Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР _______________ Л.Э. Кильб «___»________________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.07 Основы электротехники
по профессии 19.01.10 Мастер производства молочной продукции
с. Кожевниково, 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) 19.01.10 Мастер производства молочной продукции
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КТАБ»
Разработчики:
Кильб Лариса Эдуардовна, зам. директора по УМР
Мусин Андрей Владимирович, преподаватель
Кильб Алла Эдуардовна, методист
Рассмотрено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Технического профиля»
Протокол №______ от ___________2020 года.
Председатель ПЦК __________Хаткевич А.А.
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
© Кильб Лариса Эдуардовна, заместитель директора по УМР
© Мусин Андрей владимирович, преподаватель
© Кильб Алла Эдуардовна, методист
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС по ППКРС ) 19.01.10 Мастер производства молочной продукции
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительной подготовке по профессии «Мастер производства молочной продукции».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- рассчитывать параметры электрических схем;
- собирать электрические схемы;
- пользоваться электрическими приборами и приспособлениями;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- электрическую терминологию;
- основные законы электротехники;
- типы электрических схем;
- правила графического изображения элементов электрических схем;
- методы расчета электрических цепей;
- основные элементы электрических сетей;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
- схемы электроснабжения;
- основные правила эксплуатации электрооборудования;
- способы экономии электроэнергии;
- основные электротехнические материалы;
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
| |
лабораторные и практические работы | 18 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
работа с конспектом лекции, учебным изданием и специальной технической литературой; решение задач; подготовка рефератов. | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
| | |
Тема 1. Введение | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Электротехника: задачи, содержание, роль в развитии научно-технического прогресса. Методика изучения предмета и взаимосвязь с другими общетехническими и специальными предметами учебного плана. Электротехническая терминология. Схемы электроснабжения, основные элементы электрических сетей. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Подготовить сообщения по темам: «Виды энергии» «Преимущества и недостатки электрической энергии». |
Тема 2. Постоянный и переменный электрический ток. | Содержание учебного материала. | 4 |
1 | Характеристика, единицы измерения, закон Ома для участка цепи, сопротивление. Электрическая цепь: понятие, условное изображение и обозначение, последовательное и параллельное соединение сопротивлений. | 2 |
2 | Источники электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Разветвленные цепи. Правило Кирхгофа. Методы расчета электрических цепей. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Расчет проводов на потерю напряжения. |
3 | Получение переменного тока. Действующие значения тока и напряжения. Цепи переменного тока: с активным сопротивлением, с индуктивностью, с емкостью. Последовательная цепь переменного тока. Резонанс напряжений. Параллельная цепь переменного тока. Резонанс токов. |
4 | Трехфазный ток: получение, характеристики, соединение фаз источника и потребителей. Мощность трехфазной системы и методы ее изменения. |
Лабораторно- практическая работа | 2 | |
Решение задач с применением основных законов электротехники. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Решение задач с применением основных законов электротехники. Выполнить доклад по теме: «Источники электрической эне6ргии». |
Тема 3. Магнитное поле. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Магнитное поле. Характеристики магнитного поля, единицы измерения. Магнитные войства веществ: классификация, строение, применение. | 2 |
2 | Понятие: магнитная цепь её характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи. |
Лабораторно - практическая работа | 2 |
«Расчет параметров электрической цепи». |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Решение задач с применением основных законов электротехники. |
Тема 4. Электрические измерения. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Устройство электроизмерительных приборов. Измерительные. | 2 |
2 | Способы измерения электрических и неэлектрических величин электрическими методами. Комбинированные электроизмерительные приборы. Способы экономии электрической энергии. |
Лабораторно - практическая работа | 2 | |
«Пользование электроизмерительными приборами» |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Определение количества потребляемой электрической энергии за сутки, неделю, месяц и путей её экономии |
Тема 5. Трансформаторы. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Назначение, типы, устройство и принцип действия трансформаторов. Режим работы и КПД трансформаторов. Эксплуатация трансформаторов. | 2 |
Лабораторно - практическая работа | 2 | |
«Устройство и принцип действия понижающего трансформатора». |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Выполнить доклад по теме: «Трансформаторы». |
Тема 6. Электрические машины и оборудование. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Назначение, классификация, устройство, принцип действия, обратимость. | 2 |
2 | Характеристики, условия эксплуатации и КПД электрических машин. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Выполнение электрической схемы |
Тема 7. Электронные устройства. | Содержания учебного материала | 2 |
1 | Понятие, назначение электронных устройств. | 2 |
2 | Классификация и применение электронных устройств. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Выполнить сообщение по теме «Электронные устройства в жизни человека» |
