СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников "Растим гражданина России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - формирование основных идей, чувств, установок служения Отечеству, отношения к совим близким, обретение знаний о мире и человеке, его предназначении и смысле существования.

Просмотр содержимого документа
«Программа по патриотическому воспитанию дошкольников "Растим гражданина России"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД № 51 «Родничок», ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

С. Кагальник, Азовского района





ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию дошкольников

от 3 до 7 лет



« Растим гражданина России»

Составила старший воспитатель Пунина Людмила Фёдорова



2017 год





ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.



  1. Введение;

  2. Актуальность патриотического воспитания, обоснование необходимость решения;

  3. Цель , задачи программы;

  4. Направления;

  5. Принципы;

  6. Механизм реализации программы;

  7. Организация выполнения программы;

  8. Ожидаемые результаты и перспективы реализации программы;

  9. Система программных мероприятий;

  10. 1.Блок «Я и моя семья»;

  11. 2.Блок «Моё любимое село»;

  12. 3.Блок «Донской край - мой край!»;

  13. 4.Блок «Моя родина Россия»;

  14. Литература.





























Патриотизм есть высокое, благороднейшее

и священное чувство. Полюбим Родину

такой, какая она есть, прислушаемся к

биению её сердца.

В.И.Рерих

Введение.

Патриотизм определяют как любовь к Родине, преданность своему Отечеству и своему народу. Желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (гл.1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед педагогами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Реализуя образовательную программу по этому направлению, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному селу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи, своего народа.

Дошкольный возраст – самый чувствительный, «сентизивный» для серьёзного воспитательного разговора. В сюжетно-ролевой игре, в деятельности и общении дитя пытается постичь внутреннюю, смысловую сторону «мира взрослых», проникнуть в хитросплетения человеческих отношений. «Интерес идёт впереди развития, ведёт его за собой» говорил Л.С.Выготский.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» определила основные пути патриотического воспитания:

  • Содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитания у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважение к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов….

  • Активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, её героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.

  • Развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации. Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Программа «Растим гражданина России» предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию детей в возрасте от 3 до 7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  • Конституция Российской Федерации.

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы».

  • Основная образовательная программа дошкольного образования.

1.Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости их решения.



Актуальность.

Почему возникла необходимость в разработке программы? Последние десятилетия развития России ознаменовались такими негативными процессами, как размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства единства и человеческого достоинства. Отечественная история, её героические события, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Успешный ход реформ не возможен, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственых основ, особенно любви к народной культуре, своему краю, Отечеству. Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как формировался долгим историческим опытом и как высшая духовная ценность передаётся от поколения к поколению. Таким образом, патриотизм представляет собой один из элементов структуры общественного сознания, в котором отражено отношение личности к Отечеству, Родине. Народу, народной культуре. Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами, традициями государства и общенародными праздниками; воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Исходя из этого, определены цели, задачи, направления патриотического воспитания


2.Цель, задачи, направления, принципы отбора содержания патриотического воспитания:

Цель: формирование основных идей, чувств, ценностей, установок служения Отечеству, отношения к своим близким; обретение знаний о мире и человеке, его предназначении и смысле существования.

Задачи:


  • Создавать воспитывающую духовно наполненную, патриотически мотивированную среду жизнедеятельности ДОУ.

  • Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Ростовской области и Российской Федерации: Герба, Гимна, Флага.

  • Приобщать детей к духовным и материальным ценностям русской национальной культуры и донского казачества.

Принципы реализации программы

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а на просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие-приоритетные формы общения педагога с детьми;

  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, интегрированный подход- включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;.

  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Направления патриотического воспитания:

  • Духовно-нравственное

  • Историко-краеведческое

  • Гражданско-патриотическое

  • Социально-патриотическое

  • Героико-патриотическое

  • Спортивно-патриотическое

Духовно-нравственное. Осознание детьми в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Историко-краеведческое. Познание детьми в процессе обучения и патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деянию предков и современников.

Гражданско-патриотическое. Формирование в личности воспитуемого тех черт, которые позволят ему быть полноценным участником общественной жизни. Воспитание правовой культуры, высокой нравственности и общей культуры, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Социально-патриотическое. Активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.

