11
Программа ПДД для 1- 4 классов
Программа разработана в соответствии с деятельностным и личностным подходами и предусматривает формирование у детей компетенций безопасного участия в дорожном движении, формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения, личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и безопасности, ответственное отношение к правилам и установкам.
Программа предусматривает развитие:
- внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
Программа учитывает возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей, реализовывать социокультурную направленность обучения. Направлена на охрану и укрепление здоровья обучающихся, их всестороннее (физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое) развитие.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей младшего школьного возраста. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма свидетельствует о том, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно-транспортного травматизма является попадание детей в дорожно-транспортные происшествия. При этом под детским дорожно–транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили телесные повреждения различной тяжести лица в возрасте до 16 лет.
Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Для осуществления поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- выработать у обучающихся поведенческие стереотипы, способствующие самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- прививать у обучающихся культуру безопасного поведения на дорогах;
- воспитывать грамотных участников дорожного движения;
- формировать у обучающихся уважительное отношение к законам дороги, осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации;
- прививать у обучающихся первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Ожидаемый результат:
- повышение правовой культуры обучающихся начальной школы как участников дорожного движения;
- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс
Тема 1. Вводное занятие. Наш город и микрорайон.
Знакомство обучающихся с главными улицами района города, с улицами микрорайона школы. Особенности движения транспорта и пешеходов по этим улицам
Словарная работа: Правила дорожного движения, тротуар, проезжая часть, перекресток, транспорт, светофор, водитель, пешеход, велосипедист, ворота.
Подвижная игра «Автомобили и пешеходы».
Тема 2. Мой маршрут в школу.
Формирование у обучающихся умений и навыков выбирать наиболее безопасный путь в школу. Формирование умений и навыков переходить проезжую часть на данном отрезке пути.
Словарная работа: безопасность, шоссе, пешеходный переход, «островок безопасности», посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.
Подвижные игры с макетом перекрестка.
Тема 3. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Знакомство обучающихся с основными правилами дорожного движения. Особенности движения транспорта и пешеходов по мокрой и скользкой улице.
Практическое занятие «Пешеходный переход».
Тема 4. Наш друг – светофор.
Назначение светофоров, значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Формирование у обучающихся умений и навыков переходить улицу по зеленому сигналу транспортного светофора и разрешенному сигналу пешеходного светофора
Словарная работа: стоп; внимание, сигнал, пешеходный светофор, стойте, идите.
Тема 5. Обязанности пассажиров.
Правила пользования общественным транспортом. Общественный транспорт и грузовые автомобили. Правила для пешеходов.
Словарная работа: общественный транспорт, вагон, посадочная площадка, посадка.
Игры и практические упражнения на площадке.
Тема 6. Дорожные знаки.
Знакомство обучающихся с некоторыми часто встречающимися в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков, а также со знаками, необходимыми пешеходу.
Словарная работа: дорожный знак, железнодорожный переезд, шлагбаум, одностороннее движение.
Игры и практические упражнения на площадке.
Тема 7. Правила игр на улице.
Опасность проведения игр на проезжей части улицы (дороги).
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт и дети».
Тема 8. Движение на загородной дороге.
Обучение школьников движению по загородной дороге.
Словарная работа: дорога, обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, железнодорожные пути, рельсы, железнодорожный переезд, шлагбаум, светофор с мигающим(и) красным(и) сигналом(ами), сигнальный знак «Берегись поезда».
Тема 9. Учимся соблюдать правила движения.
Предупреждение обучающихся об увеличении опасности весной на улицах и дорогах в связи с увеличением в это время года числа машин и пешеходов. Закрепление знаний обучающихся по правилам дорожного движения с помощью настольных игр.
Дидактические игры с макетами.
Тема 10. Обобщающее занятие.
Закрепление приобретенных компетенций, полученных знаний, умений и навыков. Игры и викторины по правилам дорожного движения.
2-й класс
Тема 1. Вводное занятие. Знатоки правил дорожного движения.
Повторение правил движения, изученных в 1 классе. Беседа о конкретных примерах нарушения Правил дорожного движения.
Тема 2. Сигналы регулировщика.
Обучение школьников распознавать сигналы регулировщика, соответствующие сигналам трехсекционного светофора.
Дидактические игры с макетами. Практические упражнения в классе и на площадке.
Тема 3. На улицах и дорогах города.
Знакомство обучающихся с элементами улиц и дорог. Правило правой стороны. Улица с двусторонним движением. Улица с односторонним движением. Движение пешеходов. Элементы дороги: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная дорожка, пешеходная дорожка.
Тема 4. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части.
Перекресток. Виды перекрестков. Разметка проезжей части. Виды дорожной разметки. Экскурсия «Определение частей дороги, видов дорожной разметки».
Тема 5. Движение пешеходов по улицам города.
Закрепление знаний и навыков движения обучающихся по улицам и дорогам. История возникновения правостороннего движения. Правила движения пешеходов.
Тема 6. Правила перехода улиц и дорог.
Закрепление изученных правил о переходе улиц и дорог. Обозначения переходов. Улица с двусторонним движением. Улица с односторонним движением. Выполнение упражнений по переходу проезжей части.
Тема 7. Правила перехода улицы на регулируемом перекрестке.
Перекресток, регулируемый светофором или регулировщиком. Правила перехода улицы на регулируемом перекрестке. Выполнение практических упражнений.
Тема 8. Как обходить стоящий транспорт.
Правила обхода стоящего транспорта. Формирование у детей практических умений и навыков правильно обходить стоящий транспорт.