Тема 8. Полупроводниковые приборы. | Содержания учебного материала | 2 |
1 | Устройство полупроводниковых приборов. Электронные лампы. | 2 |
2 | Выпрямители и усилители, их назначение и характеристики. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
«Области применения полупроводниковых приборов». |
Тема 9. Аппаратура управления и защиты. | Содержания учебного материала | 2 |
1 | Назначение, классификация и устройство аппаратуры управления и защиты. Эксплуатации аппаратуры управления и защиты. | 2 |
Лабораторно - практическая работа | 2 | |
«Зарядка электротехнической аппаратуры» |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Выполнить доклад по теме: «Аппаратура управления и защиты электроустановок». |
Тема 10. Электротехнические материалы. | Содержания учебного материала | 2 |
1 | Проводниковые, полупроводниковые и диэлектрические материалы. Классификация проводов и кабелей. | 2 |
2 | Выпрямители и усилители, их назначение и характеристики. |
Лабораторно - практическая работа | 2 |
«Сращивание проводов» |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Выполнить доклады по темам: «Проводниковые материалы» «Полупроводниковые материалы» «Диэлектрики» |
Тема 11. Меры безопасности. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Индивидуальные и коллективные средства защиты. Заземление и зануление. | 2 |
2 | Действие электрического тока на организм человека. Основные правила безопасного использования электрооборудования. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Выполнить доклад по теме: «Способы и средства защиты от поражения электрическим током». |
Тема 12 Электрические схемы. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Электрические схемы: типы, правила графического изображения элементов | 2 |
Лабораторно - практическая работа | 6 | |
| «Чтение электрических схем» «Выполнение электрической схемы» «Монтаж цепи по электрической схеме и контроль её качества». | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Выполнение принципиальной электрической схемы проводки жилого помещения. |
Итоговая аттестация в форме экзамена | | |
Всего: | 66 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «электротехники».
Оборудование учебного кабинета-лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- плакаты;
- демонстрационное оборудование;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проекционное устройство.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные стенды, включающие в себя блоки по темам «Электрические цепи», «Электромеханика», «Электроника»;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Электротехника и электроника. Учебник/Гальперин М.В./М.. ИД «фОРУМ» - ИНФРА-М, 2015
Теоретические основы электротехники. Учебник/ Лоторейчук Е.А. / М., ИД ФОРУМ - ИНФРА- М, 2015
Электротехника с основами электроники. Учебное пособие/Славинский А.К. и др./М., ИД ФОРУМ - ИНФРА- М, 2014
Задачник по электротехнике и электронике. Учебное пособие/Полещук В.И./М., академия, 2014
Контрольные материалы по электротехнике и электронике. Учебное пособие/Лапынин Ю.Г. и др./М., Академия, 2014
Дополнительные источники:
1. Гальперин М.В. Электротехника и электроника. М.: Форум. 2009г.
2. Немцов М.В. Электротехника. М.: Феникс.2008г.
3. Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника. М.: Академия. 2007г. .
4. Туревский И.С., Соков В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей. Учебное пособие. М.: ФОРУМ- ИНФРА-М, 2008г.
5. Данилов И. А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. М.: Высшая школа. 2006г.
6. Шишмарев В.Ю., Электродио-измерения. М.: Академия, 2009г.
7. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах. – ГОСТ 2.710-81, действующий документ.
8. Правила выполнения электрических схем. – ГОСТ 2.702-75, действующий документ.
9.Контрольные материалы по электротехнике. Учебное пособие/Ярочкина Г.В./М., Академия, 2011
10.Электротехника. Учебник/Прошин В.М./М., Академия, 2010
11.Электротехника и электроника. Учебник/ Петленко Б.И./ М., Академия, 2011
12.Сборник практических задач по электротехнике. Учебное пособие/Фуфаева Л.И./М., академия, 2011
13.Электротехнике. Учебник /Фуфаева Л.И./М., академия, 2011
14.Электротехника: Лабораторный практикум. Учебное пособие/Лобзин С.С./М., Академия, 2011
15.Электротехника и электроника. Наглядные пособия, таблицы, схемы. Издательство: ЮУрГУ, 2011г
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную (контрольные работы по разделам) и итоговую аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | экспертная оценка выполнения практических работ, лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- рассчитывать параметры электрических, схем; | экспертная оценка выполнения практических работ, лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- собирать электрические схемы. | экспертная оценка выполнения практических работ, лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; | экспертная оценка выполнения практических работ, лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; | экспертная оценка выполнения практических работ, лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
- электротехническую терминологию; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование |
- основные законы электротехники; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- типы электрических схем; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- правила графического изображения элементов электрических схем; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- методы расчета электрических цепей; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- основные элементы электрических сетей; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- схемы электроснабжения; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- основные правила эксплуатации электрооборудования; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- способы экономии электроэнергии; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- основные электротехнические материалы; | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов. | - устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
4