Героико-патриотическое. Ориентация процесса воспитания и пропаганда героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.

Спорртивно-патриотическое. Формирование в процессе воспитания работоспособности человека; развитие морально-волевых качеств личности воспитанника; формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Участники реализации программы:

Дети, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации программы.

Программа «Растим гражданина России» долгосрочная, многопроектная, общесадовая, исследовательско-творческая.

3.Система программных мероприятий.

Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по четырем блокам:

1 блок - « Я и моя семья»

2 блок - «Родноё село»

3 блок - «Донской край-мой край!»

4 блок - «Моя родина Россия»

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных мероприятий.

1 блок - « Я и моя семья».

Мир ребёнка начинается с его семьи, осознания себя.

Цель: формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; уточнение знаний о семейных традициях, истории семьи; укрепление связи поколений в семье; уважения к представителям старшего поколения.

Задачи:

  • Развивать интерес к своим близким, друзьям.

  • Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

  • Обращать внимание на внешние признаки сходства и различия детей

  • Помочь детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи

- семья- ячейка общества, хранительница национальных традиций

- счастье семьи - счастье и благополучие народа

2 блок - «Родное село».

Знакомство начинается с родного дома, улицы на которой ты живёшь, с улицей, по которой идешь в детский сад, селом. Важно показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Дети получат знания о родном селе, его истории, о его хозяйственной деятельности, трудовой деятельности жителей села. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими местами Ростовской области, России. Село- частица Родины.

Цель: Расширение представлений детей о родном селе.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения села. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история села. Труд людей разных поколений. Познакомить с различными объектами села.

  • Познакомить с предприятиями и учреждениями села, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие села, региона, страны. Подчеркнуть: история села неотделима от истории страны.

  • Познакомить с людьми, прославившими село. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей села.

  • Познакомить с разными по назначению зданиями села, историческими памятниками.

  • Рассказывать о местах отдыха, об экологии села.

  • Воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

3 блок - «Донской край - мой край!»

Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Культурно – исторические традиции донского образования – одна из основ жизнедеятельности ДОУ, пронизанной идеями, традициями, нравственными принципами жизни Донского края, казачества.

Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям. Развитие у детей представлений об истории и культуре донского казачества. Воспитание уважения к традициям и обычаям своих предков.

Задачи:

  • Развивать эмоциональный отклик и опыт сопереживания при восприятии донского фольклора, произведений, созданных поэтами, писателями, композиторами Дона.

  • Воспитывать стремление с гордостью относиться к символике Донского края (флагу, гербу, гимну), достижениям своего края, осознавать торжественность национальных праздников.

  • Развивать представления об устройстве жилья казаков, предметов домашнего обихода, хозяйственной деятельности.

  • Обогащать субъектный опыт ребенка на основе совместного познания, переживания, преобразования регионального содержания.



4 блок «Моя Родина Россия»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. Цель: формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как родной стране. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Задачи:

  • Расширить представления детей об истории возникновения Руси, познакомить с былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину.

  • Дать представления о ВОВ, героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

  • Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны.

  • Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

  • Закреплять представления о символике России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

  • Расширять представления о Москве – столице России, о государственных праздниках.

  • Углублять знания о Российской армии.

  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших воинов.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родное село→ родной край→ родная страна.

Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игровые ситуации, игры - инсценировки, праздники, развлечения по каждой теме, которые представляют собой совместную деятельность взрослых и детей.

4. Кадровое обеспечение.

Программа предполагает задействование следующего кадрового состава:

  • Заведующий

  • Педагогические кадры:

старший воспитатель

музыкальный руководитель

воспитатель по народному творчеству

воспитатель по изо

воспитатель по физ-ре

воспитатель по театру

воспитатели групп

учителя-логопеды

педагог-психолог



5. Взаимодействие с социумом

  • Региональный театр «Любо» г. Ростов –на -Дону

  • Детская библиотека им. В.В. Олефиренко с Кагальник;

  • Детская школа искусств им. М.И.Глинки с. Кагальник;

  • ЦДК Азовского района с. Кагальник.