Тема 9. Игры по Правилам дорожного движения.
Дидактические игры с макетами. Подвижная игра «Пешеходы и водители».
Тема 10. Обобщающее занятие.
Закрепление приобретенных компетенций, полученных знаний, умений и навыков. Игры и викторины по Правилам дорожного движения.
3-й класс
Тема 1. Вводное занятие. Улицы современного города.
Знакомство обучающихся с одной из основных особенностей современного города - возрастанием движения транспорта. Причины дорожно-транспортных происшествий и детского дорожно-транспортного травматизма.
Просмотр и обсуждение видеофильма об обсуждении безопасности дорожного движения.
Тема 2. Сигналы светофора и регулировщика.
Повторение и закрепление знаний обучающихся о сигналах светофора и регулировщика. Сигналы регулирования дорожным движением.
Упражнения (в классе и на размеченной площадке). Дидактические игры с макетами.
Тема 3. Дорожные знаки.
Закрепление знаний обучающихся о дорожных знаках. Группы дорожных знаков.
Предупреждающие знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; «Пересечение с равнозначной дорогой», «Пересечение с второстепенной дорогой», «Пересечение с главной дорогой», «Опасный поворот», «Извилистая дорога», «Скользкая дорога», «Выброс гравия», «Пешеходный переход», «Дети», «Ремонтные работы», «Падение камней».
3апрещающие знаки: «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Автомобильное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходное движение запрещено», «Поворот налево запрещен», «Поворот направо запрещен».
Предписывающие знаки: «Обязательные направления движения» (только направо, только налево), «Круговое движение», «Велосипедная дорожка», «Дорожка для пешеходов».
Указательные знаки: «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Гостиница».
Тема 4. Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров.
Знакомство обучающихся с основными видами транспортных средств, движущихся по улицам и дорогам. Обязанности пассажиров транспорта. Выполнение упражнений с плосткостными макетами общественного транспорта.
Тема 5. Тормозной путь транспорта.
Остановочный путь автомобиля. Тормозной путь транспорта. Практический показ обучающимся тормозного пути автомобиля.
Тема 6. Правила безопасности для пешеходов.
Углубление знаний обучающимися правил поведения на улице. Выполнение правил движения пешеходов - элемент культуры поведения человека.
Тема 7. Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке.
Нерегулируемый перекресток, где движение транспорта и пешеходов не регулируется ни светофором, ни регулировщиком. Функции светофора с мигающим сигналом. Обучение школьников переходить нерегулируемый перекресток.
Тема 8. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Изучение правил водителей велосипедов. Правила дорожного движения для велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Устройство велосипеда. Места для движения на велосипедах.
Учебная езда на закрытой площадке под руководством инструктора.
Тема 9. Игры по Правилам дорожного движения.
Дидактические игры с макетами. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры.
Тема 10. Обобщающее занятие.
Закрепление приобретенных компетенций, полученных знаний, умений и навыков. Игры и викторины по Правилам дорожного движения.
4-й класс
Тема 1. Вводное занятие. Наш путь в школу. Новые маршруты.
Характерные нарушения правил дорожного движения и происшествия в районе, связанные с этими нарушениями. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу, магазин и другие места следования детьми. Выполнение упражнений с макетами.
Тема 2. Причины дорожно-транспортных происшествий.
Анализ и разбор причин несчастных случаев на улицах и дорогах. Беседа с обучающимися.
Тема 3. Движение группами и в колонне.
Ознакомление школьников с правилами движения по улицам и дорогам группами. Беседа с обучающимися. Выполнение упражнений в зале, на размеченной площадке и на улице.
Тема 4. Труд водителя.
Ознакомление обучающихся с трудом водителя. Беседа. Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов, кинофильмов.
Тема 5. Правила перевозки людей на грузовых автомобилях.
Изучение правил поведения при пользовании грузовыми автомобилями. Правила перевозки людей на грузовых автомобилях. Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов.
Тема 6. Предупредительные сигналы водителей.
Предупредительные сигналы водителей. Звуковые сигналы. Световые сигналы указателями поворотов. Световой указатель сзади машины - стоп - сигнал. Сигналы, подаваемые рукой. Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов.
Тема 7. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Специальные автомобили. Пожарные автомобили, автомобили скорой медицинской помощи, полицейские автомобили, автомобили МЧС.
Правила поведения обучающихся на улицах и дорогах при проезде автомобилей и мотоциклов, оборудованных сигналом «сирена».
Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов.
Тема 8. На железной дороге.
Знакомство обучающихся с правилами поведения вблизи железной дороги.
Охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды. Правила безопасного поведения вблизи железной дороги.
Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов.
Тема 9. Игры по Правилам дорожного движения.
Дидактические игры с макетами. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
Тема 10. Обобщающее занятие.
Закрепление приобретенных компетенций, полученных знаний, умений и навыков. Игры и викторины по Правилам дорожного движения.
Реализация данной программы может осуществляться за счет регионального компонента учебного плана либо в ходе внеурочной деятельности.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (и ФГОС НОО продолжительность урока устанавливается образовательной организацией самостоятельно с учётом требований СанПиН. Рекомендуется длительность урока в 1 классе – 35 минут в течение всего года, во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению образовательной организации).
В результате освоения программы у обучающихся младшего школьного возраста будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
А) Личностные универсальные учебные действия. У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке.
Б) Регулятивные универсальные учебные действия. Ребенок научится:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
В) Познавательные универсальные учебные действия. У каждого ребенка будут сформированы:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Г) Коммуникативные универсальные учебные действия. Каждый обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера;
- способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.