | 1 |
32 | Когда появилась одежда? ОБЖ. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. Одежда по сезону. | 1.4.2 1.5.1 | 1.10.11.10.3 | 1 |
33 | Когда изобрели велосипед? | 1.1.1 | 1.5.1 1.6.2 | 1 |
34 | Когда ты станешь взрослым? ОБЖ. Первая медицинская помощь при ожогах, кровотечениях, укусах насекомых. | 2.1.3 3.3.3 3.2.1 | 1.10.11.10.3 | 1 |
IV четверть |
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» ОБЖ. Какие опасности возникают на улицах и дорогах Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | 2.1.2 3.3.2 | 1.5.1 1.5.2 | 1 |
Почему и зачем? (15 ч) |
Духовно-нравственные ценности: патриотизм, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, социальная солидарность, гражданственность, семья, человечество, ценность знания, природа, здоровье и здоровый образ жизни. |
36 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? | 1.4.1 | 1.1.4 1.3.1 | 1 |
37 | Почему идет дождь и дует ветер? ОБЖ. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. | 1.5.1 3.1.1 | 1.2.2 1.10.1 1.10.3 | 1 |
38 | Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? | 1.5.1 | 1.5.1 1.5.2 | 1 |
39 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Наши домашние питомцы» | 1.14.7 | 1.5.1 1.5.2 1.9.1 | 1 |
40 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? ОБЖ. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. | 1.12.6 1.14.7 1.17.2 3.3.3 3.3.4 | 1.8.2 | 1 |
41 | Зачем мы спим ночью? ОБЖ. Умственная и физическая нагрузка. Работоспособность. Профилактика переутомления. | 3.1.1 3.1.2 | 1.10.1 1.10.3 | 1 |
42 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? ОБЖ. Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья школьника. | 3.1.1 3.1.2 | 1.10.1 1.10.3 | 1 |
43 | Зачем нам телефон и телевизор? | 3.3.1 1.1.1 | 1.5.1 1.5.2 | 1 |
44 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? ОБЖ. Что означают дорожные знаки. | 3.3.2 1.1.1 | 1.5.1 1.5.2 | 1 |
45 | Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? ОБЖ. Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. Пешеходный переход. Что такое перекресток. | 3.3.2 1.1.1 | 1.5.1 1.5.2 | 1 |
46 | Почему в автомобиле, поезде, самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности? ОБЖ. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. | 3.3.2 | 1.10.2 2.6.1 | 1 |
47 | Зачем люди осваивают космос? | 1.3.1 | 1.6.1 1.6.2 | 1 |
48 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1.17.2 | 1.9.1 1.9.2 | 1 |
49 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1.9 1.12 1.14 2.2 | 1.1 1.2 1.5 1.8 | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» ОБЖ. Заключительное занятие. | 1.14.6 | 1.8.2 1.9.1 1.9.2 | 1 |
ВСЕГО: 50 часов, в т.ч. на внутрипредметный образовательный модуль «Основы безопасной жизнедеятельности» - 10 часов. |