  • ЦДТ с. Кагальник

  • Кагальницкая СОШ

  • Российская академия наук Южный научный центр (ЮНЦ РАН)

с. Кагальник

6. Организационное обеспечение.

  • возможны изменения в организации режима деятельности;

  • проведение комплекса мероприятий по военно-патриотической работе - создание фотовыставок, проведение мероприятий согласно годового плана работы ДОУ, реализация тематических проектов; разработка конкретных рекомендаций по патриотическому воспитанию (родителям, педагогам)

  • привлечение ветеранов, участников ВОВ, военнослужащих при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.



7. Материально- техническое обеспечение:

В ДОУ имеется музыкально-театральный салон, физкультурный зал, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, комната русского быта «Горница», мини-музей, театральная студия, изостудия, в каждой групповой комнате создана развивающая среда по патриотическому воспитанию в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС ДО.

8. Ожидаемые результаты и перспективы реализации программы.

  • Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину, осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.

  • Сформированность уважения по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.

  • Наличие творческих способностей, сформированность активной жизненной позиции.

  • Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления личности ребенка- дошкольника, осознающего свою связь с историей малой родины, историческими традициями и культурой Донского края и страны.

Реализация блоков программы:

1 блок «Я и моя семья»

  • Тема: «Ты и твоё имя».

Задачи: познакомить детей с правом на имя, способствовать социально-нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

  • Тема: «В семейном кругу».

Задачи: закрепить знания детей о семье, семейных ценностях; воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. уточнение знаний о семейных традициях, истории семьи; укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.

  • Тема: «Моя родословная».

Задачи: Воспитывать чувства заботы и внимания к ближним; раскрыть понятие «род», «родители», «семья»; вызвать интерес к истории своего рода.

  • Тема: «Наши бабушки и дедушки».

Задачи: воспитывать уважение, проявлять заботу, быть внимательными и милосердными в отношении пожилых людей.

  • Тема: «Моя любимая мама».

Задачи: поддерживать традиции бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев.

  • Тема: «Мой любимый папа».

Задачи: Воспитывать стремление быть настоящим мужчиной, защитником семьи и Отечества.

  • Тема: «В гостях у детства».

Задачи: раскрыть понятие «детство»; формировать представления о том, что дети делятся на мальчиков и девочек; в чём они похожи и чем отличаются (внешние признаки, деятельность, поступки);

Деятельность воспитателей и детей.

Составление конспектов образовательных мероприятий, литературных вечеров и праздников;

Реализация проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»;

Создание группового альбома «Вместе – дружная семья»;

Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,

Барто А.Л. «Твои стихи», «Две бабушки», Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто старушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони»;

Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация»;

Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О.Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми»;

Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке»;

Праздники:

«День пожилого человека»;

«День матери»;

«День защитника Отечества»;

«День 8 марта».

Совместная деятельность детей и родителей

Досуги, праздники;

Составление генеалогического древа семьи;

Ожидаемые результаты:

  • Уважение и почитание людей старшего поколения;

  • Установление контакта с членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей и взрослых.

2 блок «Родное село».

  • Тема: «МОЁ РОДНОЕ СЕЛО».

Задачи: дать детям представление о местоположении села, его экономическом значении; истории возникновения села; о людях, населяющих село;

Село, где человек родился, называется родным. Все любят родное село, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы оно стал лучше. У каждого села, как и у человека, есть имя, день рождения.

  • Тема: «УЛИЦЫ МОЕГО СЕЛА».

Задачи : содействовать усвоению детьми понятий : «Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы села. В селе много улиц, они тоже имеют свои названия.

  • Тема: «ПРИРОДА РОДНОГО СЕЛА».

Задачи: Сформировать представление о флоре и фауне; о сохранении природы; местах отдыха кагальничан.

  • Тема: «НАШЕ НАСЛЕДИЕ».

Задачи: дать представление о культурном наследии села: произведения местного поэта В.В.Олефиренко. Архитектура села.

  • Тема: «ЗАСЛУЖЕННЫЕ ЛЮДИ СЕЛА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ».

Задачи: дать представления о славных подвигах защитников родной земли (земляки-герои Советского Союза); жителях, прославивших село.

  • Тема: «Труд жителей села».

Задачи: познакомить детей с трудом жителей в селе; с трудом родителей.

Деятельность воспитателей и детей

Создание альбомов: «Моё село», «Исторические места моего села»;

Оформление экспозиции, содержащей фотографии заслуженных людей села, участников и героев войны;

Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий;

Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад»;

Чтение произведений донских писателей и поэтов;

Сюжетно - ролевые игры;

Целевые прогулки по селу;

Беседы: «Достопримечательности села», «Труд сельских жителей», «Улицы нашего села»;

Составление рассказов «Из окна наша улица видна»;

Экскурсии: в музей ЮНЦ РАН с. Какальник; в музей Боевой Славы ЦДТ с Кагальник.



Совместная деятельность детей и родителей.

Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок;

Посещение памятников, участие в праздниках, посвященных Дню села, народных, гражданских, профессиональных праздниках;

Привлечение родителей к участию в экскурсиях и целевых прогулках.



Ожидаемые результаты:

  • Дети имеют представления об истории своего села;

  • Уважение к жителям села;

  • Забота о природных и культурных ценностях села;

  • Поддержание традиций села.

3 блок «Донской край-мой край».



  • Тема: «ДОНСКОЙ ФОЛЬКЛОР».

Задачи: познакомить детей поэтической и музыкальной культурой донского края. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление). Знакомство с яркими историческими страницами земли Донской

  • Тема: «КАЗАЧЬИ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ».

Задачи: знакомить с обычаями, традициями Донского края, воспитывать чувство восхищения, радости, развитие положительных эмоций. Дать детям представление о казачьих народных праздниках. Познакомить детей с символикой района и области.

  • Тема: «БЫТ И ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАЗАКОВ».

Задачи: познакомить с традиционным жилищем казака-курень. История создания донского костюма, вещей. Знакомство с казачьими символами. Конь в жизни казака.

  • Тема: «КРАСОТА ДОНСКОЙ ПРИРОДЫ».

Задачи: развивать интерес и любовь к своей родной Донской Земле. Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности. Формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Реализация проекта «Казачество»;

Чтение произведений донских авторов:

П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Петрусь-мальчишка русский; Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице; Игнатка; Доброе сердце дороже красоты.

Сказки: «Бисеринка»; «Иван Светильник»; «Про сына купца и дочь сапожника»; «Про царскую дочь и козлёнка»; «Танюша и мачеха»; «Чёрная коровушка и Аннушка»; «Кот и лиса»; «Казак и лиса».

А.П.Чехов отрывок из рассказа «Каштанка»; М.А.Шолохов «Жеребёнок», «Нахалёнок»;

Донские былины: «Ай, вот и не светила»; «Схотелось повольничать»; «По полюшку было Куликовскому»;

Индивидуальные и коллективные беседы (проводы казака на службу в армию; герб, флаг казачества, плетень, костюмы казаков, икона, оружие казаков);

Участие воспитанников детского сада в спектаклях, постановках, святочных гуляньях с обрядовыми моментами;

Проведение образовательной деятельности по устному народному творчеству в мини-музее «Горница»;

Кружок донского фольклора «Горлица» ДШИ им.Глинки для детей 6-7лет детского сада;

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий на казачью тематику;

Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок поздравительных пасхальных и др. открыток;

Знакомство с донским промыслом «Белая Семикаракорская керамика-художественный феномен»;

Лепка из глины, соленого теста жаворонков, пасхальных яиц в подарок родителям, родственникам;

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, о казачьей службе, дружбе и товариществе;

Слушание музыкальных произведений донских композиторов на стихи З.Баевой, казачьих песен;

Игры казачат: Коршун; Игра в шапки; Длинная лоза; Игра в редьку; Утка; Дон Иванович и т.д.

Совместная деятельность с родителями.

Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам;

Участие в общесадовых мероприятиях: «Покровские посиделки», «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Святки»;

Организация совместной с родителями выставки детского рисунка;

Участие родителей в театральных постановках;

Папки-передвижки, советы родителям, что и как рассказывать детям о казачестве;

Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках по данной тематике;

Участие родителей в экскурсиях;

Ожидаемые результаты:

  • Иметь представление об истории своей семьи, об истории своего родного края, элементарные знания об истории казачества;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для передачи своих впечатлений о родном крае в устных рассказах, рисунках, поделках.

4.блок «Моя родина Россия».

  • Тема: «Из прошлого в будущее нашей России».

Задачи: воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

  • Тема: « Наши деды и их славные победы».
Задачи: продолжать знакомить детей с историческими событиями нашей страны; с историей Великой Отечественной Войны; формировать интерес к истории нашей Родины; формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к воинам; уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной Войны; вызвать у детей патриотические чувства и желание с благодарностью чтить память защитников Родины.
  • Тема: «Москва – столица нашей Родины».
Задачи: формировать представление детей о столице России, о Москве, как главном городе страны, городе-герое; развивать любознательность; воспитывать гражданско-патриотические чувства, гордость за прошлое и настоящее столицы.
  • Тема: «Россия – Родина моя»

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России: гербе, флаге, гимне;

воспитывать патриотические чувства, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова;

формировать представления о том, что Россия - многонациональная страна;

дать элементарные краеведческие сведения о природе;

воспитывать любовь к родной природе;

дать общие географические сведения о России;

формировать основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Проведение образовательной деятельности, направленной на формирование образа огромной по территории Родины, её природных богатствах, многонациональности, культуре, достижениях людей;

Ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине;

Создание патриотических мини-музеев в группах ДОУ;

Беседы, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организация выставок предметов детского творчества;

Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л.Кассиль «Твои защитники», С.Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победа»;

Реализация проекта «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее»; Знакомство с былинно-песенным творчеством;

Оформление фотоэкспозиции «Я и мой прадед»;

Экскурсии к мемориалу памяти жертвам фашизма, возложение цветов, гирлянд памяти;

Слушание песен военно- патриотической тематики;

Тематическое содержание книжного центра;

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»;

Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке;

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе;

Прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы;

Сюжетно- ролевые , дидактические, настольные, театрализованные игры;

Проведение Акции «Георгиевская ленточка»;

Утренники, посвящённые государственным праздникам;

Участие в Международной Акции «Читаем детям о войне».

Совместная деятельность с родителями.

Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам;

Экскурсия к Мемориалу павшим воинам с возложением цветов;

Организация совместной с родителями выставки детского рисунка;

Папки-передвижки, советы родителям, что и как рассказывать детям о Родине;

Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ;

Проведение Акции «Бессмертный полк»;

Оформление мини-музея Воинской Славы в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • Знание названия страны, её столицы, государственных символов;

  • Сформированность представлений о России, как о родной стране;

  • Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны;

  • Уважение и почитание защитников Отечества.


9. Информационно- методическое обеспечение:

Методическая база методического кабинета: теоретическая и методическая литература:

  • Л.Г. Петерсон И.А. Лыкова Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».

  • Н.Г. Зеленова «Мы живём в России».

  • О.Л.Князева, Д.М. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

  • И.Г.Богаченко, А.М.Рябченко «Дон - наш дом» Ростов-на - Дону, ИПК и ПРО,2006г.

  • Ю.Н.Круглов Пособие «Многоликий мир казачества», Ростов-на-Дону, Баро-пресс, 2007 год.,2003г.

  • В.В.Олефиренко «Азовские напевы» Ростов-на-Дону.

  • Л.А.Бондаренко «Радуга над Доном» (о ратнике и певце Дона Владимире Олефиренко) 2010г.

  • А.Х.Сундукова и др. Методическое пособие «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества», Ростов-на-Дону. Изд. ИПК и ПРО, 2010г.

  • Р.М. Чумичева Региональная программа «Родники Дона» 2005г

  • М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская Пособие «Природа и история родного края» Ростов-на-Дону, 2003 год.

  • Т.С.Есаян, Н.В.Корчаловская. Научно-методическое пособие «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении - перспективное направление модернизации образования» - Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО,2010 г. (части I , II)

  • З.И.Баева «Родники мелодий» Ростов-на-Дону 2012г.




























































































































23